Дошкольное образование в Китае: состояние и перспективы развития


скачать Авторы: 
- Кузнецова В. В. - подписаться на статьи автора
- Машкина О. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: История и современность. Выпуск №4(42)/2021 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/iis/2021.04.04

Анализ трансформации государственной образовательной политики КНР в сфере дошкольного образования свидетельствует о том, что в последние годы в политических установках китайского руководства делается акцент на раннее развитие интеллектуального и творческого потенциала личности. Улучшение человеческого капитала стало рассматриваться в КНР как важнейшая задача социально-экономического развития страны, ориентированного на глобальное инновационное и обра-зовательное лидерство. Расширение доступности раннего детского образования, устранение дисбалансов в развитии дошкольного образования и повышение его качества заявлены в программных документах в качестве важных способов преодоления социального неравенства. Эти меры рассматриваются как важнейший элемент политики продвижения культуры непрерывного образования на протяжении всей жизни граждан. Они ориентированы на повышение доверия населения к проводимой правительством политике создания общества среднего достатка – «сяокан» (小康)), воспитания молодого поколения в духе национальных ценностей, сочетающих китайские традиции и текущие идеологические установки.

Ключевые слова: дошкольное образование, развитие, образовательная политика, политика развития, личность, доступность и качество образования, Китай.

Pre-school Education in China: State and Perspectives

Valentina V. Kuznetsova, Olga A. Mashkina

The analysis of the China educational policy transformation in the field of pre-school education indicates that in recent years Chinese leadership have increasingly focused on the early intellectual and creative potential development of the individual. In China the enhancing of human capital has been considered as an essential factor in the country's socio-economic development towards global innovative and educational leadership. Expanding access to early childhood education, eliminating disparities in the development of pre-school education and improving its quality are identified in policy documents as important ways to overcome social inequality. These measures are seen as an essential policy element in promoting a culture of lifelong learning. They are aimed at increasing the population's confidence in the government's policy of creating a middle-income society – ‘xiaokang’ (小康), educating the young generation in the spirit of national values, combining Chinese traditions and current ideological principles.

Keywords: pre-school education, development, education policy, development policy, personality, accessibility and quality of education, China.


Для системы дошкольного образования (далее – ДО) в КНР характерна неравномерность развития на протяжении всего периода реформ и модернизации, начавшегося в конце 1970-х гг.

На первом этапе (1979–1992 гг.) преобладали инерционные процессы. В составе организаций ДО превалировали бюджетные детские сады, ясли и группы дошкольной подготовки, созданные ранее государственными организациями. На втором этапе (1992–2010 гг.) в ходе реформы системы государственных предприятий, освобождавшей их от непрофильных активов, в системе ДО стала расти доля частных детских садов, включая воспитательные организации, создававшиеся на средства населения. На третьем этапе (2010–2017 гг.) в результате изменений приоритетов государственной образовательной политики и увеличения бюджетных ассигнований[1] система ДО стала активно расширяться. Росло число как муниципальных (бюджетных), так и частных организаций ДО. На четвертом этапе (начиная с 2018 г.) в образовательной политике был сделан акцент на превращение ДО в общедоступное благо за счет увеличения числа так называемых «инклюзивных» детских садов с оплатой, доступной для семей с разным достатком. В настоящее время расширение доступности ДО обеспечивается за счет бюджетных дотаций, предоставляемых как учреждениям ДО, так и домохозяйствам для снижения расходов семей на содержание и воспитание детей. С 2019 г. в образовательной политике стало уделяться внимание организации и управлению процессом воспитания детей в возрасте до трех лет (Wei Ha, Ye Xiao 2021: 7). В 2021 г. по итогам прошедшего в 2019–2020 гг. общественного обсуждения проекта закона КНР «О дошкольном образовании» был усилен контроль за управлением бюджетными средствами, инвестированными в ДО, а также введен ряд серьезных запретов и ограничений на операции с ценными бумагами организаций ДО на фондовом рынке. Последние изменения в политике ДО были, с одной стороны, ответом на запросы родителей, а с другой – признанием органами государственного управления проблем несбалансированного и недостаточно качественного раннего детского развития[2].

Обзор литературы

В ряде публикаций российских и китайских авторов рассматриваются проблемы развития ДО в Китае. Так, сопоставлению подходов к организации и реализации ДО в России и Китае посвящены статьи, написанные совместно Ли Чжэньюй и Т. П. Самсоновой, а также А. И. Савенковым и Чжан Хуэй (Ли Чжэньюй, Самсонова 2020; Савенков 2019; Чжан Хуэй 2019). Этапы становления, тенденции и основные проблемы развития ДО описаны в статьях Цин Хэ, Е. В. Коротаевой, С. С. Белоусовой, а также Цзун Чэнцзюй и Чжан Хуэй с Е Сяохун (Цин Хэ и др. 2018; Цзун Чэнцзюй 2015; Чжан Хуэй, Е Сяохун 2019). В отдельном блоке публикаций представлены структура и особенности воспитательной работы в организациях ДО в Китае. Этой теме посвящен специальный выпуск журнала «Воспитатель ДОУ» № 9 за 2017 г. (Представляем… 2017), а также статья Ян Фана и Ю. А. Дмитриева (Ян Фан, Дмитриев 2018). Анализируя современное развитие образования в КНР в целом, Т. Л. Гурулёва определяет проблемы ДО в контексте основных направлений образовательной политики китайского руководства в 2010-е гг., а О. А. Машкина – с учетом факторов, влияющих на эф-фективность развития творческого потенциала личности в процессе непрерывного образования (Гурулёва 2019; Машкина 2013). В данной статье проанализированы вопросы, ранее не получившие освещения в российской научной литературе. Прежде всего приведен обзор многочисленных нормативных документов КНР, посвященных развитию ДО, показано, что в настоящее время в стране начинается процесс смены концепции раннего детского развития.

Цель статьи – выявить принципиальные изменения, происходившие в политике ДО в 2010–2020 гг. на уровне концептуального подхода и нормативно-правового регулирования.

Структура. В статье вначале охарактеризовано развитие ДО в период до 2010 г., затем дан краткий обзор основных нормативных документов, определявших общие цели и направления развития ДО в 2010–2017 гг., а также показаны основные тенденции развития данного сегмента системы образования Китая. Отдельно рассмотрены сдвиги как в регулировании, так и в динамике развития ДО, произошедшие после 2017 г.

Развитие дошкольного образования в Китае в период до 2010 гг.

После образования КНР в основу формирования системы воспитания детей младшего возраста была положена советская модель дошкольного образования. Создание яслей и детских садов преследовало цель освободить активное трудоспособное население от рутины домашней работы для его вовлечения в строительство социализма. Важность выполнения организациями ДО данной функции признавалась и после начала экономических преобразований. В статье третьего пилотного проекта «Правил работы детских садов», опубликованного в 1989 г., было зафиксировано, что задачей детских садов является всестороннее физическое, умственное и нравственное воспитание детей в возрасте от трех лет и одновременное обеспечение благоприятных условий для участия их родителей в социалистическом строительстве (Kindergarten… 1989).

