Особенности и задачи организации музыкально-эстетического воспитания обучающихся с ОВЗ


Автор: Власенко О. П. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2021. Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала
Воздействовать через музыку на весь духовный мир обучающихся, на их нравственный облик; развивать музыкальные способности и творческую активность (с учетом возможностей каждого) посредством кружковой музыкальной работы, организации праздников и вечеров развлечений; воспитывать культуру движения, совмещать эмоции и действия детей в единое целое. Повышать уровень эстетического воспитания, пробуждать интерес ко всем видам музыкальной деятельности, обогащать жизнь воспитанников новыми радостями, переживаниями, расширять их музыкальный кругозор.

Формировать начала музыкальной культуры, осуществлять педагогическое воздействие на организацию досуга обучающихся, на развитие у них художественного вкуса, постоянное наблюдение за их музыкальной деятельностью, личностно-ориентированный подход как на коррекционных музыкальных занятиях, так и при распределении нагрузки каждому ученику в том или ином мероприятии: празднике или постановке музыкально-театрализованной пьесы; проводить с этой целью диагностические срезы музыкальных способностей воспитанников и соответствующую корректировку работы с ними.

Активно пропагандировать музыку и музыкантов; организовывать музыкальные театрализации с участием детей, взрослых, кукол, игрушек; создавать атмосферу дружеского понимания и сопереживания среди детей и по отношению к взрослым во время совместной деятельности; способствовать развитию необходимых черт и качеств характера: уверенности в себе и своих силах, умению преодолевать застенчивость, стеснительность, скованность, повышенную эмоциональность; развивать самостоятельность, общительность, ответственность, коллективизм.

Увлекать различными видами и направлениями музыкальной деятельности во внеурочное время всех обучающихся школы; создавать благоприятные условия для проведения музыкально-коррекционных занятий, праздников и вечеров развлечений (ното- и фонотека, сценический реквизит, декорации, костюмы и т. п.); стимулировать к созданию в учебных группах музыкально-творческих лабораторий. 

Праздники (вечера развлечений) как один из источников коррекции и развития творческой деятельности детей

Праздник в школе – это радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. Он должен войти в жизнь каждого воспитанника ярким событием и остаться в памяти надолго, потому что именно из праздника он вынесет любимую с детства песню, игру, свое первое сольное выступление, память обо всех эмоциональных впечатлениях и совместных переживаниях с друзьями, одноклассниками, учителями, воспитателями, родными. Праздник – это торжество, которое объединяет людей общностью переживаний, эмоциональным настроем, создает то особое ощущение, которое мы называем праздничным.

Праздники и вечера развлечений являются особой и предпочтительной (любимой) формой организации детской художественной деятельности в любой школе. Они соединяют различные виды искусства, способствуют наиболее эмоциональному воздействию и эффективному решению ряда воспитательных задач. Они способствуют формированию речевых навыков у детей с нарушениями умственной и интеллектуальной деятельности, развивают их эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость, обогащают музыкальные впечатления учащихся, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у воспитанников школы-интерната нравственных представлений.

Праздники и развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у учащихся эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов, имеют большое значение для формирования интересов детей, развития их творческой активности. Учащиеся сами охотно принимают участие в разнообразной художественной деятельности: танцуют, поют, читают стихи, ставят театральные представления, идут в праздничном шествии, испытывая при этом разнообразные эстетические переживания.

Праздничный утренник рассматривается как своеобразный итог определенного периода общевоспитательной работы с детьми. Здесь наглядно видны их достижения, а также недоработки воспитателей и учителей: насколько правильно звучит песня, насколько выразительны и точны движения в плясках и играх, разнообразны интонации в театрализованных эпизодах, правильно ли подобраны солисты, актеры, насколько артистичны и непринужденны сюрпризные моменты.

