Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ


Автор: Маслова К. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2021 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. В условиях модернизации российского образования, исходя из социального заказа общества, особую актуальность приобретает проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, т.е. создания оптимальных условий для их развития, воспитания и образования.

Социальная и практическая значимость проблемы обучения, воспитания, адаптации и интеграции детей с ОВЗ, привлекает внимание ученых и практических работников к решению вопросов совершенствования учебно-воспитательного процесса, как в России, так и за рубежом.

Своей нестандартностью, новизной и результативностью нас заинтересовали идеи и теории следующих исследователей:

-Американский логопед и психолог Джин Айрес. В своих трудах по исследованию сенсорной интеграции разработала комплексы для диагностики сенсорных нарушений, а также на практике оказывала помощь детям с различными сенсорными нарушениями.

-Семенович А.В., основываясь на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов разработала «метод замещающего онтогенеза». Его называют еще психомоторная или нейропсихологическая коррекция, иногда используются термины "сенсомоторная коррекция", "двигательная коррекция".

- Канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф является изобретателем стиля рисования песком «Sand-Art», создавшая песочный анимационный фильм. Песочная терапия, на сегодняшний день, довольно распространенный метод коррекционной работы с детьми. Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов. Позже специалистами было доказано, что его можно эффективно применять для работы с разнообразной психологической проблематикой, а также в образовательных и развивающих целях. Он не имеет возрастных ограничений и может использоваться, начиная с 2-х лет.

- Пол и Гейл Деннисон, специалисты по образовательной кинезиологии, разработавшие и запатентовавшие ее в США под названием «Гимнастика мозга» в 1964 г. Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Наука достаточно молодая. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга — это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики.

Исходя из этого, было решено внедрить современные методы и приемы в работу педагога-психолога по сопровождению детей с ОВЗ.

Целью работы является внедрение в сопровождение детей с ОВЗ таких инновационных методов, как: метод сенсорной интеграции, метод замещающего онтогенеза, песочная терапия по методу Sand-art, кинезиологические упражнения.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать отечественный и зарубежный опыт в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

  2. Определить особенности процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями с использованием современных методов и приемов в ДОУ.

  3. Разработать и апробировать модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ.

Для реализации задач, была проанализирована методическая литература и опыт коллег по данной теме. Применяемые технологии были дополнены инновационными методами работы с детьми ОВЗ:

  • Игровая технология:

    • песочной терапией по методу Sand-art (На наших занятиях мы рисуем не только пальцами, но и широкой кистью, кулаком, ладонью).
  • Здоровьесберегающая технология была дополнена:

    • методом сенсорной интеграции (Сенсорная интеграция- это процесс получения и обработки информации нервной системой, которую она получает от органов чувств. Нарушения сенсорной интеграции проявляются в проблемах получения и реагирования на эту информацию. Дети с расстройством сенсорной интеграции испытывают значительные проблемы с обучением и если им не помочь, то их способность к успеху в учебе будет существенна снижена этими нарушениями. Кроме того, стресс, вызванный таким состоянием, может привести к тревоге, депрессии или проблемам с поведением. В работе мы используем игры с песком, водой, пеной для бритья; релаксационные упражнения, телесно-ориентированные игры (например, зрительный анализатор + двигательный: «Слон, жираф, лягушка», «Веселые спортсмены»; слуховой + двигательный: «Тропинка», «Слушай и повторяй»; осязательный + двигательный: «Рисунок на спине».));
    • методом замещающего онтогенеза (этот метод направлен на прохождения этапов сенсомоторного развития заново, начиная с рождения. На его основе мы совместно с учителем - логопедом составили коррекционную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи «Вместе весело шагать». В данной программе были использованы упражнения, направленные на дыхание, самомассаж, растяжки; глазодвигательные упражнения, игры –ритмы («Замри-отомри» «По хлопку»), развитие пространственных представлений («Верх-низ», «Право-лево», «Спереди-сзади»), пальчиковые игры («Кулачок-ладошка»), двигательные («Качели», ползание, перевороты) и логопедические упражнения, релаксация.);
    • кинезиологические упражнения (кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Иначе говоря, «Гимнастика мозга». Основная идея, на которой построена гимнастика мозга — это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций. Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики. В работе мы используем такие упражнения, как: «Кулак, ребро-ладонь», «Колечко», «Поднимаем пальчик», «Симметрические рисунки»).

            Дополнительно использовались такие технологии как:

  • Индивидуальный и дифференцированный подход;
  • ИКТ (презентации, просмотр видеоклипов, мультфильмов, прослушивание музыки, выполнение заданий с использованием интерактивной доски).