Изначально китайские ясли и детские сады, по аналогии с советской моделью ДО, входили, наряду со школами, в регулируемую государством систему общественных благ, предоставляемых гражданам по месту их занятости. С родителей разрешалось взимать лишь небольшую оплату за питание детей во время их пребывания в детских садах. Превалирующей формой были трехлетние учреждения ДО для детей старше трех лет. Ясли для детей в возрасте до трех лет находились в ведении органов здравоохранения, а детские сады – местных органов образования. Материально-технические, кадровые и финансовые вопросы функционирования детских садов и яслей решались организациями, на чьих балансах числились учреждения ДО, совместно с низовыми органами государственного управления. В городах детские сады открывали предприятия и общественные организации, а в сельской местности – народные коммуны, которые несли все операционные расходы по содержанию детских садов. В стране не существовало единой системы ДО, поэтому материальное обеспечение организаций ДО, качество ухода, содержания, воспитания и обучения детей были чрезвычайно дифференцированными и зависели в первую очередь от финансовых возможностей учредителей.

С началом социально-экономических преобразований в конце 1970-х гг. сложившиеся система, структура и практика организации ДО стали разрушаться: в сельской местности сразу после роспуска народных коммун, а в городах – вслед за распространением на предприятия и местные органы государственного управления системы производственной ответственности. Тем не менее на протяжении 1985–1990 гг. количество детских садов оставалось относительно стабильным на уровне 172 тыс. В 1990–1995 гг. их число возросло до 180 488, но в 1996–2003 гг. стало сокращаться. В 1990-е гг. наблюдался неуклонный рост численности детей, посещавших детские сады. В 1995 г. этот показатель достиг пика – около 27 млн детей (Basic… 2001). Резкий спад значения этого показателя произошел в 2001–2002 гг., когда число детских садов упало до минимума – 110 тыс. учреждений. Численность охваченных ДО детей также достигла минимального для КНР уровня в 20 млн детей в 2003 г. (Blue… 2014: 55–56).

Картина спада отражала в целом общие демографические тенденции того времени. Если рождаемость в КНР в 1990 г. (человек на 1000 жителей) была около 21, то в 2000 г. этот показатель снизился до 14, в 2010 г. – составил около 12, а к 2020 г. упал до 8,5 (Население… б. г.). Однако снижение показателей числа детских садов в начале 2000-х гг. не в последнюю очередь было обусловлено сокращением масштабов общественного сегмента ДО. Так, только за один 2001 г. количество муниципальных (бюджетных) детских садов сократилось почти наполовину (Blue… 2019). Всего за первое десятилетие XXI в. число бюджетных[3] детских садов уменьшилось со 130 тыс. до 48,1 тыс. (см.: Blue… 2014: 56–57).
В сельских районах за 1996–2004 гг. количество детских садов также сократилось на 50 % (с 110,5 до 54,3 тыс.), а численность посещавших их детей резко снизилась с 16,4 до 10 млн (см.: Blue… 2019: 46). Динамику ситуации в системе ДО в тот период отражают данные табл. 1.

Таблица 1

Число и удельный вес детских садов разной формы
собственности
, 1995–2009 гг.


Годы

Общее число детских
садов, тыс.

В том числе число бюджетных

(гунбань), тыс.

В том числе число частных/негосударст-
венных (миньбань), тыс.

доля
бюджетных,
%

доля частных,
%

1995

180,4

159,6

20,8

88,47

11,53

1996

187,3

162,8

24,5

86,92

13,08


Окончание табл. 1


1997

182,5

157,9

24,6

86,52

13,48

1998

181,4

150,6

30,8

83,01

16,99

2000

175,8

131,5

44,3

74,80

25,20

2001

111,7

67,2

44,5

60,14

39,86

2002

111,8

63,4

48,4

56,72

43,28

2003

116,4

60,9

55,5

52,28

47,72

2004

117,9

55,7

62,2

47,24

52,76

2005

124,4

55,6

68,8

44,67

55,33

2009

138,2

48,9

89,3

35,38

64,62


Источник: Blue… 2019: 37.

Сокращение числа бюджетных детских садов было обусловлено углублением в начале XXI в. реформы системы госпредприятий. Часть убыточных госпредприятий была признана банкротами вместе с их социальными объектами, а другие в целях повышения экономической эффективности стали избавляться от социальных объектов, распродавая непрофильные активы. При высоком спросе населения на услуги детских садов освободившуюся рыночную долю быстро заняли организации частного сектора. Уже к 2004 г. в структуре ДО стали доминировать частные образовательные организации. Как показано в табл. 1, если в 1995 г. доля частных детских дошкольных организаций составляла всего 11,5 %, то к 2009 г. она возросла до 65 %. Некоторые китайские эксперты даже называют этот период «золотым веком» развития частных детских садов (Blue… 2019: 33).

Утрата государством управленческо-идеологического контроля над сегментом ДО не могла не вызывать беспокойства у китайского руководства. В директиве Госсовета КНР № 13 за 2003 г. («Руководящие указания по реформе и развитию дошкольного образования») указывалось, что «необходимо сформировать полноценную структуру формального и неформального дошкольного обучения, сочетающую государственные и частные формы управления, в которой государственные детские сады будут служить основой и образцами-эталонами» (The General… 2003). В документе подчеркивалось, что «ни одно подразделение или отдельные лица не могут открывать детские сады без получения разрешения государственных органов и без официальной регистрации». Указывалось, что «предприятия и организации после реорганизации или смены владельца могут продолжать управлять детскими садами, ранее входившими в состав их активов, или передавать такие активы на безвозмездной основе местному департаменту образования для управления. В ходе реализации реформы системы детских садов нельзя допустить утрату государственных активов, снижение качества ухода и обучения детей, следует гарантировать законные права и интересы педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста» (The General… 2003). Несмотря на требование восстановить общественный контроль над частными детсадами, указания Госсовета КНР на том этапе остались лишь декларацией о намерениях.

Реализацию принципа общедоступности ДО осложняли два основных фактора: 1) после XIV съезда КПК (1992 г.) были перераспределены финансовые и управленческие мандаты между центральным и местными бюджетами, в результате чего значительно возросли обязательства местных органов управления по содержанию и управлению организациями ДО; 2) приоритетными направлениями государственной образовательной политики были признаны развитие обязательного 9-летнего школьного обучения и рост масштабов высшего образования. Поскольку ДО не было включено в систему обязательного образования, местные органы государственного управления фактически устранились от контроля за его функционированием, резко снизив объемы финансирования организаций ДО. До 2010 г. финансирование ДО составляло лишь 1,2–1,3 % от общего объема бюджетных средств, выделявшихся на нужды образования (Blue… 2019: 38). Слабоуправляемый процесс коммерциализации ДО вызвал рост недовольства населения его дороговизной и малодоступностью, который особенно явственно проявился в 2008–2009 гг. (Blue… 2019: 38). Руководством страны было признано, что модель управления ДО нуждалась в институциональных реформах и концептуальном обновлении.

