Урок природоведения в 3 классе на тему "Как живут зимой разные животные"


Автор: Дик В.Н. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2020 Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Декабрь 2020

Тема: Как живут разные звери зимой.

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 3 а.

Особенности класса: обучающиеся имеют нарушение слуховой функции. На уроке используется звукоусиливающая аппаратура: речевой аудиокласс «Форте» (Унитон – АК), индивидуальные слуховые аппараты, кохлеарный имплант. Для развития слухового восприятия применяется экран (Э).

Обучение ведётся:

Клепинина З.А., Титова М.Ф. Природоведение./ Учебник для 3-4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II вида (для детей с недостатками слуха). – М.: Просвещение, 2009

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. – М.: Просвещение, 2006

Рабочая программа по предмету «Природоведение» для работы с обучающими в 3 классе (I отделение)

Продолжительность урока – 40 минут.

Методы и приёмы: репродуктивные, использование межпредметных связей, частично-поисковый, анализ, сравнение.

Использование информационных технологий: компьютер, мультимедийная презентация к уроку.

Оборудование: учебник «Природоведение», презентация «Звери зимой», ребусы о животных, схема «Зима», картинки животных, загадки на карточках, используется экран для развития слухового восприятия (Э), таблицы с предложениями про осень, таблички с предложениями.

Цель. Знакомство с условиями жизни разных животных зимой.

Задачи. Расширять и углублять знания о жизни диких животных зимой.

Обратить внимание на особенности их жизни зимой.

Показать связь жизни диких животных с состоянием неживой природы.

Обучать способности анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, сравнивать и устанавливать причинно –следственные связи.

Развивать познавательную активность.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Корректировать произношение и развивать слуховое восприятие.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Учитель. Э. Наденьте наушники.

Э.Как вы слышите?

Дети. Я слышу хорошо.

Д. Я слышу хорошо.

У.Э.Сядут девочки.

Э. Сядут мальчики.

У. Э.Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

II. Актуализация знаний            

У. Э.Какой будет урок?

Слайд №1

Д. Будет урок природоведения.

У. Э. Посмотрите на фотографии и скажите, куда мы ходили?

Д. Мы ходили в краеведческий музей.

У. Э. Почему мы смотрим эти фотографии?

Д. Я думаю будем говорить о животных.

У. Э.О каких животных будем говорить, вы узнаете, отгадав эти ребусы.

Приложение №1

Д. Лиса.

Д.Лось.

Д.Медведь.

Д.Рысь.

Д.Заяц.

Д.Волк.

Слайд № 3

У.Э. Какие это животные?

Д. Это дикие животные.

У. Э.Какая тема урока?

Д. Дикие животные зимой.

Слайд № 4

Читают хором. Как живут зимой разные животные (звери).

Слайд №5

У.Э. Какая цель урока?

Слайд №5

Д. Узнать о жизни животных.

Д. Уметь объяснить, почему они так живут.

Слайд №6

Критерии оценивания.

У.Получат 5, кто на уроке внимательный, активный.

Правильно и хорошо говорит звуки.

У. Получат 4, если отвечал, но допускал ошибки.

У. Кто мало и неправильно отвечал, получит 3.

III. Изучение нового материала.

1.У. Э.Какое время года сейчас?

Д.Сейчас зима.

У.Назовите признаки зимы.

Д.На улице холодно.

Д.Кругом лежит снег.

Д.Солнце светит, но не греет.

Работа по схеме « Зима».

2.У. Узнаем, как зима изменила жизнь животных.

Слайд № 7

У. Что изменилось у зайца?

Д.У зайца изменилась окраска шерсти.

У. Почему заяц стал белый?

Д.Белого зайца не видно на снегу.

Д. Легко спасаться от врагов.

Слайд № 8

У. Э. Какая стала белка?

Д.Белка стала серебристо-серая.

У.Почему поменялась окраска?

