Урок русского языка на тему «Разделительный твердый знак после приставок»


Автор: Мартынова Н. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2021. Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала

Цель урока: совершенствовать умение правильно употреблять разделительный твердый знак после приставок в устной и письменной речи.

Задачи урока:

Обучающие – уметь образовывать однокоренные слова с разделительным твердым знаком; применять полученные знания при выполнении заданий.

Развивающие – способствовать формированию учебного интереса к предмету, развитию умения участвовать в коллективной работе, формированию умения самоконтроля, развитию умений самостоятельно проверять правильность выполнения задания; обогащать словарный запас.

Воспитательные – создать условия для воспитания культуры общения, прилежности, дисциплинированности, активности на уроке.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие детей, готовность их к уроку. 

Сообщение темы и цели урока.

- Послушайте стихотворение внимательно, и скажите, сто сегодня на уроке мы будем изучать?     

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели

Почему случилось так?

Кто виновник?

Твердый знак!

   

- Кто скажет, какая тема нашего урока?

- Написание слов с разделительным твердым знаком.

- Повторение приставка – это…., привести примеры приставок:

О, об, от, под, за, на, над, в, с, при, и т.д.

- А сейчас посмотрите на доску, я написала слова, в которых употребила некоторые из приставок. Но я не могу понять, какую ошибку допустила при написании, в словах нет смысла. (РАБОТА У ДОСКИ) 

Подезд, сёмка, обявление, отехать.

- Вы мне помогли понять, где я допустила ошибки. Спишите слова без ошибок, выделите в них приставки.

- Посмотрите внимательно на слова, которые вы только что написали.

- Кто может сформулировать правило написания слов с разделительным твердым знаком?

Разделительный твердый знак пишется после приставок оканчивающихся на согласные и перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

Работа по теме урока.

1. Правило на стр. 57

2. При помощи приставок образуйте новые слова. Слова записать. Выделить приставку:

                 ехал                                      ехать                              езд

                 езжать                                  ездить                            ездить

Под          езд                         С             езжать            Об          ехать

                 ездный                                 езд                                  езжать

                                                                                                      ездной

 

3. Работа с пословицей:

 - На доске записаны слова, из которых нужно «собрать» пословицу.

С…есть, чтобы, в, рыбку, надо, воду, лезть.

(Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть)

- работа с пословицей, словами.

4. Работа по учебнику: стр. 57, упр. 89.

- задание дифференцированно.

5. Самостоятельная работа: запись слов под диктовку.

Отъезд, объем, разъяснение, въезд, подъезд, подъемный, съедобный.

- проверка – ключ на доске.

Подведение итогов урока.

  • Чему учились на уроке?

  • Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание.

Стр. 57, упр. 88