Нормативное регулирование ДО в 2010–2017 гг.

В 2010–2017 гг. в политике управления ДО на первый план вышли задачи обеспечения доступности, а также разработки и введения общих, стандартизированных норм регулирования. Для снижения накала общественного недовольства в Китае был принят ряд документов, нацеленных на усиление политического и финансового регулирования ДО. В опубликованном в 2010 г. «Среднесрочном и долгосрочном плане развития образования на 2010–2020 гг.» была поставлена цель к 2020 г. сделать обучение в 2–3-летних детских садах общедоступным (Outline… 2011). Его реализация включала несколько трехлетних планов. Первые два периода (2011–2013 и 2014–2016 гг.) предполагали решение проблем «трудности поступления» детей в детские сады и «дороговизны» ДО; а в ходе третьего (2017–2020 гг.) – проблемы совершенствования уездных механизмов обеспечения общедоступности ДО при общей координации со стороны провинций и городов (Чжан Хуэй, Е Сяохун 2019: 271).

В обнародованных также в 2010 г. рекомендациях Госсовета КНР, получивших название «10 государственных статей», указывалось, что современное ДО должно стать общедоступным социальным благом, носить общественно-полезный, благотворительный характер (Некоторые… 2010). В документе были определены направления работы по созданию общенациональной сети ДО, обеспечивающей всем детям, вне зависимости от места проживания и материального положения семьи, равный доступ к качественному воспитанию и обучению. Отмечалась важность ДО для подготовки граждан к непрерывному образованию в течение всей жизни. Подчеркивалось, что следует привлекать различные источники финансирования для развития ДО, однако при этом указывалось на недопустимость использования бюджетных средств для строительства элитных и дорогих детских садов. Одним из важнейших направлений работы была названа подготовка детских воспитателей и педагогов. Рекомендации Госсовета КНР должны были послужить основой для расширения сети создаваемых на средства населения «инклюзивных» детских садов[4].

В документе отмечалась необходимость поощрять благотворительную помощь бедным семьям, для чего предлагалось создавать специальные фонды поддержки детей из малообеспеченных семей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе реализации намеченных в документе направлений работы одним из приоритетов стало развитие ДО в отсталых сельских районах Центрального и Западного регионов Китая. Из центрального бюджета были выделены ассигнования на строительство новых и ремонт действовавших детских садов. Важным решением также стало закрепление сельских детских садов за местными начальными школами, а где это было невозможно, создание мобильных (выездных) пунктов ДО (Некоторые… 2010).

В 2011 г. министерство финансов КНР и министерство образования КНР опубликовали совместное «Уведомление об увеличении финансового вклада в поддержку развития дошкольного образования» (Уведомление… 2011). Общий объем бюджетных ассигнований на нужды ДО составил в 2012 г. 3,23 % совокупного образовательного бюджета. Однако за среднестатистическим показателем были скрыты огромные региональные различия: в Центральном и Западном регионах страны на нужды ДО выделялось заметно меньше средств, чем в среднем по стране, а в экономически процветающем районе Пудун г. Шанхая многократно больше – 15,6 % (Blue… 2014: 53). О структуре финансирования ДО в уездном городе Западного региона КНР в 2011–2012 гг. можно судить по следующим данным: 63 % выделялось из бюджета уезда, менее 23 % – из бюджета уездного города, 9,65 % – из центрального бюджета и менее 5 % – из провинциального бюджета (Ibid.: 52). На практике большую часть расходов на содержание организаций ДО по-прежнему несли местные органы власти. Это и определяло колоссальные различия в финансовом обеспечении организаций ДО
в разных районах страны.

В 2012 г. министерство образования КНР представило «План развития национального образования в 12-ю пятилетку (2011–2015 гг.)». Перед правительствами провинций была поставлена задача разработать планы развития ДО на местах, наладить подготовку педагогических кадров и установить систему финансовых гарантий ДО (Министерство… 2012). В том же году министерство образования КНР выпустило рекомендации о поощрении инвестиций населения и частных фондов в сферу образования в целях содействия здоровому развитию частного образования, в первую очередь «инклюзивных» детских садов (The Ministry… 2012). В новую редакцию Закона об образовании в 2015 г. было включено положение о необходимости введения стандартов ДО в целях устранения региональных различий в качестве дошкольной подготовки.

В 2016 г. на сессии ВСНП было принято «Решение о внесении поправок в Закон Китайской Народной Республики о поощрении частного образования». Учредителям частных образовательных организаций было предоставлено право самостоятельного выбора создаваемых учебных заведений – коммерческого или некоммерческого характера. При этом указывалось, что «частные школы, специализирующиеся на обязательном образовании, дошкольные образовательные и другие организации, осуществляющие культурно-образовательную деятельность, должны получать разрешение от органов управления образованием уездных правительств и выше» (Decision… 2016).

В 2016 г. в КНР был опубликован «План развития национального образования в 13-ю пятилетку (2016–2020 гг.)», в котором были подведены итоги предыдущего периода и установлены показатели развития системы образования на годы новой пятилетки. За период 13-й пятилетки предполагалось: увеличить доступность «инклюзивного» ДО; поощрять общество и частный капитал инвестировать в сферу образования и предоставлять разнообразные образовательные продукты и услуги; усилить ответственность местных органов управления уровня уезда и выше за надлежащий контроль за соблюдением норм содержания и воспитания детей во всех типах организаций ДО; обеспечить ДО профессиональными кадрами воспитателей и учителей (Уведомление… 2017).

На XIX съезде КПК (2017 г.) вновь прозвучал призыв обеспечить каждому ребенку возможность получить справедливое и качественное образование, чтобы «образование в раннем детстве стало отправной точкой новой эры, а дошкольное образование, включая частное образование, становилось все более доступным и открывало новые, более широкие возможности для развития» (Several… 2018).

Краткий обзор официальных документов показывает, что в период 2010–2017 гг. для расширения доступности ДО в Китае проводился курс: 1) на привлечение частных инвестиций в ДО; 2) поощрение частных инвестиций в «инклюзивные» организации ДО для расширения их доступности для малообеспеченных семей; 3) смягчение региональных различий в развитии ДО, в том числе за счет увеличения бюджетных ассигнований (см. следующий раздел); 4) развитие подготовки педагогических кадров для ДО; 5) стандартизацию услуг ДО, по меньшей мере, в рамках отдельных провинций.

Развитие дошкольного образования в 2010–2017 гг.