Д. Белка малозаметна среди деревьев.

Слайд № 9

Какая шерсть у лисы?

Д.Шерсть стала густая, тёплая.

У. У всех животных к зиме вырастает густая и тёплая шерсть.

Слайд №10.

У. Кто это?

Д. Это медведь, барсук, ёж.

У. Что можно сказать об этих животных?

Д. Эти животные спят.

У. Почему они спят зимой?

Д.Летом и зимой много едят и становятся толстыми и жирными.

Д.Зимой нет корма.

Слайд №11

У. О ком можно сказать, запасливая как …?

Д. Запасливая как белка.

У. Э.Что запасает белка на зиму?

Д.Белка запасает орехи, грибы, жёлуди.

Слайд № 12

У.Чем питаются эти животные?

Д.Лоси и зайцы грызут кору, ветки молодых деревьев.

Слайд № 13

У. Почему говорят, что волка ноги кормят?

Д. Волки много бегают.

Ищут добычу.

Слайд № 14

У.Э. Что делает лиса?

Д. Лиса ловит мышей и зайцев.

У. Лиса ловит мышей.

Как можно сказать об этом по-другому?

Д. Лиса мышкует.

У. В каком рассказе читали, как лиса мышкует?

Д. В рассказе Н. Сладкова «Лисья пляска».

Слайд №15

У. Как лиса мышкует?

Д.Лиса нюхает снег.

Д.Лиса лапами топочет.

Д.Лиса пляшет. Мышей выгоняет.

Д.Лисица ловит мышей.

У. Снимите наушники. Оденьте аппараты.

Будем отдыхать.

Слайд № 16

Физминутка

У медведя дом большой,

А у зайки маленький.

Наш медведь пошёл домой.

Поскакал и заинька.

3.Работа в парах

У. Каждая пара получает конверт с заданиями.

Задание 1. Прочитайте и отгадайте загадку.

Задание 2. Выбери картинку к загадке.

Задание 3.Откройте учебник на с. 60-61.

Найдите предложения об этом животном.

Задание 4.Дополните предложения об этом животном.

1 пара. Загадка. Хозяин лесной

                          Просыпается весной.

                         А зимой под вьюжный вой

                         Спит в берлоге снеговой.

Предложения. Медведь … всю зиму в берлоге и ничего ….

Живёт он за … жира, который накопил … и ….

Косолапый … в берлоге ….

2 пара. Загадка. Хожу в пушистой шубе.

                            Живу в густом лесу.

                            В дупле на старом дубе

                            Орешки я грызу.

Предложения. Белка напрятала летом и осенью … и …, насушила … .

Зимой ест семена … , … и … .

Спит в тёплом … .

3 пара. Загадка. Не барашек и не кот,

                           Носит шубу круглый год.

                           Шубу серая для лета,

                           Для зимы другого цвета.

Предложения. У зайцев … и … шерсть.

Питаются молодыми … и … .

Они устраивают в снегу глубокие .. и … в них.

4 пара. Загадка. У кого из всех зверей

                           Хвост пушистей и длинней?

Предложения. Ходит рыжая по … и тщательно … .

Лиса норки … под снегом … .

Кормится … и ловит … .

У. Когда задание выполнено, пара выходит к доске и прикрепляет в таблицу картинку животного и предложения.

Животное

Осень

Зима

Заяц

Питается травой.

Не запасает корм.

Меняет окраску шерсти.

Линька.

У зайцев густая и тёплая шерсть.

Питаются молодыми ветками и корой.

Они устраивают в снегу глубокие ямки и спят в них.

Белка

Делает запасы.

Прячет в дупла, гнёзда, в мох орехи, жёлуди, сушит грибы.

Меняет окраску шерсти.

Линька.

Белка напрятала летом и осенью орехов и желудей, насушила грибов.

Зимой ест семена сосен, елей и почки.

Спит в тёплом гнезде.

