Возможности и трудности для высшего образования Вьетнама в условиях глобализации


скачать Авторы: 
- Ха Тхи Бак - подписаться на статьи автора
- Ле Ван Хунг - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №4(40)/2021 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2021.04.10

Ха Тхи Бак, доктор философии, Университет социальных и гуманитарных наук, Вьетнамский национальный университет more

Ле Ван Хунг,  доктор философии, Вьетнамский национальный сельскохозяйственный университет more

Глобализация предоставляет высшему образованию Вьетнама множество привлекательных возможностей. Но в то же время она ставит высшее образование Вьетнама перед лицом беспрецедентных трудностей, требуя сделать шаг к достижению уровня образования других стран региона и мира. В рамках данной статьи авторы сосредоточивают свое внимание на следующих пунктах: во-первых, прояснении некоторых теоретических вопросов, связанных с глобализацией и высшим образованием Вьетнама, во-вторых, анализе возможностей и трудностей вьетнамского образования в контексте глобализации.

Ключевые слова: глобализация, образование, высшее образование, образование и профессиональная подготовка, университет во Вьетнаме.

OPPORTUNITIES AND CHALLENGES FOR VIETNAM'S HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Ha Thi Bac –Ph.D., University of Social Sciences and Humanities, Vietnam National University (Hanoi, Vietnam).

Le Van Hung – Ph.D., Vietnam National Agricultural University (Hanoi, Vietnam).

Globalization offers many attractive opportunities for the higher education of Vietnam. At the same time, however, it also puts Vietnamese higher education in the face of unprecedented challenges and requires making progress in order to match the higher education of other countries in the region and in the world. In the present article, the authors focus on clarifying the following basic points: first, we want to clarify some theoretical issues about globalization and higher education in Vietnam; and second, analyze opportunities and challenges for the Vietnamese education in the context of globalization.

Keywords: Globalization, education, higher education, education and training, university in Vietnam.

1. Введение

Человечество развивается в мире, где глобализация стала объективно необходимым явлением. В глобальной среде развитие и успех одной страны в определенной степени влияют на другие страны и наоборот. Помимо возможностей и перспектив, глобализация также ставит перед странами и нациями множество проблем и вызовов, таких как изменение климата, загрязнение окружающей среды, проблема голода, нищеты, продовольственная безопасность, нетрадиционные угрозы безопасности… Сильное развитие информационных технологий и социальных сетей наряду с глобализацией также изменило то, как люди общаются, живут и работают… Для этих изменений, необходимых для достижения целей текущей эпохи, требуются обучение и профессиональная подготовка, особенно в сфере высшего образования, способные изменить модель управления, метод организации, воспитания и обучения, а также содержания.

2. Содержание

2.1. Ряд теоретических вопросов, связанных с глобализацией и высшим образованием Вьетнама

Проблема глобализации

В настоящее время для многих стран глобализация уже не является новой концепцией, но ее влияние на страны никогда не ослабевает, поскольку на каждом этапе развития воздействие глобализации имеет различные явные и неявные проявления. Конкретным проявлением тенденции глобализации является зарождение экономики с сильным ростом и влиянием транснациональных монополистических капиталистических фирм. Однако глобализация не ограничивается экономическим сектором, но затрагивает также политические, социальные, культурные, образовательные и другие вопросы. Поэтому исследование ее влияния на эти вопросы в различных аспектах и масштабах на сферы, не связанные с экономикой, все еще является очень интересным, не теряющим актуальности в сравнении с нынешними основными исследовательскими направлениями.

До сих пор в исследованиях глобализации использовалось много методов, таких как мир-системный подход; культурный подход; подход глобального общества; подход глобального капитализма; логический и исторический подход. По мнению Фам Тай Вьета, классификация теорий глобализации, основанная на определенном подходе, является наиболее разумной и удобной, поскольку она учитывает междисциплинарный и многогранный характер реальности, определенной как глобализация [Pham Thai Viet 2006: 40–41].

Однако независимо от подхода исследователи должны ответить на вопрос, что такое глобализация и какова ее суть. В поисках ответа на него было выдвинуто множество связанных с глобализацией концепций, основанных на различных подходах. Причина того, почему глобализацию так трудно точно определить, заключается в том, что она представляет собой явление, объединяющее транснациональные процессы. Это явление было, есть и будет очень сложным и новым, так как «колебания современного мира являются гораздо более глубокими и всепроникающими, чем то, что все предполагают» [Rosenau 2000: 8–22].

Т. Л. Фридман в своей книге «Плоский мир: Краткая история XXI века» сделал обобщенный исторический вывод о том, что мир прошел через три эпохи глобализации [Friedman 2006: 24–27]. Мы живем в эпоху Глобализации 3.0, начавшуюся примерно с 2000 г. Глобализация 3.0 сжимает мир от малого до микроскопического уровня и выравнивает глобальное игровое поле.

