Правовой марафон на тему «Права детей, нарушенные войной»


Автор: Воробьева Т.В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2020 Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Декабрь 2020

Цели и задачи:

расширить представление детей о сущности права;

·        способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

·        побуждать стремление к участию в патриотических мероприятиях;

·        воспитание гражданственности у подрастающего поколения.

Форма проведения: правовой марафон.

Подготовительная работа: распределить между детьми материалы информационного блока (разбить учащихся на 4 группы, по желанию осветить темы: 1) воспоминания «детей войны»; 2) Хиросима и Нагасаки; 3) Трагедия Беслана; 4) Дети Украины.

Оформление:

1.     На доске прикреплены термины: Права детей, Конвенция, Декларация, Ратификация, Право.

2.     4 стола для групп, на каждом столе таблички с названием групп.

3.     На столе группы Хиросима и Нагасаки лежат бумажные журавлики.

4.     Мультимедийный проектор и экран для воспроизведения Презентации, Видеофильма, Слайд-фильма.

План.

1.     Вступительное слово учителя.

2.     Работа групп (рассказ, стихотворение).

3.     Видеофрагмент («Что такое право?»)

4.     Правовой марафон

5.     Заключение. Слово учителя.

6.     Рефлексия: «Журавлики»

7.     Слайд-фильм («Мы на свет родились, чтобы радостно жить»).

ДЕТИ, ПОТРЯСЕННЫЕ УЖАСАМИ ВОЙНЫ

Учитель: История человечества практически не знает периодов, когда бы не было войн и вооруженных столкновений, во время которых не страдало бы мирное население и, прежде всего, дети.

Как известно, дети относятся к наиболее уязвимой группе людей. Уязвимость означает отсутствие специальной защиты тех, чье существование или самобытность подвергается опасности.

Живо ещё то поколение, которое помнит Великую Отечественную войну 1941-1945гг. и может рассказать о ней. «Дети войны» ­ так называется это поколение. В том далёком 1941г. они были мальчиками и девочками. Также как и вы, они мечтали, дружили, любили. Также верили в счастливое будущее. Сегодня мы расскажем о детях, чьи судьбы сломала война.

Слушая рассказы одноклассников, попробуйте поставить себя на место этих детей. Хватило ли у вас силы духа и мужества вынести всё это?

Я предоставляю слово группе: «Дети Вов»

/Выступление группы/

В дни войны
Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет…

(учащиеся. зачитывают воспоминания их прабабушек, жителей г. Ступино)

Тыловое детство
Каких несчастий и какой тоски
Вкусило наше пасмурное детство...
Росли в жестоких играх босяки,
Весь тыл отцовский получив в наследство.

 

Я сытости доныне не приемлю:
Набитое нутро смиряет злость.
Я землю даже ел, когда на землю
Варенье у кого-то пролилось.

 

Далёкие годы, тревожные годы...
Бежали на фронт из тылов пацаны.
Прошла беспризорная наша свобода.
Четыре ли года? - Нет, века войны. 

 

Вы, юные, чуть-чуть крупнее нас,
Живя в тепле, умнея понемногу,
Отстали вы от нас на целый класс -
На страшный класс войны, и слава Богу!

Учитель: Нарушаются основные права детей – право на здоровье, на образование и на жизнь в составе семьи; все дети слишком часто сами подвергались преследованиям.

2. Группа «Дети Хиросимы и Нагасаки»

/ученик./6 августа 1945 года японский город Хиросима был разрушен ядерным оружием - атомной бомбой, сброшенной Соединенными Штатами Америки. Спустя три дня вторая атомная бомба была сброшена на город Нагасаки.

Атомные бомбы убили несколько сотен тысяч человек, многих из них ­ мгновенно в ядерном пожаре; многие погибли позже от ожогов, травм и лучевой болезни; остальные, в течение последующих лет, умерли от онкологических болезней и врожденных дефектов. Эти смерти продолжаются до настоящего дня. Как и в других городах, подвергнутых бомбардировкам во второй мировой войне, большинство жителей Хиросимы и Нагасаки составляли женщины, дети и пожилые люди.