Кроме того, праздники и различные формы развлечений – это действенное средство эстетического развития детей, поэтому в данном пособии предпринята попытка исследования этой проблемы посредством изучения опыта и новых педагогических технологий коллег-музыкантов, ознакомления с новаторскими методами и формами проведения праздничных утренников и тематических вечеров на спецсеминарах, самостоятельного поиска и изобретения нетрадиционных инновационных форм и приемов, которые позволяют не только выполнять основную педагогическую задачу на празднике – художественное воспитание учащихся, формирование и первоначальное проявление их художественно-музыкального вкуса, – но и развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности:

  • передаче харáктерных образов в играх и хороводах;
  • использовании выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях;
  • импровизации маленьких песенок, попевок, театрально-музыкальные импровизации по разыгрыванию темы, сюжета;
  • творческих поисках музыкально-изобразительных средств и вариантов обыгрывания различных ситуаций, имитаций движений.

Необходимо создавать воспитанникам самые благоприятные условия для познания сложного и удивительно богатого внешнего мира – мира природы, мира народной, национальной культуры. Воспитанники узнают, как приходит весна, в чем заключается волшебство русской Масленицы, святок, Рождества, причем узнают это зачастую вовсе не от мам и пап, а во время ярких праздников в школе, которых за учебный год проходит множество, а за все школьные годы это целое духовное состояние, с которым будущие граждане вступят в жизнь.

Праздники – это то, без чего вообще немыслима жизнь, и чтобы каждый из них оставил в душе воспитанника маленькое или большое открытие, доброе воспоминание, которое непременно будет востребовано во взрослой жизни, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования превращаются в сценаристов, артистов, режиссеров. Этот процесс замечателен тем, что детям в нем не отводится роль лишь пассивных исполнителей. Настоящий, познавательный праздник возможен только при творческом участии всех и каждого, учеников, учителей, воспитателей, родителей. Процесс сотворчества, показа образцовых праздников (а это и есть организация досуга) позволяет решать и аспекты социальной адаптации учащихся спецшкол.

Юные участники праздников постигают мудрость взрослого мира только тогда, когда чувствуют себя на них изобретателями, первооткрывателями. Простор для фантазии – обязательное условие любого праздника или развлечения. В целом поисковая работа по организации и проведению групповых и общешкольных праздников и вечеров развлечений направлена на организацию творческой и досуговой деятельности учащихся.

Сценарии и разработки, которые предлагаются вниманию читателей в данном пособии, отнюдь не предполагают жесткой заданности. Именно такой подход определяет и доказывает основную задачу: творческий, изобретательский потенциал педагога не ограничен никакой темой, использование в работе с детьми методов теории решения изобретательных задач и развития творческого воображения делает педагогический процесс интересным и увлекательным. Замысел праздника или развлечения в группе подчиняется главной цели – показать детям интересные зрелища, наполнить их души впечатлениями, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность.

Широкое разнообразие этих мероприятий позволяет решить целый ряд воспитательных задач, стоящих перед коллективом педагогов. Так, хороший художественный уровень небольших, простых по содержанию театральных детских (с участием взрослых) постановок, кукольных реприз, спектаклей или музыкальные и музыкально-литературные концерты, составленные из доступных произведений, воспитывают полноценное художественное восприятие, вызывают у воспитанников эстетические чувства. Удачное оформление, правильно подобранные сочетания цветов, прекрасная музыка, выразительные персонажи, костюмирование, декорации – все это способствует развитию вкуса, положительному отношению к окружающему. На концертах детского самодеятельного творчества, в инсценировках песен, театрализациях сказок каждому участнику предоставляется возможность проявить себя активно, творчески.