В 2010–2017 гг. реализация вышеуказанных политических установок нашла отражение в динамике ряда показателей, характеризовавших развитие ДО. Главным результатом было досрочное выполнение установленных в «Среднесрочном и долгосрочном плане реформы и развития образования на 2010–2020 гг.» целевых показателей роста масштабов системы ДО. В плане были установлены следующие показатели: к 2015 г. – 62 %, а к 2020 г. 75 % детей дошкольного возраста должны были посещать образовательные организации для детей старше трех лет (Outline… 2011; Министерство… 2012; Уведомление… 2017). С 2011 г. число бюджетных детских садов стало расти (табл. 2). Одновременно проводился курс на поощрение создания детских садов различными организациями и частными лицами, ориентированный на смягчение остроты двух основных проблем развития ДО – дефицита мест в детских садах и высокой платы за пребывание детей в них.

Таблица 2

Число и удельный вес детских садов
разных форм собственности, 2010–2017 гг
.


Годы

Общее число детских
садов, тыс.

В том числе
бюджетные

(гунбань), тыс.

В том числе
частных
(миньбань), тыс.

доля
бюджетных,
%

доля частных,
%

2010

150,4

48,1

102,3

32,00

68,00

2011

166,8

51,3

111,5

30,79

69,21

2012

181,3

56,7

124,6

31,27

68,72

2013

198,6

65,1

133,5

32,79

67,21

2014

209,9

70,6

139,3

33,64

66,36

2015

223,7

77,3

146,4

34,56

65,44

2016

239, 8

85,6

154,2

35,70

64,30

2017

255,0

94,6

160,4

37,10

62,90


Источник: Blue… 2019: 37–40.

Изменения в политическом курсе положительно сказались на доступности зачисления детей в детские сады: если в 2010 г. только 35 % детей соответствующей возрастной группы посещали детские сады, то в 2013 г. – уже 67,5 %, или на 5,5 % выше намеченного в плане целевого показателя на 2015 г. В 2010–2013 гг. численность детей, посещавших детские сады, ежегодно увеличивалось более чем на 3 млн. К 2014 г. 40 млн детей посещали детские сады, то есть был достигнут целевой показатель, намеченный на 2020 г. (Blue… 2014: 54–57).

С 2015 г. ускорился рост числа детских садов как общественного, так и частного секторов. Однако на протяжении всего указанного периода доля частных организаций ДО значительно превышала долю учреждений общественного сектора, соответственно, и большая часть детей посещала частные детские сады (25,723 млн, или 55,92 %, против 20,277 млн детей, или 44,08 %) (Blue… 2019: 37–40). Данные табл. 2 отражают динамику изменения соотношения между частными и бюджетными организациями ДО.

В данный период постепенно увеличивалась доля бюджетных ассигнований на нужды ДО: в 2010 г. она составляла 1,7 % совокупного образовательного бюджета, в 2013 г. – 3,5 %, в 2016 г. – 4,2 %. В абсолютном выражении ассигнования из центрального бюджета на развитие ДО в 2010–2017 гг. выросли с 24,4 до 156,4 млрд юаней, или 5,4 раза (Ibid.; Wei Ha, Ye Xiao 2021: 6).

Высокий спрос родителей на услуги ДО способствовал формированию отдельного коммерческого сегмента на образовательном рынке. Объем рынка услуг ДО вырос с 138 млрд юаней в 2015 г. до 168 млрд юаней в 2016 г. и до 190 млрд юаней в 2017 г., или на 37,7 % за три года. При этом услуги детских садов в 2015 г. составляли менее 50 % от совокупного объема рынка ДО (404,2 млрд юаней). В 2016 г. масштабы бизнеса на ДО выросли до 471,6 млрд юаней, а в 2017 г. – уже до 547 млрд юаней. По оценкам, в 2018 г. объем китайского рынка ДО достиг 627,1 млрд юаней (Analysis… 2020).

Приведенные данные показывают, что в 2015–2018 гг. частные инвестиции в развитие ДО (частных детских садов и дополнительного детского обучения) стали высокодоходным бизнесом, привлекательным для китайских и иностранных инвесторов.

Развитие ДО в городе и деревне существенно различалось по темпам и качеству. Динамика восстановления ДО в сельской местности была более медленной, чем в городах. В 2017 г. число детских садов в сельской местности составляло лишь немногим более 80 % от показателя 1996 г. (всего 90 тыс. детских садов). За 2004–2017 гг. в сельской местности было открыто около 36 тыс. новых детских садов. К 2019 г. лишь в 190 тыс. из 590 тыс. административно зарегистрированных деревень (то есть в 32,2 %) были детские сады (Blue… 2019: 46).

В сельских районах остро стоял вопрос об оказании адресной помощи семьям, испытывавшим материальные трудности, и детям трудовых мигрантов, оставленным родителями на попечение родственников или соседей (так называемым «социальным сиротам») или же находившимся в городах вместе с родителями на полулегальном положении (Кузнецова, Машкина 2020а). В 2010 г. из 69,7 млн детей, оставленных без попечения родителей, 61 млн проживал в деревне, в том числе 23,4 млн были в возрасте младше 5 лет. Исследования, проводившиеся в 2015–2018 гг. международными и китайскими организациями, показали, что живущие в бедных сельских районах малыши отстают в физическом умственном и эмоциональном развитии от своих городских сверстников. При этом дети трудовых мигрантов с высокой вероятностью переедут к родителям в города, когда достигнут возраста обязательного образования, тогда как дети в возрасте до шести лет останутся в деревне на попечении пожилых малограмотных родственников. Таким образом, проблема достижения равноценных предпосылок развития человеческого и творческого потенциала детей повсеместно остается нерешенной (Wei Ha, Ye Xiao 2021: 1–2; Кузнецова, Машкина 2020б).

Основные проблемы развития дошкольного образования

Выступая на пресс-конференции в ходе работы 13-й сессии ВСНП (2017 г.), Чэнь Баошэн (в то время министр образования КНР) отметил, что система ДО КНР является крупнейшей в мире, признав как важные достижения, так и ряд проблем развития данного сегмента системы образования. Среди последних Чэнь Баошэн выделил: ограниченную доступность ДО (детские сады в 2017 г. посещало лишь 79,6 % детей соответствующей возрастной группы); дефицит «инклюзивных» детских садов; нехватку детских педагогов и воспитателей (по оценкам министра, ДО в 2017 г. недоставало 710 тыс. детских педагогов и 760 тыс. воспитателей, а по официальным прогнозам, дефицит педагогических кадров мог возрасти до 1 млн и 900 тыс. соответственно); низкий уровень оплаты труда работников организаций ДО общественного сектора – 2000–3000 юаней в месяц (менее половины средней заработной платы в 2017 г.[5]), из-за чего многие выпускники педагогических колледжей не желали работать в организациях ДО (Minister… 2018).

Но, как следует из анализа китайских источников, перечень «узких» мест в развитии ДО не ограничивался упомянутыми министром проблемами. К числу наиболее тревожных симптомов можно отнести следующие.

