Предмет: математика.
Класс: 6 класс.
Тема урока: Вычитание положительных и отрицательных чисел.
Автор УМК: учебник Виленкин Наум Яковлевич, Жохов Владимир Иванович, Чесноков Александр Семенович, Щварцбурд Семён Исаакович
Тип урока: открытие новых знаний
Ожидаемый результат: учащиеся узнают правила вычитания положительных и отрицательных чисел, научатся применять их на практике.
Оборудование и программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с заданием), презентация. Учебник Математика. 6 класс: учеб. для общеоразоват. Учреждений /Н.Я. Виленкин и др. – 23-е изд., - М. Мнемозина,2008
Планируемые результаты:
Предметные: ввести правило вычитания рациональных чисел, добиться запоминания и сознательного освоения этого правила, учить применять правило при вычислениях. Развивать умения выполнять сложение рациональных чисел.
Метапредметные:
· Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
· Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предложение, выполнять действия по алгоритму, анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ.
· Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
· Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
МО - методы обучения (П- проблемный, ОИ- объяснительно-иллюстративный, ЧП – частично-поисковый, репродуктивный)
ФО - формы обучения (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, в парах
ПД – прием деятельности
Ход урока. Технологическая карта урока
Этапы |
Дидактические задачи |
МО |
ФО ПД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Показатели результативности |
||||
1. Постановка учебной задачи |
Создать ситуацию, при которой учащиеся осознают, что «старых» правил и приемов деятельности им не достаточно, подчеркнуть необходимость в новых знаниях. |
П |
Ф |
Задача Смекалкина. Смекалкин предложил своему младшему брату проверить, умеет ли он находить разность чисел. - Запросто! Воскликнул брат. Хорошо! Считай: - 7-3= ( -четыре) - 5-5= ( -нуль) - 2-5= ( - нет такого числа , которое было бы разностью 2 и 5, нельзя от меньшего числа отнять большее). Смекалкин объяснил, что такого числа нет среди положительных чисел. А среди отрицательных его очень легко найти. –Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это за число? (Как в этом убедиться?) (НЕ решенный пример, выписывается на видное место доски, формулируется проблема: - Постараемся разобраться сможем ли мы выполнить подобную операцию вычитания, есть ли у нас для этого нужные знания? проверим себя в конце нашего урока. Как же можно назвать тему сегодняшнего урока? Кто может сказать, цель которую мы должны достигнуть?
|
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы Вызванный ученик строит монологическую речь Принимают и сохраняют учебную задачу; Различают способ и результат действия; учатся оценить правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
Запись темы.
|
Определяют и формулируют цель урока, планируют действие в соответствии с поставленной задачей Готовность к осмыслению материала и активной деятельности |
||||
2.Актуализация опорных знаний. |
Повторить правила сложения положительных и отрицательных чисел, понятие противоположные числа; название компонентов вычитания. |
О-И |
Ф И |
- Прежде чем мы начнем работать над новой темой, выполним подготовительные упражнения, а к концу урока, вы подумаете, и скажите, для чего мы обратили внимание именно на такие задания?
(проектор): 2- 5 слайд презентации Устный счет: 1. Выполни сложение:…... 2. Замени первое слагаемое противоположным числом и вычисли значение суммы в 1 примере. 3. Замени второе слагаемое противоположным числом и вычисли значение суммы во 2 примере. 4. Оба слагаемых замени противоположным числом и вычисли значение суммы в 3 примере 5. Что значит из числа 12 – 7? Как называется результат действия вычитания? Как называется число от которого вычитают? Число которое вычитают?
|
Выполняют устные вычисления, отвечают на вопросы Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы Класс: понимать и воспринимать на слух ответы учащихся
Вызванный ученик строит монологическую речь Контролируют правильность ответов Товарищей Различать способ и результат действия; уметь оценить правильность выполнения действия |
выполняют действия по алгоритму извлекают необходимую информацию, строят логическую цепочку рассуждений, критически оценивают полученный ответ.
