Сервисы Web 2.0 в образовании


Автор: Колодин С. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2021 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Май 2021

Развитие и использование Интернета невозможно без знания истории Сети. В далёком 1957 году, когда Советский Союз запустил в космическое пространство первый в мире искусственный спутник Земли, было положено начало созданию глобальной коммуникационной системы, основная цель которой была в том, чтобы связать между собой стратегически важные участки обороны США.

В самой истории Интернета многие исследователи выделяют три стадии: так называемый «нулевой Интернет», Интернет первого поколения и Интернет второго поколения, свидетелями развития которого являемся мы с вами. В эпоху развития «нулевого Интернета» основной акцент при формировании сети делался на наличие связи между компьютерами, а главными потребителями ресурсов этой сети были крупные хайтек-корпорации, научно-исследовательские институты и, разумеется, военное ведомство, для которых она и создавалась. Трудно представить себе Сеть в том виде, в котором она существовала тогда, в 60-90-ые годы прошлого столетия. Интернет напоминал скорее большую библиотеку с огромным количеством текстовых файлов, связанных между собой гиперссылками. Стандарты, по которым строилась Сеть, не позволяли внедрять в текстовые файлы какие-либо изображения.

Расцвет Интернета первого поколения приходится на 90-е – начало 2000-х годов прошлого века. Доступ в Сеть получили все пользователи компьютеров, и Интернет стал местом, где можно было найти всё. Музыка, фотографии, фильмы, тексты буквально заполонили Интернет-пространство. Вместе с тем основной составляющей Сети были статичные сайты. Люди, хоть и могли найти почти всё, что было необходимо, но не могли как-то влиять на жизнь и работу Интернета. Пользователи могли общаться в чатах, форумах, но не все могли создавать свои собственные сайты. Для этого было необходимо знать язык разметки гипертекста HTML, уметь работать с программами-редакторами сайтов. Часто это время называют «эпохой доткомов». В центре Сети были сайты, а не люди.

30 сентября 2005 года была опубликована статья одного из главных идеологов веба второго поколения Тима О’Рейли «Что такое Web2.0?» В ней О’Рейли пишет о возникновении веба второго поколения, плавно пришедшего на смену Web 1.0 осенью 2001 года. В этой же статье он дал определение платформе Web 2.0: «Web 2.0 - это методика проектирования систем, которые путём учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала». Таким образом, основой Интернета второго поколения являются люди, их стремления и желания, воплощенные на просторах Всемирной паутины. Мы стали свидетелями эволюции Интернета первого поколения. Web 2.0 – это эпоха в развитии Интернета, когда в основе Сети лежат люди, создающие эту Сеть. Вместе с тем мы наблюдаем и «опрощение» Интернета. Для того, чтобы создать свой собственный сайт, больше не нужно обладать какими-либо специфическими знаниями, для этого достаточно воспользоваться сервисами любой блог-платформы.

Веб второго поколения принёс с собой новые технологии. Например, появился формат XML, который позволил пользователям использовать общую информацию на разных сайтах. Также появились блог-платформы, возможность создания и совместного редактирования документов, хранилища аудио- и видеоинформации. Крупные Интернет-гиганты, такие, как Google, смогли развивать новые технологии, объединив на своей платформе многочисленные сервисы Сети.

Все эти технологии позволяют более плодотворно использовать возможности веба второго поколения в образовании. Сейчас перед педагогами стоит задача не столько научить человека чему-то новому, сколько научить его учиться, находить информацию в различных источниках и умело ею пользоваться. Одним из таких источников уже давно стали ресурсы Сети. Обучая других, педагог учится и сам. Поэтому сегодня на первый план выходит необходимость использования педагогами ресурсов Интернета в своей повседневной практике, а не только при подготовке к занятиям. Этому активно способствует заинтересованность государства в развитии информационных технологий в системе образования.

Многочисленные сервисы для создания и совместного редактирования документов онлайн позволят педагогам реализовать возможность коллективной работы учащихся над проектами, а также выполнением самостоятельных заданий. Крупнейшими сервисами, реализующими такие возможности, являются бесплатный онлайн-офис Google Docs, разрабатываемый компанией Google, а также онлайн-офис компании Zoho Office Suite и некоторые другие сервисы.

Веб второго поколения расширяет представление пользователей о программном обеспечении как средстве достижения поставленных целей. Так, педагоги в повседневной работе могут использовать не только проприетарное ПО, но и программы, созданные по лицензии Open Source. На первое место здесь выходят браузер Mozilla Firefox, свободный пакет офисных приложений OpenOffice.org, редактор графических файлов GIMP, а также свободный файловый архиватор 7-Zip и некоторые другие программы.