Утренники и другие развлечения можно проводить для одной или нескольких одновозрастных или разновозрастных групп одновременно (это обосновано творческими содружествами учебных групп, воспитателей). На праздниках учащиеся из разных групп являются гостями, и часто они приходят с музыкальными приветствиями, поздравлениями, музыкальными сувенирами. Подобные приемы несут в себе обязательную ситуацию успеха, которая должна присутствовать на любом мероприятии, предназначенном для детей. Объединение учащихся для совместного просмотра спектакля, празднования дня рождения, проведения вечера шуток, забав, аттракционов в лесу, на поляне, создает радостное настроение, вызывает интерес и внимательное отношение к выступающим товарищам, развивает определенные навыки поведения в коллективе. Участвуя в концертах, инсценировках, встречаясь в литературно-музыкальной гостиной с творческими людьми и художественными коллективами, ученики обогащаются новыми впечатлениями, закрепляют знания и навыки, полученные на музыкально-коррекционных занятиях. В то же время загадки, фокусы, аттракционы, элементы соревнования в некоторых развлечениях и праздниках стимулируют сообразительность, быстроту реакции, ловкость, смекалку, смелость – качества, так необходимые детям коррекционных классов для коррекции их личности и общего развития. При этом особо следует подчеркнуть роль праздников и вечеров развлечений для развития детской самодеятельности, инициативы, находчивости, творчества. Любой успех, любая удача воспринимаются такими ребятами как целое открытие. Педагог дополнительного образования, наблюдая обратную связь (педагог – ученик) от своих музыкально-коррекционных занятий при выступлении воспитанника на празднике, может полноправно отметить реализацию задач музыкально-эстетического воспитания, а также реализацию индивидуальных возможностей, заложенных в той или иной степени потенциально в каждом человеке, стоит только их «разбудить», дать возможность проверить свои силы. Таким образом, необходимо использовать личностно-ориентированный подход и в формировании музыкальных, театральных, ритмических, танцевальных, эстрадных навыков учащихся.

Нужно стремиться находить и использовать такие формы проведения праздников и развлечений, которые носят не пассивный, а активный характер, позволяющий включить школьников в творческую работу над созданием образов отдельных персонажей инсценировки или музыкального спектакля, найти наиболее удачные интонации, музыку, движения, характеризующие образ, поддержать инициативу детей и помочь им найти свою индивидуальность, неординарность, а иногда и раскрыть музыкальную одаренность. Нужно давать возможность самим детям сочинять сказки, инсценировки, танцевальные композиции, придумывать спортивные соревнования, аттракционы, феерические действия, музицировать и импровизировать, придумывать сюрпризы именинникам, показать творческий концерт-отчет родителям и т. д. Именно эти моменты доставляют детям наибольшее удовольствие и радость. Они гордятся, если им удалось сотворить, сочинить и показать что-то такое, что понравилось зрителям, привлекло всеобщее внимание.

Музыкальный руководитель должен знать, что истоки творческих музыкальных проявлений закладываются уже в раннем детстве. Психолог Б. М. Теплов подчеркивал, что эстетическое воспитание младших школьников не может быть полноценным, если ограничиться лишь восприятием и исполнительством. По своей природе творчество синтетично, часто носит импровизационный характер и дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях учеников и своевременно их выявлять. Поэтому музыкально-коррекционные занятия должны начинаться с начальной школы. Младших школьников нужно вводить в мир музыки большим разнообразием форм деятельности, предоставляя им право сделать свой выбор (вокал, ритмика, игра на музыкальных инструментах, театрализация и др.), дать возможность побывать в роли солиста, актера, ведущего, водящего, оркестранта.

У младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности, непосредственность, они еще не стесняются выступать на сцене, хотя и теряются в силу объективных причин отставания в развитии (речь, память, координация движений, физические к психические недуги). Все это является ценным источником творческого развития детей. Музыкальное творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Ребята, систематически посещающие музыкально-коррекционные занятия, участвующие в праздниках и развлечениях, становятся организованнее, активнее и в учебной деятельности.

В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости с мышлением, абстрактного с конкретным, логики с интуицией, творческого воображения с активностью, способностью быстро принимать решение.

Творчество ребят на празднике и вечере развлечений связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, в различных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер. Детское творчество на праздниках и вечерах развлечений представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество школьников тем и ценно, что они открывают что-то новое, ранее неизвестное в мире музыки.

Праздник в большей степени, чем программное занятие, есть та благодатная почва, когда на глазах у всех ученик преисполнен желания исчерпать сполна и «выплеснуть» освоенный музыкальный материал и накопленный музыкальный опыт, но только в своей, уникальной и единственной в своем роде интерпретации.