/ученик /Одно из странных последствий взрывов первых атомных бомб (6 и 9 августа 1945 года, Хиросима и Нагасаки соответственно) можно обозначить так: многие из нас живут с тех пор в мире Хибакусей. По меньшей мере, оказываются в нем всякий раз, когда речь заходит о Хиросиме и Нагасаки. «Хибакуся» это слово, которым в Японии называют людей, пострадавших во время этих бомбардировок, но оставшихся в живых. Таких людей довольно много, и все они, разумеется, не могут забыть пережитого ужаса.

Воспоминания Хибакусей пугают и впечатляют мир не слабее канонических фотографий с ядерным грибом. Вот короткий пример:

/ученик/"Мы были в классе и увидели из окна приближающийся B-29. Все смотрели вверх на небо, указывая на самолет. Учителя только успели вывести нас всех из здания, когда произошел взрыв. Сначала был огромный шум, а потом мы оказались окутанными полной темнотой и чернотой. Казалось, мы стали ветром, и еще минут десять после этого я ощущал себя ветром. Все рухнули на землю... Я почувствовал, что город Хиросима исчез.

Открыв глаза и посмотрев вверх, я увидел, что зданий, которые были здесь, больше нет. Я оглядел себя. Одежда на мне сгорела и превратилась в лохмотья – так было горячо вокруг. Я почувствовал жжение на затылке, на спине, в руках и ногах, и понял, что лохмотья, висящие на мне, это не только одежда, но и моя собственная кожа.

Я на автомате пошел в западном направлении, так как там был мой дом. Вскоре я услышал, как кто-то зовет меня. Это был мой друг Ямамото. Он тоже был сильно обожжен. Мы пошли к реке. По пути мы видели много жертв. Мы почти достигли берега. Но в это время повсюду вспыхнул пожар около пяти метров высотой, и мы чудом из него вырвались. Жар был огромным. Я чувствовал, как мое тело горело, и когда прыгнул в холодную реку, это показалось мне блаженством. Когда я добрался до дома, он был полностью разрушен, как и все дома вокруг"

В общем, жаркий ад, смертельный страх, полная разруха, хаос и трагедия. Вот что такое Хиросима и Нагасаки.

/ученица./Хиросима и Нагасаки стали символами атомной катастрофы. Каждый год в этих городах, отстроенных заново, 6 и 9 августа звучит колокол в память о жертвах бомбардировок 1945 г., сотни тысяч людей приезжают туда, чтобы присоединить свой голос к призывам о запрещении ядерного оружия.

Учитель: В настоящее время погибают и становятся калеками дети, как участвующие, так и не принимающие непосредственного участия в вооруженных конфликтах. По разным оценкам, на сегодняшний день в военных действиях приблизительно в 40 странах мира принимает участие от 300 до 500 тыс. лиц в возрасте до 18 лет, причем некоторым из них всего по 7 или 8 лет. За последние 10-15 лет в связи с конфликтными ситуациями погибло более 2 млн. детей, свыше 1 млн. детей стали сиротами, более 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами и свыше 10 млн. детей пережили тяжелую психологическую травму

3.Группа «Дети Беслана»

1-3 сентября 2004 г.

Детский почерк простых, ненаписанных строк,
Перемена в разрушенной, взорванной школе.
И застыл не начавшийся первый урок,
И звонок, закричав, оборвался от боли.

И мальчишка не видит лучей в синеве,
Жизнь его не зовет ни взрослеть, ни учиться,
Он лежит на зелёной, помятой траве,
Как упавшая с неба, подбитая птица.

Ты прости нас, людей синеглазой земли.
Ты прости нас за эту холодную осень,
Мы сберечь и спасти не смогли.
И тетрадный листок жгучий ветер уносит.

Детство тонкой струной затерялось во мгле,
Будет плакать оно в лабиринте столетий.
Вы простите живущих на этой Земле,
На урок из огня не пришедшие дети...

/Рассказ ученик/

Учитель: Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.

“Война нарушает все права ребенка - право на жизнь, право на семейное окружение и на жизнь в обществе, право на здоровье, право на развитие индивидуальности и право иметь пищу и защиту”

4 Группа «Дети Украины»

/ученица/ «Сочинение Украинской школьницы»

/ученица./ Размышления о действии Украинских властей.

Учитель: Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

А в школе? (Учителя, психолог, уполномоченный по правам детей…).

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем.

Давно, очень давно, ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то люди быстро поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека как таковом стали задумываться в Древней Греции, где ещё в VI в до н.э. первые демократические преобразования провёл легендарный Солон[1] (один из 7 мудрецов).