|
||||
3.Изложение нового материала |
Обеспечение процедуры усвоения материала,
Обеспечение осмысления и запоминания новых знаний, способов действий.
|
О-И Р Ч-п |
и, ф |
- Решим несерьезную, но поучительную задачу: Доход Буратино составляет 6 сольдо, а долг 8 сольдо. Каково финансовое положение Буратино? 1 способ: сложением 6+(-8)= -2 2 способ: вычитанием, от дохода вычтем долг 6-8= -2 (значит ответ тот же) Вывод: 6-8= 6+(-8)=-2 Вычитание выполнили по схеме: к уменьшаемому прибавили число противоположное вычитаемому. Проверим по этой схеме еще несколько примеров. 6-4=2 или 6+(-4)=2 верно 17-8=9 или 17+(-8)=9 верно Вывод: составим правило (учащиеся формулируют его сами, на доске или слайде выполнена пустая запись схемы правила)
Учитель записывает формулировку правила в схему( или слайда) По выполненной записи несколько учащихся отвечают на вопрос: Как выполнить вычитание двух чисел? В тетрадях делаем краткую запись правила
Далее учитель разъясняет на примерах применение этого правила , включая все возможные случаи.
Примеры: 1) 25-40= 2) 18-(-9)= 3) -20-(-40)= 4) -40-25= (комментирует сильный ученик или учитель) Учитель обращает внимание, что выражения содержащие действия сложения и вычитания можно рассматривать и как сумму и как разность. Например: -18-14= -18+(-14) -8+6-k= -8+6+(-k)
|
Слушают учителя, высказывают предположения, делают рисунки и записи в тетрадях, отвечают на вопросы ,.
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы
Слушают собеседника; при необходимости вступают с ним в диалог; Строят понятные для собеседника высказывания; формулируют своё собственное мнение и позицию
|
Осмысление изложенного материала и способов действий Получение оперативной информации о точности понимания материала, его основных положений |
||||
4. Первичное закрепление материала |
Обеспечение осмысления и первичного закрепления и запоминания новых знаний, способов действий.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Анализ и оценка успешности достижения цели.
|
|
Ф,и, |
Слайд4 Не выполняя действие, замените вычитание сложением Слайд 5 Выполните действие ( с подробным комментированием у доски) Работа с учебником: №1091 а,ж,з - на доске (б,д,и) самост. №1093 на доске №1091 в,г,е комментир. с места
|
Понимают смысл информации, осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной форме Взаимодействуют с учителем во время комментирования решения, проговаривают правило Само и взаимный контроль применения правила на практике Учитывать правило В планировании и контроле способа решения
|
Получение оперативной информации о точности понимания материала, его основных положений |
||||
4. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
И,р б
|
В парах И |
Самостоятельная работа ( работа в парах) с зашифрованным ответом: Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится очень важное слово. - Ребята почему зашифрованное слово важное?
( самост. работу см. в приложении)
Слайд 6 Итог урока (В сжатом виде фиксируется новая информация) . - Давайте подведем итоги нашего урока. Ответьте на вопросы: 1. Почему мы вначале урока обратили внимание на сложение рацион чисел? Повторили противоположные числа? 2. Узнали ли мы новое правило? Как оно читается? Как записывается в буквенном виде? 3. Сможем ли мы выполнить действие, которое вызвало затруднение в начале урока?
Домашнее задание: - п.34 выучить правило №1109 а-е №1113 а,б №1116
|
Выполняют задания сам. работы: и расшифровывают слово
Взаимоконтроль и и контроль правильности и полноты выполнения заданий
Отвечают на вопросы. Анализируют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Запись домашнего задания
|
Получение оперативной информации о точности понимания материала, его основных положений
Оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
Литература:
Интернет-ресурсы:
1. Картинки в презентации: http://yandex.ru