Т. Л. Фридман описал феномен, согласно которому индивидуумы и упрощенные малые группы усиливаются и плавно глобализируются, подобно плоской мировой системе. По его мнению, система плоского мира – это продукт конвергенции персональных компьютеров с оптическими кабелями и программным обеспечением для бизнес-обработки. Это позволяет людям быть создателями и почти бесплатно получать доступ к цифровым продуктам; по всему миру сотрудничать в одной и той же цифровой базе данных, независимо от места и расстояния. По словам Фридмана, понятие «плоский» здесь означает «связанный», а «связанный» является синонимом понятия «глобализирующийся». Он подчеркнул, что тенденции глобализации являются доминирующей чертой эпохи, поэтому страны должны ставить перед собой цели развития, отвечающие требованиям международной системы.

Во Вьетнаме также существует много различных взглядов на глобализацию, например, Буй Тхань Куат сказал: «Глобализация – это процесс преобразования различных регионов и сообществ из состояния изоляции и обособления в иное естественное состояние, путем соединения и сплочения органического единства в глобальном масштабе. Как следствие, событие, феномен, проблема, происходящие в этом регионе и в этом сообществе, повлияют и окажут воздействие на другие регионы и сообщества в мировом масштабе» [Bui Thanh Quat 2003: 11]. Ву Ван Хьен, подчеркивая природу глобализации, говорил: «По существу, глобализация – это процесс резко усиливающихся отношений, влияний, взаимодействий и взаимной зависимости между всеми регионами, странами и народами мира» [Vu Van Hien 2000: 205]. Фам Тай Вьет, подчеркивая природу глобализации, утверждает: «Глобализация, как и связи, постоянно расширяется и увеличивает свою интенсивность и скорость; усиливает свое влияние на глобальном уровне» [Pham Thai Viet 2006: 35]. С помощью этих концепций мы можем представить себе современный мир опутанным разнообразными и сложными «узорами связи» в различных измерениях экономических, политических, культурных, социальных и других сил. Результат этого взаимодействия не является простой арифметической прогрессией, и человек воспринимает его обычно на шаг медленнее, чем он есть на самом деле.

Хотя глобализация все еще является предметом споров, есть некоторые типичные признаки, которые можно выделить в отношении этого явления, а именно: 1) новые технологии; 2) централизация информации, обеспечивающая прямую коммуникацию; 3) усиление тенденции к стандартизации социальных и экономических продуктов; 4) усиление транснациональной интеграции; 5) взаимная уязвимость из-за усиления взаимозависимости [Savitch 2002: 179–189]. Глобализация предстает как «совокупность крупных преобразований» в современной истории
и необратимый процесс, который продлится, по крайней мере, ближайшие несколько десятилетий. Прояснение некоторых теоретических вопросов глобализации станет важной основой для исследования высшего образования Вьетнама в контексте глобализации, которое не только открывает чрезвычайно привлекательные возможности, но и создает вызовы перед развитием высшего образования во Вьетнаме.

Высшее образование Вьетнама

В соответствии с Законом о высшем образовании Вьетнама (в 2012 г. и с поправками в 2018 г.) университет является высшим учебным заведением, включающим в себя сочетание колледжей, университетов и дочерних научно-исследовательских институтов различных областей знаний, организованных на двух уровнях, нацеленных на подготовку кадров на всех уровнях высшего образования [Prime Minister 2012: 1]. Высшие учебные заведения во Вьетнаме организованы следующим образом: государственные высшие учебные заведения, финансируемые и построенные за счет государства; частные высшие учебные заведения, принадлежащие общественным организациям, социально-профессиональным организациям, частным экономическим организациям или физическим лицам, профинансированные и построенные социальными организациями, социально-профессиональными организациями, частными экономическими организациями или физическими лицами [Ibid.].

Главная цель высшего образования Вьетнама состоит в том, чтобы «обучать человеческие ресурсы; повышать интеллектуальный уровень народа, воспитывать таланты; исследовать науку и технику для создания новых знаний и продуктов, отвечающих требованиям социально-экономического развития, обеспечивать национальную оборону, безопасность и международную интеграцию, готовить учащихся с политическими и этическими качествами; со знаниями, профессиональными практическими навыками, научно-исследовательским потенциалом для применения науки и техники, соответствующим уровню подготовки; со здоровым телом; с творческими способностями и профессиональной ответственностью, с навыками адаптации к рабочей среде и с чувством служения людям» [Ibid.]. Реализуя свои цели и задачи, высшее образование Вьетнама в последние годы достигло бурного развития, изначально отвечающего ряду требований комплексного обновления страны.

Количество колледжей, университетов, сотрудников, преподавателей растет, а квалификация и компетентность менеджеров и лекторов в сфере образования постоянно совершенствуются, способствуя все большему развитию вьетнамского образования. В соответствии со статистическими данными, на текущий момент во Вьетнаме насчитывается 237[1] университетов с 83 587 менеджерами, преподавателями и работниками. В частности, профессорско-преподавательский состав насчитывает 73 312 преподавателей, среди которых 21 106 преподавателей с докторской степенью, 519 профессоров, 4 139 доцентов, 44 705 преподавателей
с университетскими степенями (см. табл. 1).

