Процессы интеграции в учреждении дополнительного образования. Обобщение опыта работы


Автор: Бусовикова О. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2021. Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Декабрь 2021

Актуальность

В проекте Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» одним из основных принципов государственной политики в сфере ДОД является партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества; межведомственная и межуровневая кооперация, сетевое взаимодействие, использование культурных, географических ресурсов территорий. В межведомственной программе развития ДОД в Российской Федерации до 2020 года, говоря об ее актуальности, отмечается, что особенностью существующей сферы дополнительного образования является ее интеграционный и межведомственный характер.

Интеграция образовательных учреждений способствует решению общих задач воспитания детей и подростков, помогает им в жизненном, профессиональном самоопределении, стимулирует их творческую и познавательную активность. Поэтому Центр детского творчества, как учреждение дополнительного образования, активно взаимодействует с образовательными учреждениями поселка, района и края.   

Теоретическое обоснование опыта

Центр расположен на территории Нытвенского муниципального района в поселке городского типа Уральский, общее количество жителей которого составляет 8500 человек. В поселке имеется три учреждения дошкольного образования и два здания общеобразовательной школы: начальной и средней. Центром предлагаются услуги в реализации 8 модульных образовательных программ дополнительного образования детей по направлениям: художественно-эстетическое, социально-педагогическое, эколого-биологическое и физкультурно-спортивное. В начале учебного года между учреждениями заключается договор, в котором прописываются все условия все условия сотрудничества. Родителями заполняются анкеты-заявления на обучение их ребенка по той или иной модульной образовательной программе. Применяя личностно-ориентированный подход, мы даем возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных направлениях деятельности и объединениях, после чего остановить свой выбор на более понравившемся. По-нашему мнению, очень важно то, чтобы ребенок мог самостоятельно выбирать свою образовательную траекторию, так как одними из принципов обучения являются добровольность и доступность.

Сущность и результативность

Вот некоторые программы взаимодействия дошкольного, начального, основного и дополнительного образования. Так, например, в детском саду «Светлячок» для детей 6-7лет уже несколько лет реализуется на практике модульная образовательная программа «Творческая студия» художественно-эстетического направления. Девочки подготовительной группы занимаются декоративно-прикладным творчеством: бисероплетением, работают с бумагой в технике «Квиллинг», делают сувениры из различных материалов.

В этом году в детском саду «Теремок» девочки и мальчики подготовительной группы проходят обучение по образовательной программе «Юный эколог» и детский театр моды «Фантом».

Для воспитанников детского сада «Березка» были предложены образовательные программы «Радуга» декоративно-прикладного творчества и «Мастерская Берендея» эколого-биологического направления. Различные виды деятельности на занятиях позволяют воспитывать усидчивость и работоспособность, развивать мелкую мускулатуру рук, прививать эстетический вкус.

Все детские работы принимают участие в выставках на базе детского сада и Центра детского творчества. Кроме этого дошкольники и их родители приглашаются на различные мероприятия, проводимые в Центре детского творчества: экскурсии, театрализованные представления, праздники.

Большое значение для воспитания мальчиков имеет реализация образовательной программы «Домашний умелец». Она решает задачу допрофессиональной ориентации ребенка, овладения навыком работы со столярными инструментами и деревянными изделиями. Далеко не во всех семьях есть папы, которые бы охотно занимались с сыновьями трудовой деятельностью, учили бы их строгать, забивать гвозди. Поэтому данная образовательная программа всегда актуальна и востребована. Ежегодно программу 1-ого года обучения проходят 50 мальчиков 6 лет, воспитанников всех детских садов поселка. Придя в 1 класс, они продолжают по ней заниматься, закрепляя полученные умения и навыки и получая новые знания. Изготовленные детьми поделки (игрушечная мебель, транспорт) принимают участие в выставках, ярмарках и потом дарятся родителям, бабушкам и дедушкам на какой-либо праздник.

Седьмой год реализуется образовательная программа «Поколение-2000» социально-педагогического направления. А начиналось все с объединения «Затейники» фольклорной направленности. Педагоги Центра совместно с воспитателями детского сада «Светлячок» вели работу по передаче детям культурного наследия, знакомству с традициями русского народа. В течение двух лет воспитанники детского сада участвовали в календарно-обрядовых праздниках «Рождество», «Масленица», «Пасха». И, перейдя в начальную школу, продолжили обучение по этой программе, узнавая о фольклоре народов Прикамья и мира. Большой интерес к этому у детей возник на Краевом фестивале детских подростковых коллективов образовательных учреждений Пермского края «Содружество».

Там «Затейники» познакомились с ребятами других национальностей: татарами, башкирами, грузинами, коми-пермяками. Узнали их обычаи празднования Нового года и Рождества, попробовали национальные блюда, разучили народные игры, поучаствовали в мастер-классах.

Взаимодействие классного руководителя и педагога дополнительного образования прослеживалось в проведении совместных мероприятий: концертах, праздниках, конкурсах, классных собраниях. Ребята подросли, перешли в основную школу и, вместе с тем, в основной модуль программы. Его задача на этом этапе: интеллектуально-развивающая деятельность, внедрение здоровьесберегающих технологий, воспитание лидерских качеств, способностей активного, коммуникабельного организатора.

На базе средней школы педагоги работают по комплексной образовательной программе «Ровесник» военно-патриотической направленности, «Поколение – 2000» (объединение «Шаги к здоровью) и по краткосрочной программе «Счастье быть здоровым» для подростков 15-16 лет. В прошлом учебном году азы военно-прикладного искусства по 16часовой краткосрочной программе получили около 200 юношей и девушек 13-14 лет. Они получили навыки пулевой стрельбы, строевой подготовки, а также знания об истории Отечества, армейской службе и о туризме. Занятия проходили на базе Уральской средней школы и Центра развития спорта. Но мы в этот период столкнулись и с трудностями. Не все классные руководители были заинтересованы в сотрудничестве. Спортзал был очень часто занят, и педагогам приходилось практические занятия давать в рекреациях, что создавало неудобство другим учащимся и учителям. Теоретические занятия проходили каждый раз в разных кабинетах. Большое количество различных школьных мероприятий иногда ставило под угрозу срыва выполнения курса в полном объеме.

