Родительство как психологический феномен является целым психологическим образованием личности, которое в развитой форме включает ценностные ориентации родителей (семейные ценности), родительские установки и ожидания, позиции, родительские чувства и отношения, ответственность и стиль семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям.
Проблема родительства встает особенно остро в связи с неоднозначностью понимания этого феномена в современной психолого-педагогической литературе. Вопрос о природе родительских чувств и отношений с точки зрения обыденного сознания выглядит достаточно очевидным: родители - главные и естественные воспитатели ребенка. Современные представления о родительстве не являются универсальными, это продукт длительного исторического развития.
К рассмотрению родительства как сложного социокультурного феномена наиболее близко подошла история детства (Ф.Арьес, М.Мид), культурологически-ориентированная теория возрастного развития (Э.Эриксон), культурно-историческая психология (Л.С.Выготский). Однако при всей значимости этого института родительство как психологический феномен исследовано недостаточно. Цель нашего исследования представляет собой изучение особенностей представлений о родительстве как социокультурном феномене. Задачами стало изучить понятие «институт родительства», экспериментально исследовать представление об институте родительства у настоящих и будущих родителей. Для достижения цели мы использовали методики «Сознательное родительство» М.С. Ермихиной, Р. В. Овчаровой и методика «Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой и Ю.А. Дегтярева.
В исследовании приняли участие 30 человек: 15 человек являются настоящими родителями, 15 человек являются будущими родителями. Анализ результатов исследования по методике «Сознательное родительство» (М.С. Ермихина, Р. В. Овчарова) происходил по следующим компонентам: родительские позиции; родительские чувства; семейные ценности; стиль семейного воспитания; родительское отношение.
Родительскую позицию характеризуют как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми.
Родительские установки - это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах.
Родительские ожидания тесно связаны с родительскими установками; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих. Данный компонент родительства у 35% будущих родителей развит на высоком уровне, у 25% - на среднем уровне и у 45% будущих родителей – на низком уровне.
Семейные ценности являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения. Высокий и средний уровень развития данного компонента показали по 35% будущих родителей, низкий уровень – 30% будущих родителей.
Родительское отношение - относительно устойчивое явление, включающее в себя альтернативные элементы эмоционально- ценностного отношения и способного изменяться в определённых пределах. Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребёнком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями. У 20% будущих родителей этот компонент находится на высоком уровне, у 35% - на среднем и 45% - на низком уровне.
У настоящих родителей все компоненты, кроме компонента «родительские позиции», выявлены на высоком уровне более чем у 50% испытуемых: родительские позиции – 45%, родительские чувства – 60%, родительская ответственность – 65%, родительские установки и ожидания – 75%, семейные ценности – 60%, стиль семейного воспитания – 55%, родительское отношение – 60%.
Таким образом, мы видим, что у будущих родителей все компоненты родительства сформированы на более низком уровне, у данной категории испытуемых преобладают средний и низкий уровень развития компонентов родительства. Эти данные говорят о том, что когда люди имеют детей, у них происходит повышение уровня осознанности родительства.
Проанализируем результаты методики «Представления об идеальном родителе» (Р.В. Овчарова, Ю.А. Дегтярева).
Когнитивный показатель представлений об идеальном родителе. Мы использовали характеристики представления об идеальном родителе, выбранные более 50% испытуемых.
У большинства будущих родителей когнитивный показатель представлений об идеальном родителе характеризуется следующими характеристиками: сильный, благоразумный, практичный, должен быть справедливым, должен все знать, может не ставить детей на первое место.
У большинства настоящих родителей когнитивный показатель представлений об идеальном родителе характеризуется следующими характеристиками: сильный, благоразумный, практичный, должен быть справедливым, может не все знать, должен ставить детей на первое место, доверяющий детям, сотрудничающий с детьми, прощающий, бескорыстный, альтруист, ответственный, всегда терпелив, всегда понимает, не всегда прав.
Различия в характеристиках когнитивного компонента представлений об идеальном родителе заключаются в следующем. Настоящие родители, в отличие от будущих родителей, считают, что идеальный родитель: может не все знать, должен ставить детей на первое место, не всегда прав, решающий за детей. Для анализа эмоционального показателя представлений об идеальном родителе мы так же использовали характеристики представления об идеальном родителе, выбранные более 50% испытуемых.
У большинства будущих родителей эмоциональный показатель представлений об идеальном родителе характеризуется следующими характеристиками: счастливый, радостный, добрый, должен интересоваться детьми, должен быть спокойным, должен гордиться детьми, строгий.
У большинства настоящих родителей эмоциональный показатель представлений об идеальном родителе характеризуется следующими характеристиками: счастливый, радостный, добрый, должен интересоваться детьми, может быть раздраженным, должен гордиться детьми, строгий, ласковый.
Различия в характеристиках эмоционального компонента представлений об идеальном родителе заключаются в следующем. Настоящие родители, в отличие от будущих родителей, считают, что идеальный родитель: может быть раздраженным и иногда кричащим на ребенка, так же он может обижаться на детей.
Таким образом, проанализировав полученные в ходе исследования данные, мы можем сделать вывод, что у настоящих родителей выше уровень осознанного родительства, чем у будущих родителей, а так же настоящие родители допускают в образе идеального родителя такие «неидеальные» характеристики, как: может не все знать, не всегда прав, решающий за детей, может быть раздраженным и иногда кричащим на ребенка, может обижаться на детей, может быть усталый, может быть неопытным родителем, может жить для себя. Основные характеристики когнитивного, эмоционального и поведенческого показателей представлений об идеальном родителе у будущих и настоящих родителей одинаковы.
Литература
Абрамова А.А. Формирование культуры родительства в современном российском обществе: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2011. – 18 с.
Виниченко Е.А. Подготовка студентов к ответственному восприятию родительской роли // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. - №18. – С. 52-58.
Исаков А.В. Ценности родительства в образе жизни молодежи/ А.В. Исаков // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – Чита, 2014. - С. 36-41.
Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 169 с.
Чухарева М.В. Представление об идеальном родительстве у мужчин и женщин // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - №6. – С. 14-19.