Таблица 1

Статистика Министерства образования и профессиональной подготовки
за 2017–2018 академический год и 2018–2019 академический год

Содержание

2017–2018
академический год

2018–2019
академический год

Общее

Государственные

Частные

Общее

Государственные

Частные

Количество школ

236

171

65

237

172

65


Окончание Табл. 1

Содержание

2017–2018
академический год

2018–2019
академический год

Общее

Государственные

Частные

Общее

Государственные

Частные

Руководители, преподаватели и сотрудники

84,071

66,489

17,582

83,587

64,772

18,815

Руководители

769

572

197

727

543

184

Сотрудники

8,311

6,685

1,626

9,548

7,244

2,304

Преподаватели

74,991

59,232

15,759

73,312

56,985

16,327

Из которых:

– женщины

36,550

29,942

6,608

36,808

29,107

7,701

– этнические

меньшинства

816

774

42

1,040

883

157

– профессора

729

529

200

519

379

140

– доценты

4,538

3,796

742

4,139

3,525

614

По уровню подготовки:







– кандидаты наук

20,198

17,003

3,195

21,106

17,336

3,770

– магистры

45,266

36,224

9,042

44,705

35,123

9,582

– выпускники

9,495

5,989

3,506

7,489

4,516

2,973

Другая подготовка

32

16

16

12

10

2


Источник: Статистика Министерства образования и профессиональной подготовки, 2019 г.

Вьетнам сейчас находится в периоде «золотого населения», количество людей школьного и трудоспособного возраста велико, поэтому потребность в учебе и повышении профессиональной квалификации огромна. В соответствии со статистикой Министерства образования и профессиональной подготовки Вьетнама, в последние годы численность студентов университетов, магистрантов и докторантов поддерживается на относительно высоком уровне. В 2017–2018 учебном году обучалось 1 707 025 студентов, из них магистров и докторов наук – 121 253, выпускников вузов – 341 633. В 2018–2019 учебном году обучалось 1 526 111 сту-дентов, из них магистров и докторов наук – 108 134, выпускников вузов – 311 599. Это показывает, что высшее образование Вьетнама играет очень важную роль в подготовке кадров для удовлетворения потребностей социально-экономического развития страны (см. табл. 2).

Таблица 2

Статистика Министерства образования и профессиональной подготовки
за 2017–2018 академический год и 2018–2019 академический год

Содержание

2017–2018 академический год

2018–2019 академический год

Общее

Государственные

Частные

Общее

Государственные

Частные

1. Количество студентов

1,707,025

1,439,495

267,530

1,526,111

1,261,529

264,582

Женщины

906,849

772,957

133,892

780,289

641,744

138,545

Этнические меньшинства

103,816

96,607

7,209

89,078

78,141

10,937


Окончание Табл. 2

Содержание

2017–2018 академический год

2018–2019 академический год

Общее

Государственные

Частные

Общее

Государственные

Частные

2. Количество магистров

и кандидатов наук

121,253

106,983

14,270

108,134

95,464

12,670

Магистры

106,567

92,586

13,981

97,134

84,706

12,428

Аспиранты

14,686

14,397

289

11,000

10,758

242

3. Выпускники вузов

341,633

302,677

38,956

311,599

266,970

44,629


Источник: Статистика Министерства образования и профессиональной подготовки, 2019 г.

Высшее образование Вьетнама стало демонстрировать положительную динамику с того момента, как ряд вьетнамских университетов начал появляться в списке 1000 лучших университетов мира, а также вошли в список лучших университетов Азии. 25 ноября 2020 г. британская образовательная организация Quacquarelli Symonds составила рейтинг лучших университетов Азии в 2021 г. (Quacquarelli Symonds Asia University Rankings 2021)[2], в который вошли 11 вьетнамских высших учебных заведений. Вьетнамский национальный университет (Хошимин) стал самым высоко оцененным университетом страны, заняв 158-е место. На второй позиции расположился Вьетнамский национальный университет (Ханой), занявший 160-е место (согласно рейтингу Quacquarelli Symonds 2021).

Можно сделать вывод, что высшее образование Вьетнама способствовало преодолению многих трудностей в целях повышения качества обучения и достижения следующих задач: повышение уровня знаний людей, подготовка кадров, развитие талантов, развитие человеческих ресурсов, создание условий для развития физической подготовки, силы духа, профессиональных качеств с целью предоставления рынку труда высококачественных кадров. Однако, несмотря на эти достижения, в текущем высшем образовании Вьетнама все еще наблюдается ряд недостатков, таких как учебные программы, методы преподавания и оценки, которые не поспевают за уровнем образования стран региона и мира. Также ряд школ гонится за результатами, не проводя фундаментальных изменений, что негативно сказывается на обучении и научных исследованиях, особенно международных. Современная практика развития высшего образования Вьетнама показывает, что учебный процесс в школах сильно зависит от теории, не опираясь на социальные потребности. Оценивая образовательную деятельность университетов, Фам Ван Хонг сказал: «Как студенты, так и предприниматели обращают внимание на устаревшую программу обучения, которая в значительной степени опирается на теорию. Программа не обновлена и не соответствует современности. Университетская учебная программа полна пробелов; содержание устарело; количество материала до сих пор невелико. Программа не была разработана для взаимодействия между уровнями подготовки. Большинство преподавателей и ведущих экспертов достигли преклонного возраста, молодых преподавателей много, но им не хватает опыта и уровня проработки исследований, дефицит кадров также предстоит преодолеть. Между тем не проводилось соответствующей политики по привлечению сотрудников исследовательских институтов к участию в преподавании в университетах» [Pham Van Hong 2015: 183].