Совместное решение организационных вопросов и проблем облегчает дальнейшее сотрудничество учреждений общего и дополнительного образования, превращая их из конкурентов в настоящих партнеров в деле воспитания подрастающего поколения:

на этапе дошкольного детства – построение модуля программ предшкольной подготовки с целью формирования у детей познавательных и творческих способностей средствами игровых технологий и декоративно-прикладного творчества;

на этапе начального обучения – оказание помощи в освоении «Я Концепции» за счет включения в различные объединения в условиях творческих коллективов Центра;

на этапе основного общего образования – поддержка процессов самоопределения личности, самореализации, расширение спектра значимых проблем в различных направлениях деятельности и приобретения опыта их решения.

Педагоги Центра стремятся охватить весь возрастной состав воспитанников. Для ребят 12-14 лет работает объединение «Шаги к здоровью». Его значимость заключается в том, чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни, пропагандировать его и вести работу по профилактике употребления психоактивных веществ, наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Практическая значимость

В рамках реализации проекта-победителя конкурса инновационных программ уличной социальной работы с несовершеннолетними педагоги Центра совместно с учителями школы и группой активных ребят побывали на Краевом семинаре по технологии создания добровольческих отрядов. После обучения в поселке провели акцию «Жить – это здорово!». Проводимые мероприятия направлены на то, чтобы общественность увидела позицию молодежи и подростков, их неравнодушие к проблемам здоровьесбережения. Работа по созданию добровольческого движения продолжается. Намечен план мероприятий, куда включены встречи со специалистами (социальным педагогом, психологом, врачом-наркологом).

Несколько лет назад мы задумали одно общее дело: создать комплексную программу «Семь шагов против курения», участниками которой являлись бы все организации поселка: образовательные, культурные, спортивные. Началась работа по внедрению идеи программы, и в этом нам очень помогла главный редактор местного кабельного телевидения Е.Л. Ушкова. Она в буквальном смысле взбудоражила всех руководителей, и в итоге программа была реализована.

Процесс интеграции в Центре прослеживается также и во взаимодействии с родителями обучающихся. Не секрет, что не все родители интересуются и знают, какое объединение посещает их ребенок. Поэтому мы стараемся дать максимальную информацию о деятельности Центра через средства массовой информации, сайт Уральского городского поселения. Приглашаем родителей на публичные отчеты, «Дни открытых дверей», мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству. Тем самым родители получают представление о том, чему в Центре детского творчества обучаются их дети.

Интеграция не ограничивается пределами поселка. Центр активно сотрудничает с образовательными учреждениями района и края. Мы плодотоворно сотрудничаем ДДТ, СЮН, СП «Альбатрос» (г. Нытва), «Росток», ДДиЮТ, ПГПУ (г. Пермь) и др. Принимаем участие в выставках и конкурсах, организуемыми этими учреждениями, приезжаем на семинары, конференции и методические совещания.

5 апреля 2011г. в МОУ ДОД «Альбатрос» состоялся открытый педсовет на тему «Взаимодействие – фактор успешности участников воспитательного и образовательного процесса», в котором приняли участие наши методисты и педагоги. На базе этого же учреждения для педагогического коллектива прошел мастер-класс по флористике. В ноябре в ЦДТ открылся краткосрочный курс «Школа вожатского мастерства». Занятия продолжились в январе и марте. Подросткам особенно понравились тренинги и различные игры на сплочение коллектива и выявление лидера. Каждый из обучающихся курса получил сертификат. В этом же году между сборными командами ЦДТ и «Альбатрос» состоялся интересный КВН под названием «Все дело в шляпе». В ноябре 2011г педагоги ЦДТ поделились своим опытом на Межтерриториальном фестивале образовательных программ ДОД, проходившем в ДДТ, г. Нытва. Там же традиционно принимали участие в выставках ИЗО и ДПТ «Весенняя палитра», «Мой Пермский край».

Ежегодно на базе ЦДТ проводятся совещания директоров УДОД Нытвенского района по актуальным вопросам образования. Так в марте 2011года темой совещания стала «Реализация компетентностного подхода как показатель качества образовательного процесса в МОУ ДОД ЦДТ. В декабре 2011г - « Процессы интеграции в деятельности ЦДТ. Интеграция как фактор повышения социальной значимости учреждения». В 2012г состоялся районный семинар «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе». В апреле 2012г приняли участие в Краевой научно-практической конференции «Реализация ФГОС второго поколения: первые результаты» (г. Добрянка). Эта тема стала очень важной для нас, поскольку ЦДТ тоже активно включился в процесс внедрения ФГОС, сотрудничая с Уральской СОШ. В 2013 году темой районного совещания стала «Добровольческая деятельность как средство социализации детей и подростков в условиях дополнительного образования». Педагоги Центра поделились своим опытом в создании и развитии добровольческого движения на территории Нытвенского муниципального района.

Таким образом, процессы интеграции и сетевого взаимодействия позволяют учреждению развиваться и совершенствоваться.

Литература

  1. Приложение к журналу «Дополнительное образование» № 6, 2014 г., с. 6.

  2. Информационно-методический журнал «Внешкольник» № 1, 2014 г., с.38

  3. Информационно-методический журнал «Внешкольник» № 2, 2014 г., с. 28