Лиса

Запасов не делает.

Линька.

 

Ходит рыжая по снегу и тщательно нюхает.

Лиса норки мышей под снегом отыскивает.

Кормится мышами и ловит зайцев.

Медведь

Медведь много ест.

Накапливает жир.

Устраивает берлогу.

Медведь спит всю зиму в берлоге и ничего не ест.

Живёт он за счёт жира, который накопил летом и осенью.

Косолапый сосёт в берлоге лапу.

 

У. Посмотрите на таблицу.

Что можно сказать о жизни животных зимой?

Д. Жизнь животных зимой изменилась.

У. Почему изменилась жизнь животных?

Схема «Зима»

Д.В лесу холодно.

Д.Много снега.

Д. Нет корма.

4. Игра «Кто лишний?»

Слайд №17

У. Кто из животных лишний?

Д. Лишняя белка. Она делает запасы.

Остальные животные не запасают корм на зиму.

Слайд №18

Д. Лишний заяц, потому что все остальные животные зимой спят.

Слайд №19

Д. Лишний заяц, потому что ест ветки и грызёт кору деревьев.

Остальные животные-хищники.

5.У. Животным зимой трудно.

Февраль тяжёлый месяц.

Много снега в лесу и нет корма.

Слайд №20

У. Человек помогает животным.

Кому приготовили корм?

Д. Корм приготовили для лосей.

У. Кому можно помогать зимой?

Слайд № 21

Д. Можно помогать лосям, белкам, кабанам, косулям.

У. Домашнее задание на карточках. Подготовить и рассказать, как человек помогает разным животным зимой.

Слайд №22

6.У. Прочитайте и узнайте по описанию животное.

(Жужжащее чтение и чтение хором).

Д. Это рысь.

Слайд №23

У.По каким признакам вы узнали?

Д. Похожа на кошку.

Д.Рысь – это хищник.

Д.Умеет забираться на высокие деревья.

У. Рысь прячется, чтобы нападать на добычу.

У.Где живёт рысь?

Д.Живёт в северных районах нашей области.

У. Рысь занесена в Красную книгу.

Этих животных мало. Их надо охранять. Охота запрещена.

У. Что ещё узнали про рысь?

Д.Она хорошо слышит, неслышно (тихо) ходит.

У.Вы видели рысь?

Д.Я видел рысь в музее.

Д.Я видел рысь по телевизору.

7.Кто тут был?

Приложение №2

У. Кто тут был?

Д.Тут была белка.

У.Что делала белка?

Д.Белка грызла орехи.

Д.Тут был заяц.

Д.Заяц грыз кору.

У.Кто мог тут пообедать?

Д.Лиса ловит мышей.

IV. Рефлексия

У. Какая цель урока?

Слайд №24

У. Мы выполнили цель?

Д. Я думаю, что выполнили.

У. Что вы узнали о животных?

Д.Животные меняют окраску.

Д.Некоторые животные спят.

Д.У животных тёплый мех.

Д.Животным трудно зимой.

У. Что было интересно?

Д.Узнали как живёт рысь.

Д. Интересно, как лиса мышкует.

У.Почему жизнь животных изменилась?

Схема «Зима»

Д. Зимой холодно. Лежит снег. Нет корма.

У.Вы работали весь урок. Оценим работу друг друга.

Слайд №25

У.Кто внимательный и активный на уроке.

Хорошо говорил звуки.

Д.Внимательная была Келли, Виолетта, Ваня.

У.Кто отвечал, но допускал ошибки?

Д. Аня не всегда была активна.

Настя, Родион старались работать на уроке.

Поставим "4".

У.Кто на уроке работал мало?

Д.Отвечала мало Соня. Поставим "3".

У. Надо стараться быть активнее.

У. Ребята, молодцы!

Вы старались работать хорошо.

Слайд № 26

У. Урок окончен. Хорошего настроения.