Вполне возможно, что вышеупомянутые недостатки не в полной мере отражают нынешнее высшее образование Вьетнама, однако они дают вьетнамским университетам понять необходимость поиска инновационных и эффективных изменений для высшего образования, чтобы избежать дальнейшего отставания от стран региона и мира. В этом контексте высшее образование Вьетнама не только должно воспользоваться возможностями, но и преодолеть серьезные проблемы в процессе интеграции, чтобы в будущем достичь цели подготовки людских ресурсов, развития талантов, формирования профессиональных качеств и потенциала рабочей силы.

2.2. Возможности для высшего образования Вьетнама в контексте глобализации

Глобализация, наряду с бурными изменениями, вызванными научно-технической революцией, создала огромные возможности и проблемы в области высшего образования. В каждой стране высшее образование всегда должно быть впереди, идя в ногу с развитием программ подготовки кадров, обеспечением высококачественных человеческих ресурсов, и иметь возможность интегрироваться в региональный и международный рынок труда. В глобализированном мире новыми требованиями к людским ресурсам являются обладание знанием и потенциалом для всестороннего развития, связанным с практическим контекстом; хорошее владение иностранным языком, информационными технологиями и гибкими навыками для положительной и активной интеграции в мир. Можно заметить, что глобализация предоставила высшему образованию Вьетнама следующие возможности.

Во-первых, глобализация делает образование Вьетнама видимым для всех, интегрируя с образованием всего мира. Благодаря интеграции высшее образование Вьетнама может четко определить свое положение в регионе и мире. Благодаря процессам глобализации оно имеет возможность приобрести опыт и воспользоваться достижениями развитого мирового образования. Эти процессы не только направляют и побуждают к обновлению мышления в области образования и профессиональной подготовки, но и создают необходимые людские и материальные ресурсы для разрушения традиционных и устаревших образовательных стереотипов, которые больше не соответствуют глобализированному миру. Благодаря выборочному приобретению знаний и опыта высшего образования стран по всему миру высшее образование Вьетнама будет постепенно модернизироваться, в то же время приближаясь к общему стандарту в соответствии с тенденциями развития эпохи. Благодаря приобретению и совершенствованию этого образовательного опыта, а также усилиям самих университетов и поддержке со стороны правительства высшее образование Вьетнама претерпело позитивные изменения. Ряд университетов вошли в список лучших университетов региона и мира. Недавно агентство Quacquarelli Symonds в Великобритании опубликовало Всемирный рейтинг университетов за 2021 г. (Quacquarelli Symonds World University Rankings 2021)[3]. Вьетнам горд тем, что два его высших учебных заведения остаются в представленном рейтинге, а именно вьетнамские национальные университеты в Ханое и Хошимине. Это дало вьетнамским университетам большую мотивацию, помогло им осознать свое положение, преимущества и недостатки. С тех пор начали разрабатываться конкретные стратегии и тактики развития высшего образования.

Во-вторых, процессы глобализации открыли возможности для обмена и сотрудничества между университетами Вьетнама и ведущими университетами мира. Благодаря расширению международного обмена и сотрудничества высшее образование Вьетнама имеет возможность внедрять инновации, обновлять программу обучения, использовать передовые образовательные материалы и методы, а также связываться с известными международными университетами для академических и научных исследований. Студенты также могут учиться и проводить исследования на месте, не выезжая за границу, но при этом изучать международные учебные программы без лишних затрат. Благодаря подписанию договоров о сотрудничестве по использованию программ «открытых образовательных ресурсов» учащиеся получают доступ к различным материалам, повышают свой уровень иностранного языка в исследованиях и учебе, укрепляют и улучшают свои исследовательские навыки и потенциал. Министерство образования и профессиональной подготовки также сообщило, что на сегодняшний день между 85 вьетнамскими учебными заведениями и 258 иностранными высшими учебными заведениями в 33 странах и территориях действует около 550 программ сотрудничества в области обучения. Произошел обмен 86 000 учащихся по программе сотрудничества с зарубежными странами, из которых около 48 000 студентов закончили обучение (среди них 18 000 бакалавров, 28 000 магистров, 60 докторов и 1900 других квалификаций) и 38 000 студентов обучаются (Министерство образования и профессиональной подготовки, 2019 г.). Что касается аккредитации программ обучения, то насчитывается 16 учебных программ семи университетов, оцененных и признанных в соответствии с национальными стандартами, и 128 учебных программ 24 университетов и учреждений, оцененных и признанных в соответствии с региональными и международными стандартами. Шесть университетов признаны международными организациями по аккредитации/оцен-ке (HCERES, AUN-QA) (Министерство образования и профессиональной подготовки, 2019 г.).