1. Перекосы в развитии частного ДО. В погоне за сверхприбылью многие частные детские сады для привлечения богатых родителей использовали различные рекламные уловки, играя на таких присущих китайцам чертам, как:

– склонность к показному потреблению;

– стремление дать детям как можно больше современных «западных» знаний и умений (информационно-компьютерные и математические навыки, иностранные языки, умение играть на музыкальных инструментах и пр.), которые позволят им в будущем стать более конкурентоспособными;

– желание подготовить детей к поступлению в школы с высоким рейтингом.

В результате бурного роста числа частных детских садов в 2013–2018 гг. арендная плата за помещения, пригодные для их размещения, выросла в три раза. Пытаясь снизить затраты и повысить свои доходы, многие частные детские сады арендовали помещения, не соответствовавшие санитарным нормам, экономили на организации правильного отдыха и питания детей, на закупках нужного инвентаря, игрушек, наглядных пособий, необходимых для организации предметно-развивающей среды.

Негативным последствием практики завышенных и зачастую ложных рекламных обещаний стали очереди родителей и конкурсный отбор детей при зачислении в так называемые элитные детские сады, специализировавшиеся на подготовке детей к поступлению в высокорейтинговые школы.

2. Дефицит квалифицированных педагогов. Министерство об-
разования КНР установило стандарт соотношения между административно-преподавательским персоналом и детьми в детском саду полного дня: 1:5 – 1:7. Однако фактическое соотношение значительно отличалось от целевого показателя. В 2016 г. средние показатели колебались от 1:8,5 в городских детских садах до 1:18,2
в сельской местности (China’s… 2018).

3. Низкая педагогическая квалификация работников детских садов. Ограниченная доступность детских садов дополнялась проблемой невысокого качества обучения и воспитания детей. В 2016 г. 22 % воспитателей детских садов в Китае не имели сертификатов учителя, а в сельских детских садах их было еще в два раза меньше (Ibid.).

4. Недостатки в материальном обеспечении во многом были обусловлены недостаточным бюджетным финансированием. Как показывает международная практика, в тех странах, где трехлетним ДО охвачено 60–80 % детей, доля бюджетных ассигнований на нужды ДО должна в среднем составлять 7,73 % образовательных бюджетов. В 2016 г. в КНР на нужды ДО выделялось 4,2 % совокупного образовательного бюджета (Blue… 2019: 39).

5. Неэффективный менеджмент. Данная проблема проявлялась на микро- и макроуровнях. В штатах детских садов не хватало опытных и эффективных менеджеров. На макроуровне государственное регулирование и контроль были неэффективны, так, несмотря на требование обязательного лицензирования, на рынке функционировало большое число нелицензированных частных детских садов и групп дошкольного воспитания.

В китайских публикациях отмечались проблемы несоблюдения норм безопасного пребывания детей в детских садах.

Необходимость решения назревших проблем развития ДО, устранения искажений и диспропорций потребовала внесения принципиальных изменений в целевые установки развития ДО.

Смена стратегии развития дошкольного образования

Приоритетом новой политики стало развитие общедоступных детских садов как в общественном, так и в частном секторе ДО. Было признано, что создание модернизированной системы образования и широкое распространение качественного ДО – одно из важнейших условий воспитания талантов.

В соответствии с постановлением ЦК КПК и Госсовета КНР «Несколько предложений по углублению реформы и нормативному развитию дошкольного образования» (2018 г.), до середины 2019 г. все частные детские сады должны были пройти процедуру обязательной регистрации в местных органах управления образованием и получить лицензию коммерческой или некоммерческой образовательной организации. Предполагалось, что выполнение данного требования позволит к 2020 г. закрыть нелегально действовавшие нелицензированные детские сады.

На 2020 г. были установлены новые целевые показатели:

– повысить долю «инклюзивных» детских садов в общем числе детских садов до 80 %;

– увеличить до 200 тыс. человек численность выпускников вузов по специальности «воспитатель-учитель ДО»;

– увеличить до 1,5 млн человек численность воспитателей, учителей и директоров детских садов, прошедших профессиональную переподготовку. Повышение их статуса и заработной платы должно было укрепить систему ДО (Several… 2018).

Данное постановление усиливало контроль государственных и местных органов управления за соблюдением установленных стандартов создания и функционирования организациями ДО. В отношении сельских районов указывалось, что все «населенные пункты должны в полной мере учитывать тенденцию изменения численности населения и урбанизации, сочетать это с реализацией стратегии возрождения сельских районов и разработать план по удовлетворению пикового спроса» на ДО. Местным органам власти города и деревни также вменялась обязанность создать департаменты, ответственные за управление планированием, строительством и сдачей в эксплуатацию детских садов (Ibid.).

В 2018 г. на 13-й сессии ВСНП для публичного обсуждения был представлен проект закона КНР «О дошкольном образовании». И хотя этот закон пока не вступил в силу из-за отсутствия конкретных решений ряда вопросов, в частности, четких регламентов по управлению и бюджетным инвестициям, тем не менее его содержание дает представление о концепции и направлении дальнейшей модернизации ДО (Yellow… 2021: 282–283). Документ предусматривал следующие целевые установки:

– создание и комплектование детских садов в новых микрорайонах должно осуществляться в соответствии с общенациональными и местными стандартами;

– права собственности на новые детские сады с начала их функционирования должны принадлежать местным правительствам;

– частный капитал не может контролировать деятельность общественных и некоммерческих частных детских садов посредством слияний и поглощений, доверительных операций, франчайзинговых сетей и иными способами;

– детские сады не могут выступать прямыми или косвенными рыночными активами;

– листинговые компании и их мажоритарные акционеры не могут инвестировать в коммерческие детские сады посредством фондовых сделок, приобретать их через эмиссии акций или погашение денежных обязательств.

В проекте закона подчеркивалось, что зачисление детей в организации ДО не должно проводиться на основе экзаменов или тестирования; детские сады должны быть обеспечены игрушками, обучающими средствами, книгами с картинками в соответствии с общенациональными и местными стандартами, но не могут использовать учебники. Документ предусматривал запрет на использование детей дошкольного возраста в коммерческой деятельности, включая привлечение их к участию в конкурсах или других видах деятельности, несовместимых с их возрастными характеристиками (Announcement… 2020).

В 2019 г. канцелярия Госсовета КНР опубликовала документ «Несколько предложений по содействию развитию сферы услуг по уходу за младенцами и детьми до 3 лет» (директива № 15 от 2019 г.). Он знаменует собой возвращение в политическую повестку дня задачи раннего развития детей. В документе отмечалась необходимость завершить разработку системы нормативного регулирования яслей, создать ряд образцовых воспитательных учреждений, специализирующихся на уходе за детьми до трех лет. Документ предусматривал увеличение бюджетной поддержки детских садов с яслями в городах, а также разработку методов и форм надзора за качеством ухода и воспитания детей младенческого возраста и руководства по ведению хозяйственной деятельности организаций ДО (Guidance… 2019). Одновременно был расширен перечень услуг по уходу за младенцами в сельских и отстающих районах, а также проведено более четкое разграничение сфер ответственности между государственными ведомствами (Wei Ha, Ye Xiao 2021: 7).

