Композиция цвет и особенности зрительского восприятия пространства в миниатюрах к «Бабур-наме»


Автор: Немчинов В. М. - подписаться на статьи автора
Журнал: Историческая психология и социология истории. Том 13, номер 2/ 2020 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/ipsi/2020.02.02

На основе презентаций эстетико-культуроведческих и структурно-композиционных исследований, представленных в 2020 г. автором на международной конференции в Государственном музее Востока, ИСАА МГУ и в Отделе истории и культуры Древнего Востока ИВ РАН, в предлагаемой читателю статье дается историко-психологический обзор становления династии трех первых падишахов империи Великих Моголов. Рисуется духовная атмосфера преемственности и семейного единства, в которой стало возможным создание живописного шедевра «Бабур-наме», являющегося уникальным памятником культурного наследия Востока. В статье отвергается современное поверхностное и стереотипное представление о том, что мастерам заказывались просто красивые иллюстрации – миниатюрные картинки к текстам. Новизна авторского подхода к исследованию живописных произведений, украшающих «Бабур-наме», состоит в том, что они рассматриваются как уникальный сквозной авторский симбиоз – триединство наследия хроникера-свидетеля, художников-исполнителей и их вдохновителя – высокообразованного и требовательного ценителя Акбара. Размер журнальной публикации позволил подробно разобрать художественные особенности и психолого-композиционную структуру пока лишь одного, первого листа из собрания, хранящегося в музее Востока. Общий обзор миниатюр будет опубликован в следующих статьях.

Ключевые слова: историческая психология, мировое культурное наследие, империя Великих Моголов, Бабур, Акбар, «Бабур-наме», триединый симбиоз, живописные миниатюры, замысел, композиция, трактовка сюжета, цветовые решения, визуальное восприятие. 

Немчинов Виктор Михайлович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Отдела сравнительного культуроведения Института востоковедения РАН more