В-третьих, появилась возможность усилить поддержку и финансовую спонсорскую деятельность организаций, финансовых учреждений, правительств, неправительственных организаций и некоммерческих организаций в области высшего образования во Вьетнаме. Благодаря ряду проектов, программам развития образования и некоторым видам научно-технической деятельности университеты имеют возможность улучшить качество образования и подготовки кадров, содействовать неправительственной зарубежной деятельности, расширять культурный обмен и диалог – это также преимущество новой эры сотрудничества между нациями, странамии регионами [Vo Thi Phien 2017: 58]. Университеты Вьетнама могут содействовать мобилизации инвестиционного капитала для образования и профессиональной подготовки из внутренних и иностранных источников в соответствии с политикой социализации высшего образования, а также находить источники капитала и международные фонды, спонсирующие преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность. В то же время государство улучшает правовую среду для того, чтобы автономные школы могли получить доступ к капиталу и источникам финансирования от частных лиц и международных организаций. Благодаря доступу к иностранной помощи и источникам финансового спонсорства университеты Вьетнама могут расширить свои возможности по установлению связей и сотрудничества со многими международными организациями и университетами по всему миру в целях повышения качества подготовки кадров и научных исследований.

В-четвертых, появилась возможность заимствования и использования новых технологий в преподавании с целью повышения качества образования и качества подготовки кадров. Применение новых технологий в обучении с целью повышения качества кадровых ресурсов помогает Вьетнаму участвовать в процессах глобализации, при этом сводя к минимуму их негативные аспекты и риски. Все более широкое и продуманное применение технологий, особенно информационных и телекоммуникационных, во всех аспектах социальной жизни всесторонне меняет то, как мы живем, работаем и относимся друг к другу, в то же время способствуя цифровым трансформациям[4] в области образования и профессиональной подготовки. В контексте глобальной интеграции высшее образование Вьетнама не соответствует глобальным трендам и поэтому должно стремительно преобразовываться, чтобы не упустить возможность, предоставленную четвертой промышленной революцией. Цифровые изменения в области высшего образования приведут к инновациям, что повлечет за собой сокращение количества лекций, обмен знаниями, развитие потенциала учащихся, повышение способности к самообразованию, создание возможностей для повсеместного обучения, персонализацию обучения, содействие создания обучающегося общества и обучение на протяжении всей жизни. Распространение технологических платформ, таких как IoT, Big Data, AI, SMAC (социальные, мобильные, аналитические, облачные), формирует инфраструктуру цифрового образования. Соответственно, многие интеллектуальные образовательные модели, разрабатываемые на основе применения информационных технологий, эффективно поддерживают персонализацию обучения (каждый человек обучается по персонализированной программе и методу обучения, отличным от других, что делается автоматически системами информационных технологий); делают доступ к огромной базе знаний в сетевой среде быстрым и легким; помогают почти сразу наладить взаимодействие между семьями, школами, преподавателями и студентами (Resolution No. 52-NQ/TW dated September 27th, 2019 by the Politburo).

Онлайн-классы, онлайн-лектории, онлайн-платформы и лекции, перенесенные в цифровое пространство и распространяемые через такие платформы, как Facebook, YouTube, Grab, Uber, в ближайшее время станут главным направлением в университетском образовании. Сейчас знания не могут быть доступными только для определенной группы людей или организаций. У студентов есть много возможностей получить доступ, накопить и отточить знания, чтобы стать жителями глобального мира – будущими сотрудниками, способными работать в творческой и конкурентной среде. Награда для студентов – это уже не просто диплом, а диплом в более широком смысле, который олицетворяет собой обмен знаниями, создание ценностей, способствующих развитию общества.

В условиях глобализации, происходящей всесторонне и углубленно, высшее образование Вьетнама в целом и университеты в частности должны основываться на позитивном и практическом опыте прошлых лет. Иногда нам нужно учитывать не то, что делают передовые страны сейчас, а изучать их прошлый опыт, позволивший им перейти от слаборазвитого образования до образования международного уровня. В частности, мы должны сохранять уникальные ценности национального образования и на их основе получать знания, воспитывать нравственность и дух молодого поколения. Однако следует отметить, что глобализация в экономике отличается от глобализации в культуре и образовании. Мир может быть «плоским» в экономике и технологиях, но не «плоским» в политике, культуре и образовании. Потому что культура и образование – это проблема человека, проблема духовной жизни и индивидуальной личности. Каждый человек имеет свою собственную судьбу и личность, поэтому мы должны сохранить самобытность образования, чтобы сохранить культурную идентичность.