С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей.

Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после второй мировой войны, унёсшей миллионы человеческих жизней. Нужно было придумать, что было бы сильнее государства. Нужен такой защитник, который мог бы поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось.

В Нью-Йорке на берегу Ист-Ривер стоит светлое здание. Днём в лучах солнца оно кажется лёгким, как бы парящим над городом. Когда становится темно, в окнах зажигается свет. Его видят корабли далеко в океане – как маяк.

Это здание и есть маяк, только не для кораблей, а для всех стран нашей планеты. Это здание организации Объединённых Наций (ООН). Здесь было принято множество документов, касающихся всех людей на земном шаре. В этом здании на заседании Генеральной Ассамблеи ООН был принят важный для всех детей документ – Конвенция о правах ребёнка. Её поднимали многие страны. Документ должны знать все дети мира. Это необходимо, потому что, когда дети знают свои права, они будут чувствовать себя защищёнными в трудные минуты жизни.

Просмотр фильма «Что такое право?»

1 конкурс «Разминка» (ведущий задаёт вопросы, кто знает поднимает сигнальную карточку; учитывается быстрота и правильность ответа)1 вопрос – 1 балл

1.  Когда была принята Всеобщая Декларация прав человека? (10 декабря 1948).

2. Какой документ лёг в основу Всеобщей Декларации прав человека? (в основу легла Всеобщая Декларация прав человека и гражданина времён Великой французской революции).

3. Какие основные права человека провозглашены в Декларации? (право на жизнь, свободу и гражданство; право на жизнь труд, образование, участие в управлении и мн-во других прав).

4. Когда была принята Конвенция ООН «о правах ребенка»?

2 конкурс «Ситуация» (каждая команда определяет какие права детей были нарушены в рассказанных ситуациях)/Оценивают друг друга/

3 конкурс «Правовая терминология» ( каждая команда выбирает по 1 понятию (презентация); задача команд дать определение понятиям; учитывается правильность и полнота ответа) Мак. 4 б

1. Что такое Декларация? (Декларация от лат. Заявление, объявление). (Международный правовой документ, в котором провозглашены какие-либо принципы, не носящие обязательного характера; обладают большой морально ­ политической силой, по отношению к нему, судит о позициях данного государства).

2. Что такое «Конвенция»? (от лат. Договор, соглашение)­ документ, носящий обязательный характер, если он ратифицирован данным государством.

3. Что такое «ратификация»? (от лат. Утверждённый) утверждение верховным органом гос. Власти международного договора, подписанного полномочным представителем гос-ва, а также международной конвенции.

4. Что такое «право»? (Право – совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.

4 конкурс «Закончи предложение» У меня и у тебя есть право на…(каждая команда называет право). Кто больше назовёт прав, та команда выигрывает и получает 1 б.

1. Право на свободу вероисповедования, получение информации, свободное выражение мысли.

2. Право на объединение в общественные организации.

3. Право на отдых.

4. Ребёнок и труд.

5. Право на образование.

6. Право на неприкосновенность личности, защиту от психического и физического насилия.

7. Право на гражданство.

8. Право на жизнь и охрану здоровья.

9. Равноправие детей.

10. Право на защиту чести и достоинства.

11. Право детей-беженцев.

12. Права детей-инвалидов, детей с недостатками умственного и физического развития.

13. Защита ребёнка от насильственного перемещения.

14. Право на проживание в семье.

15. Право на имущество.

16. Право на жильё.

Заключение.

Учитель: Попросим наших гостей подсчитать баллы, которые набрала каждая команда и огласить результаты марафона.

Как и предполагалось ­ все набрали поровну.

Человеку много нужно, чтобы счастливо прожить.

Нужен ветер, нужно море, нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе и родные голоса.

Невозможно без природы, без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу, мир загадок и чудес

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг…

Учитель: Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

Соколовская М. «Журавлики»

/Раздаём всем по журавлику, каждый пишет одно единственное слово, которое ему необходимо для счастья и прикрепляет журавлика к доске./

Слайд-фильм завершает наше мероприятие. (2-3 слайда с музыкальным сопровождением «Мы на свет родились, чтобы радостно жить»).




[1] Реформы Солона: примирить враждующие стороны, отменить все долги, отменить долговое рабство,..