В 2019 г. ЦК КПК и Госсовет КНР опубликовали долгосрочную программу развития национальной системы образования «Модернизация образования Китая 2035» (China's… 2019). В документе вновь отмечалось, что ДО со стопроцентным охватом детей в возрасте 3–6 лет является фундаментом непрерывного образования граждан в течение жизни. Документ подчеркивал необходимость сосредоточения усилий на развитии ДО в сельских районах, совершенствовании системы управления ДО и ускорении распространения общедоступных организаций ДО, включая частные «инклюзивные» детские сады.

Таким образом, после 2018 г. главными направлениями регуляторных мер в сфере ДО становятся:

– усиление контроля за негосударственными организациями ДО посредством введения обязательного лицензирования и последующей регистрации по месту деятельности;

– введение единых стандартов, регламентирующих функционирование всех типов детских садов, и организация постоянного мониторинга их соблюдения;

– ограничение возможностей частных детских садов завышать плату за свои услуги.

Государственное регулирование предусматривает сохранение возможности привлечения не только бюджетных ассигнований, но и средств юридических и физических лиц при формировании образовательных фондов, но при условии централизованного управления ими.

Краткий обзор последних нормативных документов показывает, что в долгосрочной перспективе в Китае предполагается активизировать усилия по развитию ДО, особенно в сельских и удаленных районах страны, что позволит приблизить решение стратегической задачи – обеспечение равных стартовых позиций для развития природных задатков детей независимо от социально-экономического статуса и культурного капитала семьи.

Текущая ситуация в секторе дошкольного образования

По данным министерства образования КНР, в 2018 г. в стране функционировало 266 677 детских садов, из них 182 900 (68,6 %) относились к категории «инклюзивных» независимо от формы собственности и состава учредителей (Blue… 2019: 37). Распределение детских садов по составу учредителей иллюстрируют данные табл. 3.

Исходя из официальных статистических данных, несмотря на усилия китайского правительства:

– в 2018 г. сохранялось доминирование негосударственных детских садов (62,16 %);

– не удалось полностью разрешить проблему нехватки организаций ДО в сельских районах. В 2018 г. в уездных поселках насчитывалось 26 857 детсадов, а в деревнях – 94 051, то есть во всех сельских районах функционировало 120 908 детских садов, или 45 % от их общего числа (Number… 2018).

В то же время китайскому правительству удалось значительно увеличить доступность ДО (см. табл. 4). В 2019 г. из 281 тыс. детских садов 76 % были «инклюзивными» (Yellow… 2021: 142).

Таблица 3

Распределение детских садов по составу учредителей


Всего

266677

в том числе
подведомственные

министерству образования

82608

другим министерствам

1750

местным предприятиям

1280

госучреждениям

3142

– функционирующие при воинских частях

499

– коллективные (местных сообществ или уличных комитетов)

11611

– негосударственные

165779

– имеющие статус юридического лица китайско-иностранные, совместные

8


Источник: Number… 2018.

В 2019 г. в детских садах работало 4,92 млн чел., или на 8,48 % больше, чем в 2018 г., из них 2,76 млн (или 56,1 %) были дипломированными педагогами (Yellow… 2021: 134–135).

При сохраняющихся низких темпах рождаемости даже если все 100 % детей соответствующего возраста будут посещать детские сады, то и в этом случае их численность в 2021 г. не превысит 45 млн, что на 1 млн меньше, чем в 2017 г. (Blue… 2019: 44). Падение рождаемости, «урбанизация» сельской местности и переезд молодых семей в крупные города – эти тенденции влияют на перспективы реализации государственных планов развития ДО.

За 2010–2019 гг. финансирование развития ДО выросло с 24,4 до 200,9 млрд юаней, или в 7,2 раза, но при этом бюджетные расходы увеличились ненамного: с 1,7 % до 5 % (Yellow… 2021: 142). В настоящее время средства из центрального бюджета главным образом направляются на расширение сети инклюзивных ДО, то есть на капитальное строительство.

Таблица 4

Целевые показатели и фактические результаты охвата ДО детей в возрасте от 3 до 6 лет, 2010–2019 гг.


 

Численность детей,
посещающих детские
сады, млн чел.

Доля детей в возрасте
3–6 лет, посещающих
детские сады, %

Целевые показатели
12-й пятилетки, 2010–2014 гг.

37,0

65,0

Фактические результаты, достигнутые к 2015 г.

42,65

75,0

Целевые показатели
13-й пятилетки, 2015–2019 гг.

45,00

85,0

Фактические результаты, достигнутые к 2020 г.

47,14

83,4


Источник: Yellow… 2021: 134–135.

Выводы

Анализ положений нормативных документов, принимавшихся в 2010-е гг., показывает, что в это десятилетие общая концепция развития ДО претерпела несколько важных изменений. В отличие от предыдущего десятилетия, со второй половины 2010-х гг. в Китае был взят курс на сокращение доли коммерческих и увеличение числа «инклюзивных» организаций в ДО:

– если в первой половине 2010-х гг. предполагалось достичь равного соотношения между организациями ДО общественного и частного секторов, то в конце десятилетия были введены нормативные ограничения на открытие новых коммерческих организаций ДО;

– если в первой половине 2010-х гг. ДО рассматривалось как смешанное благо, то в конце десятилетия изменилась общая концепция: поставлена задача сделать ДО общедоступным общественным благом;

– если в первой половине 2010-х гг. развитие ДО в основном осуществлялось за счет частных инвестиций, то в конце десятилетия стали расти бюджетные ассигнования на нужды ДО;

– если в первой половине 2010-х гг. для всестороннего развития физических и умственных способностей детей широко привлекались западные педагогические методики, образовательные продукты и зарубежные специалисты, то в конце десятилетия был взят курс на преимущественное применение национальных образовательных методик и продуктов;

– если в первой половине 2010-х гг. в процессе воспитания и обучения детей в ДО упор делался на подготовку детей к занятиям в начальной школе, то вступление в силу закона КНР «О дошкольном образовании» ориентировано на исключение подобной практики. С лета 2021 г. на ступени дошкольного и основного школьного образования введен запрет на иностранное учредительство и использование зарубежного образовательного контента, что свидетельствует об усилении государственного контроля за воспитанием детей на ранних этапах их развития.

– если в первой половине 2010-х гг. в политике ДО упор делался на организации обучения детей в возрасте старше трех лет, то в конце десятилетия акцент стал смещаться на обеспечение условий по уходу и воспитанию детей в возрасте до трех лет.