2.3. Вызовы, стоящие перед высшим образованием в условиях глобализации

Сегодня в связи с влиянием глобализации и современной научно-технической революции ключевые отрасли, такие как электронные технологии, телекоммуникации, информационные технологии, формируются и быстро изменяются по всем социальным направлениям, в том числе и в области высшего образования. Высшее образование в контексте глобализации выполняет новые функции, что требует соответствия привносимым ею изменениям. Мы можем обобщить некоторые вызовы, стоящие перед высшим образованием Вьетнама в контексте глобализации следующим образом:

2.3.1. Изменение системы руководства высшим образованием в соответствии с тенденциями глобализации

В действительности высшее образование во Вьетнаме недостаточно быстро внедряет инновации, качество подготовки кадров и образовательных научных исследований по-прежнему имеет много недостатков, тем самым отставая от требований национального обновления и развития в контексте развития рыночной экономики и международной интеграции. Некоторые программы в области образования по-прежнему носят субъективный, своевольный характер, далеки от реальности и не имеют социального консенсуса. Поэтому изменение метода организации и управления в высшем образовании является очень насущной проблемой. В соответствии с оценкой Стратегии развития образования Вьетнама на 2011–2020 гг., деятельность по управлению образованием во Вьетнаме в целом по-прежнему имеет много недостатков, среди которых недостаток субсидирования, а также неточная и некорректная информация. Взаимодействие между сектором образования и министерствами, отраслями и населенными пунктами не было налажено. Политика мобилизации и распределения финансовых ресурсов на цели образования неразумна; эффективность использования ресурсов невысока. Автономия и социальная ответственность образовательных учреждений не были полностью и досконально регламентированы [Prime Minister 2012: 4]. Механизм управления образованием все еще медленно обновляется и сталкивается со многими трудностями, особенно в определении философии образования (не в полной мере и не должным образом осознана образовательная социализация); ориентация на связь с зарубежными странами в развитии образования имеет много ограничений, которые не учитывают национальные принципы.

Кроме того, высшему образованию Вьетнама приходится яростно конкурировать с системой международных университетов, включающей многие виды подготовки и множество разнообразных профессий, которые отвечают потребностям общества. Из этого следует, что для повышения конкурентоспособности в условиях глобализации высшее образование должно изменить модель управления
в сторону современности и эффективности; оптимизировать способ оценки преподавателей и менеджеров для улучшения качества, репутации и положения высшего образования Вьетнама.

2.3.2. Обновление и стандартизация учебных программ в соответствии с тенденциями развития образования в условиях глобализации

В действительности нынешнее содержание, программы и методы высшего образования устарели: в них медленно внедряются инновации, они не связаны с социальной жизнью и не способствуют творческому и практическому потенциалу учащихся. Большинство программ высшего образования во Вьетнаме не соответствуют международным стандартам, из-за чего его качество не признается, поэтому студентам очень трудно участвовать в программах обмена с университетами по всему миру или продолжать обучение на более высоком уровне, таком как магистратура, докторантура. Содержание обучения, программы и методы обучения по-прежнему делали упор на теорию, не уделяя достаточного внимания оснащению учащихся гибким навыкам[5]. Поэтому требованием глобализации для разработки учебных программ является всестороннее развитие компетентности учащихся. Содержание программы должно быть обновлено на каждом уровне образования в соответствии с идеями сокращения, современности, практичности, с учетом тенденций развития инноваций в высшем образовании и требований научно-технической революции 4.0.

Наряду с обновлением содержания программа обучения должна радикально обновить методы высшего образования. Это один из важнейших шагов к повышению качества образования и профессиональной подготовки. Требования инновационных методов обучения должны быть ориентированы на свободу мышления учащихся, вызывая у учащихся восхищение и любопытство в изучении и понимании новых знаний. Необходимо установить новый метод обучения, ориентированный на учащихся, с целью поощрения активности, инициативы, создания спроса на желание учиться и обучение на протяжении всей жизни. Поэтому необходимо обучить учащихся методам самообразования, самостоятельного и творческого мышления, научного исследования. Однако для того, чтобы реализовать этот метод обучения, требуется, чтобы преподаватели обладали хорошим опытом, педагогическим потенциалом и многими необходимыми качествами и навыками. Это значит, что преподаватели должны быть тщательно отобраны и обучены в современной среде. Одной из нынешних задач является необходимость в совершенствовании научно-исследовательского потенциала и умелого использования иностранных языков сотрудниками и преподавателями, что создаст возможность для интеграции в мировую науку.

2.3.3. Повышение качества профессорско-преподавательского состава в соответствии с тенденцией глобализации

Стандартизация штата преподавателей играет решающую роль в успехе образования. Преподаватели не только передают знания студентам, но, что более важно, помогают студентам сформировать научное мышление, личность и энтузиазм в отношении карьеры. В эпоху, когда многие развитые индустриальные страны постепенно переходят к экономике знаний, стандартизация университетских преподавателей в соответствии со следующими критериями: знания, методы преподавания, этика и способность к научным исследованиям – является главным звеном в инновации образования в контексте глобализации. В действительности применение знаний и практических навыков преподавателями из университетов Вьетнама по-прежнему ограничено по сравнению со спросом учащихся. Это является одним из барьеров, ведущих к тому, что количество международных публикаций у Вьетнама очень низкое по сравнению со многими странами региона и мира.