Использование файлообменных хостингов позволит учащимся многократно обращаться к одним и тем же файлам для изучения и подготовки к занятиям. Среди таких сервисов лидируют бесплатные платформы: ifolder.ru, rapidshare.com, megaupload.com, depositfiles.com и некоторые другие. Свободное использование разработок педагогов также возможно на сервисах облачного хранения документов, предоставляющих пользователям возможность не только бесплатно скачать понравившуюся разработку, но и ознакомиться с её содержанием перед скачиванием. Среди таких сервисов выделяются Scribd и Slideshare. Эти сервисы обладают социальной составляющей, позволяя создавать списки авторов и читателей, отслеживая их активность. В Scribd реализована интеграция с социальной сетью Facebook и службой микроблогинга Twitter, позволяя пользователям транслировать свою активность в другие сетевые профили.

Не менее актуальной стала возможность педагогов донести свои знания до учащихся в режиме онлайн, размещая свои документы в Сети не только для ознакомления и скачивания, но и для организации совместного обсуждения проектов. Это стало возможным с появлением различных блог-платформ, а также сервиса микроблогинга. Одно из лидирующих мест в этом списке занимают веб-сервис для ведения блогов blogger.com, принадлежащий компании Google, а также блог-платформа Livejournal.com. Несомненным преимуществом продуктов, работающих под управлением компании Google, является их взаимодополнение и интеграция с различными сервисами компании. Например, педагог, зарегистрировавший свой почтовый ящик на сервисе Gmail.com, принадлежащем Google, автоматически получает доступ к веб-сервису blogger.com, видеохостингу YouTube.com, фотохостингу Picasa.com. Иными словами, налицо процесс некоей «глобализации» в Интернете, позволяющий пользователям с максимальной отдачей использовать возможности Сети. Педагоги получают уникальную возможность бесплатно распространять созданный ими контент не только среди своих учащихся, но и среди пользователей по всему миру. Так, используя возможности платформы совместного обучения wiziq.com, учителя могут распространять свои знания по всему миру.

Также не менее значимой становится работа педагогов по созданию своего собственного образовательного контента, который становится частью их образовательной среды. Например, у учителей появилась возможность создавать свои собственные видеоуроки и транслировать их по всему миру, используя для этого видеохостинги YouTube.com, TeacherTube.com и некоторые другие. Для создания красочного оформления занятия можно использовать возможности многочисленных фотохостингов. Не менее значимым становится создание педагогами своих авторских аудиоподкастов, которые можно использовать на различных уроках и мероприятиях.

Возможности веба второго поколения существенно расширяют границы наших представлений о современном уроке. Так, педагоги получили возможность проводить свои уроки с учениками в режиме онлайн, используя для этого сервисы IP-телефонии, среди которых лидирующее место занимает программа Skype. Программа позволяет объединять в конференцию несколько пользователей, которым педагог может излагать материал занятия. Особенно актуальной эта работа становится в системе дистанционного обучения детей из отдалённых регионов или детей с ограниченными возможностями.

Не последнее место среди сервисов веба второго поколения занимают социальные сети и технология создания веб-сайтов, известная под названием «wiki». Учитывая всё возрастающую роль социальных сетей, педагогам предоставляется возможность работать с учащимися в социальной среде, созданной на этих платформах. Уникальной для совместного обучения и работы стала среда wiki. Термин, впервые появившийся в 1995 году, прочно вошёл в повседневную жизнь школы и завоевал популярность благодаря простоте использования и огромному потенциалу. Используя возможности wiki-среды, педагоги получили возможность создавать образовательный контент совместно с учащимися, редактировать и обсуждать его в Сети в режиме онлайн. Это даёт возможность учащимся полнее чувствовать свою сопричастность учебному процессу, понимать, что они являются главным действующим лицом современной системы образования.

На первое место среди сервисов, обладающих уникальными возможностями по развитию дистанционного обучения учащихся, вышла платформа Moodle. Эта система управления курсами, известная также как виртуальная обучающая среда, обладает поистине уникальными возможностями, позволяя педагогам не только создавать свои собственные дистанционные курсы, но и «вести» ученика во время всего курса и отслеживать его учебные результаты. Moodle также позволяет использовать такой популярный сервис, как электронный дневник, позволяющий родителям учащихся следить за успеваемостью ребёнка.

Возможности Интернета второго поколения безграничны, и от педагогов зависит, насколько грамотно и полно они будут использовать его в своей практике. Уровень ИКТ-компетенции современных педагогов достаточно высок, что позволит им максимально привлекать возможности Сети в своей работе.

Использованная литература:

  1. http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html
  2. http://ru.wikipedia.org/
  3. http://lurkmore.to/
  4. http://www.i2r.ru/static/512/out_23422.shtml
  5. http://prezi.com/bhdtnmintvfh/copy-of-web-20-in-education-beginning/