Творчество воспитанников интерната позволяет наблюдать за ходом музыкальной мысли учащегося, за развитием музыкальности детей, за тем, как развиваются способности образного видения мира (эти сведения должны фиксироваться в диагностических картах при тестировании детей, в процессе анализа выполненных детьми творческих заданий). Творческое начало у воспитанников проявляется в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно, по собственной инициативе, или по просьбе ведущего, действующих лиц праздника. «Провокационные» вопросы: «А кто умеет?», «А кто может?», «А у кого лучше получится?», «А кто перепляшет, перепоет?» и др. влекут за собой массу творческих выступлений школьников.

Работая над сценарием праздника или вечера развлечений, необходимо создавать ситуации, побуждающие детей к творческим действиям, продумывать создание атмосферы непринужденности, эмоциональной отзывчивости, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей. Творчество учащихся позволяет развивать, направлять и контролировать их музыкальное мышление, целенаправленно строить дальнейшую работу по формированию конкретных творческих навыков.

Мы знаем, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик будущего гражданина.

Формы организации музыкальной деятельности различны, но ведущими среди них являются учебная деятельность на уроках музыки, дополнительная внеурочная деятельность на музыкально-коррекционных занятиях и праздники и вечера развлечений. Тот опыт, который дети приобрели на уроках и музыкально-коррекционных занятиях, влияет на самостоятельную деятельность детей, позволяет им успешно участвовать в праздниках и развлечениях, в музыкальных театрализациях и драматизациях. Учащиеся начальных классов школы достаточно хорошо владеют следующими музыкальными навыками: водят хороводы, слушают и поют песни (как сольно, так и ансамблевыми группами, хором), играют на детских музыкальных инструментах, читают стихи, театрализуют действия, участвуют в постановках кукольных реприз, музыкальных сказок, в музыкально-дидактических играх и др. Но одному педагогу дополнительного образования добиться успехов в музыкально-эстетическом воспитании учащихся невозможно. Воспитатель – первый помощник музыкального руководителя. Воспитатель хорошо должен знать программный материал, владеть навыками музыкальной деятельности и руководства детьми. На занятиях воспитатели вместе с детьми должны усвоить движения, знать песенный репертуар, хороводный, игровой. Поэтому задачей музыкального руководителя является и проведение консультаций с воспитателями, и дополнительные занятия с теми воспитателями, которые назначены ведущими на празднике или исполнителями каких-либо ролей. Преподаватель музыки должен помогать воспитателям и с оформлением зала к торжествам, и с изготовлением декораций, и с обеспечением костюмами. Там, где между воспитателями и педагогом дополнительного образования отлажена система совместной работы, установлен деловой подход и взаимопонимание, там заметно отличается музыкальная деятельность детей данной группы в направлении достижения положительных результатов.

Литература

  1. Евтушенко, И. В. Организация музыкальных занятий в системе учебно-воспитательных занятий в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот // Дефектология. – 1995. – № 5.

  2. Козлов, Б. В. Изучение музыкальной грамоты на уроках музыки во вспомогательной школе // Дефектология. – 1984. – № 4.

  3. Козлов, Б. В. Применение наглядных пособий на уроках музыки во вспомогательной школе // Дефектология. – 1981. – № 5.

  4. Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры в коррекционно-вспомогательной работе с детьми, страдающими церебральным параличом // Дефектология. – 1990. – № 4.

  5. Лазарева, В. К. Музыкально-ритмические занятия на уроках пения и музыки в начальных классах вспомогательной школы // Дефектология. – 1990. – № 5.

  6. Мачихина, Е. Ф. Внеклассная работа во вспомогательной школе-интернате. – М.: Просвещение, 1978. – С. 125.

  7. Миловская, С. М. Некоторые особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников. – М.: Просвещение, 1977.

  8. Миловская, С. М. О коррекционных возможностях эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы // Дефектология. – 1980. – № 4.

  9. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / под ред. Т. Н. Головиной. – М.: Педагогика, 1972. – С. 62.