Можно утверждать, что технологическая революция 4.0 предъявляет все более высокие требования к преподавательскому составу с точки зрения знаний, навыков и их качества для достижения цели содействия развитию потенциала, поощрения инноваций и творчества учащихся. Преподаватели должны приложить большие усилия, чтобы обучиться с целью использования преимуществ технологий, дабы в будущем эти инструменты способствовали свободе и творчеству в обучении. Очевидно, что технологическая революция 4.0 не только создает возможности для повышения преподавательского и научно-исследовательского потенциала, но и ставит перед преподавателями задачи по повышению их квалификации, постоянно изменяя содержание и методы обучения, а также требуя владения информационными технологиями, иностранным языком, понимания изменений в социально-экономической жизни, изменений в науке и технике для применения в преподавании.

2.3.4. Реализация университетской автономии, постепенное создание системы стандартизации, оценка и аккредитация качества образования и профессиональной подготовки в регионе и мире

Задачи, стоящие перед университетами, заключаются в том, чтобы создать свою собственную всеобъемлющую автономию, соответствующую стратегическим целям государства. Благодаря этому университеты смогут стать ведущими независимыми академическими институтами с точки зрения развития знаний и технологий в междисциплинарном направлении, с возможностями международной публикации и передачи технологий, способствующих повышению экономической производительности и в то же время повышению рейтинга университетов в соответствии с мировыми рейтингами. Автономия университета была подтверждена законом, высшие учебные заведения имеют автономию в основных видах деятельности: в области организации, людских ресурсов, финансов и активов, подготовки кадров, науки и техники, международного сотрудничества, обеспечения качества высшего образования. Наряду с этим расширение сети международного сотрудничества с известными университетами по всему миру поможет в кратчайшие сроки устранить разрыв в преподавательском и исследовательском потенциале, чтобы можно было привлечь больше иностранных ученых и студентов для обучения и работы во Вьетнаме. В частности, в модели, контролируемой государством, автономия университетской системы будет важным и определяющим фактором при принятии решений в аспектах высшего образования, которые будут осуществляться университетами. Государство является лишь наблюдателем, принимает решения только по некоторым вопросам университетской системы, которые затрагивают общую стратегию страны.

Кроме того, университеты Вьетнама сталкиваются со многими трудностями в создании системы стандартизации, оценки и аккредитации качества образования и профессиональной подготовки в регионе и во всем мире. Аккредитация качества образовательного учреждения – это деятельность по оценке и проверке достижения стандартов качества с точки зрения целей, содержания и программ обучения. В настоящее время число учебных программ, проводимых для аккредитации качества в регионе и мире, по-прежнему невелико, а доля университетов, прошедших проверку стандартов с точки зрения качества целей, содержания и программ, остается низкой. Поэтому содействие аккредитации качества образования и профессиональной подготовки поможет университетам систематически пересмотреть всю свою деятельность, тем самым корректируя ее в соответствии с определенным стандартом. Несмотря на первоначальные трудности с аккредитацией качества образования университетов, этот вопрос до сих пор тщательно рассматривается, для того чтобы обеспечить как укрепление потенциала высшего образования Вьетнама, так и поэтапное преодоление недостатков, существующих в механизме рыночной экономики.

3. Заключение

В условиях глобализации и наряду с бурным развитием науки и техники всесторонне изменились все сферы общественной жизни. С точки зрения человеческой истории, «никогда не было такого многообещающего и потенциально опасного момента, как сейчас» [Schwab 2018: 14]. Поэтому крайне важно правильно оценить положение и осознать влияние глобализации, науки и техники на сферы общественной жизни в целом и высшего образования в частности. Особенно с учетом того факта, что «знание» стало «ключевым экономическим ресурсом конкурентного экономического преимущества» [Drucker 1995: 54–62], высшее образование еще более важно для повышения качества человеческих ресурсов в каждой стране. Несомненно, глобализация привнесла много возможностей для развития высшего образования, но она также сопряжена со многими потенциальными рисками и проблемами. Правильное понимание возможностей и проблем высшего образования Вьетнама в контексте глобализации обеспечивает соответствующие цели при построении образования с собственной философией, несущей идентичность и отпечаток национальной культуры, тем самым помогая Вьетнаму активно участвовать в международной интеграции под девизом «интеграция без ассимиляции». Существует надежда, что в ближайшее время высшее образование Вьетнама улучшит свой рейтинг университетов, основываясь на продвижении внутренней силы, впитывая квинтэссенцию и опыт образования стран по всему миру.