В нашем саду преобладающей является проблема тяжелых нарушений речи у детей- I, II, III уровень общего недоразвития речи. Сопровождение таких детей крайне сложное, так как речевые нарушения чаще всего сопровождаются расстройствами эмоциональной и познавательной сферы. У таких детей наблюдаются признаки девиантного поведения, пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях, недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, неадекватная самооценка), замедленное и ограниченное восприятие, недостатки развития моторики (двигательная неуклюжесть, трудности в различении правой и левой сторон, расстройства мышечного тонуса) и мыслительной деятельности, недостаточная познавательная активность, неусидчивость, быстрая утомляемость.

Работа проводилась в 4 этапа:

1. На первом этапе происходило составление общей картины о ребёнке. Мы вели наблюдение за воспитанниками для сбора информации о их реакциях на различные ситуации, насколько сконцентрированы на заданиях во время НОД, есть ли истощаемость и т. д. Наблюде­ния во время свободной игровой деятельности позволили определить, насколько ребенок адаптировался в детском коллективе. Беседы с воспитателями и ро­дителями, изучение медицинской документации дополнили сведения о дошкольнике, помогли обозна­чить его проблемы и трудности, не выявленные в процессе на­блюдения, представить более полную картину. Далее было проведено диагностическое обследование по методикам: «Паровозик» Велиевой С.В., «Страхи в домиках» модификация Панфиловой М.А., сборник диагностик «В мире детских эмоций» Данилиной Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степиной Н.М., «Экспресс диагностика в детском саду» Павловой Н.Н. Руденко Л.Г., «Диагностическое лото» Воробьевой Т.В., Туйчиевой И.Л., Горницкой О.Н., Кремлевой А.Ю. По итогам обследования были выявлены дети, с признаками ограниченных возможностей здоровья. Вопрос необходимости более тщательного обследования широким кругом специалистов был вынесен на внеплановое собрание ПМПк, где было принято решение о направление на ТПМПК.

2. На втором этапе проходила подготовка необходимых материалов, оборудования; разработка программ сопровождения на основе заключения ТПМПК, индивидуальных образовательных маршрутов; разработка программы для детей с ТНР «Вместе весело шагать», основанной на методе замещающего онтогенеза.

3. На третьем этапе мы реализовали программы сопровождения, направленные на улучшение психического состояния ребёнка, коррекцию эмоционально-волевой и познавательной сферы, получение ребёнком помощи в социализации, улучшение детско-родительских отношений. Программы были составлены на основе разработанных нами программ «Радуга эмоций и чувств», «Развивайка», «Скоро в школу», в которых активно используются внедренные нами инновационные методы, а также сказкотерапия, ИКТ, игротерапия.

Следует отметить, что любая работа психолога строится на основе постоянного взаимодействия с воспитателями и родителя­ми, которым даются рекомендации проводятся консультатив­ные встречи по различным вопросам, вызывающим трудности, инди­видуальные консультации, составление рекомендаций, оформ­ление информационных стендов. Темы консультирования сформировались исходя из запросов конкретных ситуаций: «Особенности детей с ОВЗ», «Психомоторное и речевое развитие детей по возрастным этапам», «Пальчиковая гимнастика дома», «Игры для детей с ОВЗ» и т.д.

4. По результатам нашей работы можно сделать следующие выводы:

1. Методы и приемы взаимодействия с детьми ОВЗ, внедрены успешно и помогают в реализации условий сопровождения. Это подтверждают результаты диагностик. Так на начало года у детей 5-7 лет, имеющих статус ОВЗ, было выявлено, что у 26% детей познавательная сфера была развита на низком уровне, у 43% детей эмоциональная сфера была развита на низком уровне. На конец года, после коррекционной работы диагностика показала, что низкий уровень познавательной сферы был всего у 6% детей, низкий уровень эмоциональной сферы был у 18% детей.

2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в ДОУ сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку с ограниченными возможностями в решении задач его развития, воспитания, социализации. Особенности нарушений меняются с течением времени, следовательно, для достижения положительного эффекта, должны меняться и методы, применяемые в работе с такими детьми.

Список используемой литературы

  1. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», Генезис, 2015г. 474 с.

  2. Деннисон П., Деннисон Г.«Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. Дополнение к "Гимнастике мозга": простые упражнения для активизации обоих полушарий», СПб, 2015г. 320 с.

  3. Э. Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития»,Теревинф, 2017 г. 272 с.

  4. Колганова В., Пивоварова Е., Колганов С. и др. «Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие. Часть 1»,Айрис-пресс 2017 г. 416 с.

  5. «Справочник педагога-психолога» № 11, МЦФЭР, 2017г. 80 с.

  6. «Справочник педагога-психолога» № 9, МЦФЭР, 2018г. 80 с.

  7. «Справочник педагога-психолога» № 1, МЦФЭР, 2019г. 80 с.