Обзор изменений в нормативных документах позволяет сделать вывод, что в Китае формируется система, обеспечивающая предложение ДО как общественного блага. Достижение равенства образовательных возможностей рассматривается в государственных документах как важнейшая основа консолидации нации в целях реализации «великой китайской мечты», возрождения мощной державы. В то же время ряд китайских специалистов указывает, что достижение всеобщего охвата детей ДО должно быть подготовлено и обеспечено ресурсами, в противном случае формальное выполнение целевого показателя может привести к дальнейшему углублению деления детских садов на элитные, средние и слабые. Хотя государство в последние годы увеличивает инвестиции для поддержки массового раннего развития детей как базового условия формирования инновационного потенциала нации, однако значительные дисбалансы в региональном развитии и социально-культурном капитале городских и сельских семей отодвигают решение проблемы создания равных стартовых возможностей для молодых китайцев на будущее. Китайские ученые также с тревогой констатируют, что вразрез с мировыми тенденциями индивидуализации в ценности дошкольного периода как такового (well-being) в противовес господствовавшей ранее сосредоточенности на идее подготовки к будущему (well-becoming), к школе, в китайском ДО происходит усиление стандартизации и чрезмерного акцентирования функциональности ДО (Blue… 2019: 45).

Даже успешная реализация утвержденных государственных регулятивных мер и рекомендаций не может решить проблему, связанную с традиционным для китайского общества отношением родителей к детям как к «маленьким взрослым». Такой подход трансформируется в создание условий для культивирования духа конкуренции, а не взаимодействия детей в процессе воспитания, в акцент на учебу, заучивание, а не на всестороннее развитие и раскрытие задатков ребенка через игру и сотрудничество. Как показывают различные социологические опросы, дети в детских садах подвергаются физическому и психологическому принуждению, что ухудшает их психологическое и физическое здоровье. У таких детей на всю жизнь формируется чувство обиды и нежелание учиться.

Министерство образования КНР запретило проводить в детских садах обучение по программе первого класса начальной школы и неоднократно выпускало документы, корректирующие педагогические методики и практики, используемые педагогами в детских садах и начальной школе. Но ситуация не улучшается, что, безусловно, требует изменения общей педагогической концепции, содержания и методов подготовки воспитателей и учителей ДО и начального образования в педагогических вузах для подготовки кадров, готовых развивать личностные способности детей.

Трансформация образовательной концепции, институтов и практик – это долгосрочный процесс, который требует совместных усилий общества, родителей и воспитателей детских садов. Необходимо не только формулировать регламент, регулирующий поведение и должностные функции воспитателей детских садов, но и поднимать престиж профессии и материальное вознаграждение воспитателей ДО, чтобы сделать эту работу привлекательной для талантливых выпускников педагогических колледжей и вузов. Только совокупность этих мер позволит трансформировать систему ДО, и она перестанет быть лишь подготовительной ступенью к школе и станет площадкой для развития личностного потенциала каждого ребенка.

Литература

Гурулёва, Т. Л. 2019. Стратегические рубежи развития системы образования КНР в ХХI веке. Проблемы Дальнего Востока 4: 143–153. DOI: https://doi.org/10.31857/S013128120006104-5.

Кузнецова, В. В., Машкина, О. А.

2020а. Трудовая миграция и проблемы обучения детей рабочих-мигрантов в Китае. История и современность 2: 46–69. DOI: https://doi.org/10.30884/iis/2020.02.03.

2020б. Сельский Китай: развитие школьного образования в XX–XXI вв. Ч. 1. Образовательная политика 4: 104–112. DOI: https://doi.org/10.22394/2078-838X-2020-4-104-112.

Ли Чжэньюй, Самсонова, Т. П. 2020. Дошкольное образование в Китае и России: исторические особенности, общность и различия. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки 11: 96–100. DOI: https://doi.org/10.37882/2223-2982.2020. 11.21. URL: http://www.nauteh-journal.ru/files/7ba07481-c481-464b-b757-5be690ea8d6a (дата обращения: 03.12.2021).

Машкина, О. А. 2013. Образование как точка роста китайской мечты. В: Кульпин, Э. С., Природа и общество в процессах взаимодействия. Серия Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества. Вып. XXXVII. М.: ИД «Энергия». С. 218–233.

Министерство образования КНР о публикации Плана развития национального образования в период 12-й пятилетки (2011–2015 гг.). 2012. Бюллетень Госсовета 28. (国家教育事业发展第十二个五年规划). URL: http://www.gov.cn/gongbao/content/2012/content_2238967.htm (дата обращения: 31.11.2021).

Население Китая. Б. г. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_ %D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F#Динамика_рождаемости (да-та обращения: 03.12.2021).

Некоторые предложения Госсовета по развитию современного дошкольного образования. Госсовет 2010 г. Документ № 41. (Some Opinions of the State Council on the Current Development of Pre-school Education) (国务院关于当前发展学前教育的若干意见 国发[2010]41 号).URL: http:// www.gov.cn/zhengce/content/2010-11/24/content_5421.html (дата обращения: 31.11.2021).

Представляем дошкольное образование в Китае (Тема номера). 2017. Воспитание в ДОУ 9. URL: https://www.sfera-podpiska.ru/zhurnaly-arkhiv-v/2017/vospitatel-dou-9-2017 (дата обращения: 03.12.2021).

Савенков, А. И. 2019. Взгляд из России. В: Борисенков, В. П., Мэй Ханьчэн (отв. ред.), Россия – Китай: тенденции развития образования в ХХI в.: Сравнительный анализ. М.: Наука. С. 283–284.

Уведомление Госсовета КНР о публикации «Плана развития национального образования в период 13-й пятилетки (2016–2021 гг.) 2017. (Notice of the State Council on the Issuance of the 13th Five-year Plan for the Development of the National Education) (国务院关于印发国家教育事业发展
“十三五”规划的通知_). URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2017-01/19/content_5161341.htm (дата обращения: 31.11.2021).

Уведомление о повышении финансовых инвестиций для поддержки развития дошкольного образования – Минфин. Министерство образования 2011. Документ № 405. (Notice on Increased Financial Investment to Support the Development of Pre-school Education) (关于加大财政投入支持学前 教育发展的通知 财教 (2011) 405号). URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xxgk/moe_1777/moe_1779/201109/t20110905_148092.html (дата обращения: 31.11.2021).

Чжан Хуэй. 2019. Взгляд из Китая. В: Борисенков, В. П., Мэй Ханьчэн (отв. ред.), Россия – Китай: тенденции развития образования в ХХI в.: Сравнительный анализ. М.: Наука. С. 285–288.

Чжан Хуэй, Е Сяохун. 2019. Развитие дошкольного образования в Китае. В: Борисенков, В. П., Мэй Ханьчэн (отв. ред.), Россия – Китай: тенденции развития образования в ХХI в.: Сравнительный анализ. М.: Наука. С. 261–282.

Цзун Чэнцзюй. 2015. Тенденции развития современного дошкольного воспитания в Китае. Ученые записки Забайкальского государственного университета 5: 100–103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-sovremennogo-doshkolnogo-vospitaniya-v-kitae (дата обращения: 03.12.2021).