Перевод с английского бакалавров  факультета глобальных процессов
МГУ имени М. В. Ломоносова М. С. Зайцева, Л. П. Штарка

Литература/References

Bui Thanh Quat. Toan cau hoa – mot cach tiep can moi [Globalization – A New Approach] // Communist Magazine. 2003. Issue 27.

Drucker P. The Information Executives Truly Need // Harvard Business Review. 1995. Jan – Feb. Pp. 54–62.

Friedman Th. L. The Gioi Phang: Tom luoc Lich su The gioi The ky 21 [The World is Flat: A brief History of the Twenty-First Century] / ed. and transl. by Nguyen Quang A, Nguyen Hong Quang, Vu Duy Thanh, La Viet Ha, Le Hong Van, Ha Thi Thanh Huyen. Hanoi : Youth Publishing House, 2006. Pp. 24–27.

Pham Thai Viet.  Toan cau hoa nhung bien doi to lon trong doi song chinh tri quoc te va van hoa (Globalization of Great Changes in the International Political and Cultural Life). Hanoi : Social Sciences Publishing House, 2006.

Pham Van Hong. Mot so de xuất doi moi dao tao dai hoc, cao dang nhầm dap ung nhu cau phat trien kinh te – xa hoi trong giai doan moi. Chuyen bien kinh te – xa hoi va giao duc [A Number of Proposals for Renovation off University and College Training to Meet the Needs of Socio-Economic Development in the New Period. Socio-Economic and Educational Transformation]. N. p. : The Vietnam Institute of Educational Sicences, 2015.

Prime Minister 2012. Education Development Strategy 2011 – 2020. Hanoi. URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Giao-duc/Quyet-dinh-711-QD-TTg-nam-2012-Chien-luoc-phat-trien-giao-duc-2011-2020-141203.aspx. Rosenau J. N. The Challenges and Tensions of a Globalized World // American Studies International. June 2000. Vol. 38. No. 2. Pp. 8–22.

Savitch H. V. What is New About Globalization and What Does it Portend for Cities? Oxford, UK; Malden, USA : Blackwell Publishers, 2002. Pp. 179–189.

Schwab K. Fourth Industrial Revolution. Hanoi : The World Publishing House, 2018.

Vo Thi Phien. Co hoi va thach thuc cua nen giao duc dai hoc Viet Nam trong xu the toàn cau hoa [Opportunities and Challenges of Higher Education of Vietnam in the Globalization Trend] // Journal of Education. Special issue. 2017. October.

Vu Van Hien. H. Nhan thuc vet hoi dai ngay nay [Perception of the Modern Times]. Hanoi : National Political Publishing House, 2010.



[1] Статистика не включает университеты и академии, относящиеся к сфере безопасности и национальной обороны.


[2] Quacquarelli Symonds Asia University Rankings 2021: рейтинг для 634 азиатских высших учебных заведений (из которых 93 заведения участвуют в рейтинге впервые). Результаты этого рейтинга основаны на 11 различных по значимости критериях, включающих: академическую репутацию (30 %); репутацию работодателя (20 %); соотношение преподавателей/студентов (10 %); долю сотрудников преподавателей с докторскими степенями (5 %); соотношение опубликованных статей к преподавателям (5 %); индекс цитирования статей (10 %); международную исследовательскую сеть (10 %); иностранных преподавателей (2,5 %); иностранных студентов (2,5 %); отечественных студентов по обмену (2,5 %); иностранных студентов по обмену (2,5 %).


[3] Quacquarelli Symonds World University Rankings 2021: рейтинг университетов по шести критериям, включающим: рейтинги ученых (40 %), рейтинги работодателей, количество цитирований/преподавателей, соотношение преподавателей/студентов, соотношение иностранных преподавателей и соотношение иностранных студентов. Критерии ранжирования Quacquarell Symonds подчеркивают вклад и влияние качества университетской подготовки и исследований на общество (через оценку отечественных и зарубежных предприятий и ученых) и вклад в научные исследования (через количество цитирований/преподавателей).


[4] Цифровая трансформация – это применение непрерывных инноваций и скорости технологий для решения проблем. Концепция родилась в эпоху интернет-бума, описывая сильную и всестороннюю инновационную деятельность в способе работы целых предприятий, во всех аспектах, таких как поставки, производство, партнерство, отношения с клиентами или даже создание новых предприятий с совершенно новым способом работы. Цифровая трансформация затрагивает не только организации или предприятия, но и другие окружающие группы объектов, такие как клиенты, партнеры, человеческие ресурсы, каналы распределения (https://vi.wikipedia.org/wiki/Chuy%E1%BB%83n_%C4%91%E1%BB%95i_s%E1%BB%91).


[5] Гибкие навыки, также известные как навыки социальной практики, – это термин в отношении эмоционального интеллекта, используемый для обозначения важных навыков в жизни человека, таких как жизненные навыки, общение, лидерство, командная работа, навыки управления временем, расслабление, восстановление после кризиса, творчество и инновации (https://vi.wikipedia.org/wiki/K%E1%BB%B9_n%C4%83ng_m%E1%BB%81m).