Цин Хэ, Коротаева, Е. В., Белоусова, С. С. 2018. Дошкольное образование в Китае: этапы становления и развития. Педагогическое образование в России 4: 55–61. DOI: https://doi.org/10.26170/po18-04-08.

Ян Фан, Дмитриев, Ю. А. 2018. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в Китае: состояние, проблемы, перспективы. Наука и школа 5: 75–82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-kitae-sostoyanie-problemy-perspektivy (дата обращения: 03.12.2021).

Analysis of the Market Status and Trends of China's Pre-school Educa-
tion Industry in 2019. 2020 (年中国学前教育行业市场现状及发展趋势分析). URL: https://www.reportrc.com/article/20200110/3182.html (дата обращения: 31.11.2021).

Announcement of the Ministry of Education on the Draft Law of the People's Republic of China on Pre-school Education (draft for comments) for Public Consultation. 2020. (教育部关于《中华人民共和国学前教育法草案(征求意见稿). URL: http://www.gov.cn/hudong/2020-09/07/content_5541349.htm (дата обращения: 31.11.2021).

Basic Statistics on Education. Chinese Statistical Yearbook 2001.
Ch. E-20.1. URL: http://www.stats.gov.cn/english/statisticaldata/yearlydata/YB2001e/ml/indexE.htm (дата обращения: 31.11.2021).

Blue Book of Education. Annual Report on China’s Education. 2014. Beijing: Social Sciences Academic Press. 328 pp. (教育蓝皮书。中国教育发展报告) URL: http://www.stats.gov.cn/english/statisticaldata/yearlydata/YB2001e/ml/indexE.htm; https://item.jd.com/11465242.html (дата обращения: 31.11.2021)

Blue Book of Education. Annual Report on China’s Education. 2019. Beijing: Social Sciences Academic Press. 367 pp. (教育蓝皮书。中国教育发展报告) 中国教育蓝皮书。中国教育 发展报告 (2019) / 杨东平 主编。 – 北京:社会科学文 献出版社. URL: https://item.jd.com/12597482.html (дата обращения: 31.11.2021).

Continue the Strong Regulatory Trend 2021 National Pre-school Education-related Policies and 14th Five-Year Plan Summary. 2021. URL: https:// www.sohu.com/a/468169630_730526 (дата обращения: 30.11.2021)

China’s Education Modernization 2035. 2019. (中国教育现代化2035). URL: http://www.gov.cn/zhengce/2019-02/23/content_5367987.htm (дата обращения: 31.11.2021).

China’s Early Childhood Education: Predicament, Policy and Opportunity. GETChina Insights. 2018. August 13. URL: https://edtechchina.medium.com/chinas-early-childhood-education-predicament-policy-and-opportunity-ace22054290d (дата обращения: 31.11.2021).

Decision of the Standing Committee of the National People's Congress
to Amend the Law of the People's Republic of China on the Promotion of Private Education (Adopted at the 24th Meeting of the Standing Committee of
the 12th National People's Congress on November 7, 2016). 2016. (关于修改<中华人民共和国民办教育促进法>的决定). URL: http://www.gov.cn/xinwen/2016-11/07/content_5129792.htm (дата обращения: 31.11.2021).

Guidance on the Development of Care Services for Infants and Young Children under 3 Years of Age. 2019. (关于促进3岁以下婴幼儿照护服务发展的
指导意见). URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2019-05/09/content_5389983.htm (дата обращения: 31.11.2021).

Kindergarten Work Regulations (Trial Implementation). 1989 幼儿园工作规程 幼儿园工作规程(试行) 中华人民共和国教育部政府门户网站. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A02/s5911/moe_621/ (дата обращения: 31.11.2021).

Minister of Education Chen Baosheng: Strengthen Training and Improve Treatment to Deal with the Shortage of Teachers in Pre-school Education). 2018. (教育部部长陈宝生:加强培训提高待遇应对学前教育师资缺口). URL: http://www. gov.cn/xinwen/2018-03/16/content_5274722.htm (дата обращения: 31.11.2021).

Number of Kindergartens, Classes in Pre-Primary Education. 2018. URL: http://en.moe.gov.cn/documents/statistics/2018/national/201908/t20190812_394147.html (дата обращения: 31.11.2021).

Outline of the National Medium- and Long-term Education Reform and Development Plan (2010–2020). 2011 (国家中长期教育改革和发展规划纲要 (2010–2020 年). URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A01/s7048/201007/t20100729_171904.html (дата обращения: 31.11.2021).

Several Opinions of the CPC Central Committee and the State Council on Deepening the Reform and Normative Development of Pre-school Education (November 7, 2018). (中共中央 国务院关于学前教育深化改革规范发展的若干
意见). URL: http://www.gov.cn/zhengce/2018-11/15/content_5340776.htm (дата обращения: 31.11.2021).

The general office of the State Council Forwarded the Circular of the Ministry of Education and Other Departments (Units) on the Guiding Opinions on the Reform and Development of Early Childhood Education. 2003. No. 13. (国务院办公厅转发教育部等部门(单位)关于幼儿教育改革与发展指导意见的通知。国办发 (2003) 13号). URL: http://www.moe.gov.cn/s78/A06/jcys_left/moe_705/s3327/201001/t20100128_81996.html (дата обращения: 31.11.2021).

The Ministry of Education's Implementation Opinions on Encouraging and Guiding Private Funds into the Field of Education to Promote the Healthy Development of Private Education. 2012. (教育部关于鼓励和引导民间资金进
入教育领域促进民办教育健康发展的实施意见). URL: http://www.gov.cn/zhengce/2016-05/22/content_5075597.htm (дата обращения: 31.11.2021).

Wei Ha, Ye Xiao. 2021. Early Childhood Development and Poverty Reduction in the People’s Republic of Chinа. ADB East Asia Working Paper Series 39: 1–15. Manila: Asian Development Bank. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/731321/eawp-039-early-childhood-poverty-reduction-prc.pdf (дата обращения: 03.12.2021).

Yellow Book of Chinese Education (2021). (–中国教育黃皮书武汉 湖北教 育出版社2021). Wuhan: Hubei Education Publishing House. 2021. 354 pp.




[1] Имеются в виду ассигнования не только из центрального, но и из провинциальных и местных бюджетов.


[2] По словам члена НПСК Су Хуа, дошкольное образование из-за «слабой базы и множества долгов» стало самым узким звеном в системе образования Китая, которое наиболее сложно развивать (Continue… 2021).


[3] Под «бюджетными» детскими садами понимаются организации, учредителями которых являются органы государственного управления и организации общественного сектора» (так называемые «гунбань» 公办, или же state-run kindergarten).


[4] «普惠性» дословно переводится как имеющий «характер всеобщего благодеяния» и «инклюзивный». В статье термин «инклюзивный» используется в значении благотворительный, общедоступный в противовес коммерческому, рыночному.


[5] В 2017 г. средняя заработная плата в Китае составляла 76121 юань в год, или 6343,4 юаней в месяц (около 64 тыс. рублей).