Урок-марафон «Мировой океан – часть гидросферы»


Автор: Ивлева Ю. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2022 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Май 2022

Урок разработан для учащихся коррекционной школы, в которой обучаются дети со слуховой депривацией, но данная разработка может успешно использоваться  для проведения урока географии в 6 классе общеобразовательной  школы  с небольшой наполняемостью класса. Используемые приёмы и методы, теоретический и практический материал урока подобран с учётом специфики работы со слабослышащими учащимися. Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний. 
Урок проводится в сопровождении мультимедийной презентации.

Цель урока:

— Обобщить и проверить знания учащихся о Мировом океане,   как части Гидросферы.

— Научить учащихся в игровой форме ориентироваться в географических терминах и картах.

Задачи урока:

— Обобщить знание о составе и свойствах Гидросферы.

— Закрепить и расширить представление о водах    Мирового океана.

— Продолжить развивать умение работать с географической картой.

— Воспитывать уважительное, бережное отношение к красоте и силе природы. 

Прогнозирование результатов урока-марафона: 

— Обобщить и закрепить знания учащихся о Гидросфере и водах Мирового океана.

— Формировать в игровой форме умение быстро ориентироваться в географической терминологии и картах.

— Проверить знание учащихся о свойствах вод океана в форме тестирования. 

Учебно-наглядный комплекс: 

Физическая карта Мирового океана, полушарий, атласы, контурные карты, учебники, тетради, тематическая мультимедийная презентация, ПК, мультимедийный проектор, экран, выставка тематической литературы.

Формы проведения урока:

Урок-марафон проводится в быстром темпе в сопровождении мультимедийной презентации и состоит из 3 этапов:

I этап марафона – Фронтальный, устный опрос в сопровождении мультимедийной презентации. Вопросы для повторения материалов по теме Гидросфера и Мировой океан.

II этап марафона - Практическая работа с географической картой у доски проходит в игровой форме. Индивидуальная проверка знаний географической номенклатуры Морей и Океанов.

III этап марафона – Письменное, индивидуальное, проверочное тестирование по теме.

В ходе урока, в форме информационных пауз, закрепление и расширение знаний об особенностях вод Мирового океана.

Подведение итогов урока проводится в форме самооценки с использованием индивидуальных, тематических карточек.

Термины и понятия:

Мировой океан, Марафон, Гидросфѐра, Атмосфѐра, Круговорόт, Жѝдкость, Газообрáзное состояние воды, Омывáемый водóй, Вóдное прострáнство, Морскúе   органúзмы, Вдающаяся в сỳшу, Сообщáющение с океáном, Движение воды, Течéние, Море, Залив, Пролив, Остров, Полуόстров, Архипелáг, Солёность воды, Подвóдные землетрясéния, Цунами, Прибой, Отлив, Прилив, Гольфстрим.

Географическая номенклатура:

Океаны:Тихий океан, Атлантѝческий океан, Индѝйский океан, Сéверный Ледовѝтый океан. Моря: Средизéмное море, Балтѝйское море, Чёрное море, Белое   море, Красное море, Жёлтое море, Карѝбское море, Бéрингово море. Остров Мадагаскáр, Полуóстров Индостáн, Залúв Мексикáнский, Пролúв Бéрингов.

Ход урока

I. Организация учащихся на уроке.

II. Вступительное слово учителя.

Слайд 1. 

- Ребята, сегодня мы проводим урок – марафон по теме Мировой океан – часть гидросферы.

Слайд 2.

Вопрос: Кто может сказать, что означает слово «марафон»?

Ответ: Марафон – это географическое название древнегреческого поселения около города Афины на Балканский полуострове.   Сейчас слово «МАРАФОН»     означает   длительный, напряжённый путь    для достижения цели.

Слайд 3.

Учитель: На этом уроке мы будем работать по плану и быстро двигаться как на марафоне от этапа к этапу, от старта к финишу.

(Обращение к наглядному пособию в виде дороги с разметкой этапов). Мы будем передвигать лодочку, чтоб следить за своим движением на марафоне.

План урока:

—    I этап марафона         «Устные ответы на вопросы»

—    II этап марафона          «Практическая работа с картой»

—    Информационная пауза

—    III этап марафона      «Письменное проверочное тестирование»

—    Информационная пауза

—    Финиш марафона

—    Подведение итогов урока.   Самооценка работы на уроке.

Слайд 4.

Цель нашего урока:

  • Проверить и обобщить ваши знания о Гидросфере и Мировом океане.

  • Проверить ваше умение ориентироваться в географических терминах и картах в режиме урока-марафона.

III. Обобщение и проверка знаний в режиме МАРАФОНА. Устный фронтальный опрос.

Слайд 5.

Учитель: Итак, мы начинаем наш марафон с I этапа, который называется «Что мы знаем». Отвечаем на вопросы быстро, даём полные ответы, следим за произношением звуков и ударением.

Слайд 6.

Учитель: Прочитаем словарь:

—    Гидросфѐра

—    Атмосфѐра

—    Круговорόт

—    Жѝдкость

—    Газообрáзное состояние воды

Слайд 7.

Вопрос: Что называют Гидросферой?

Ответ: Гидросфера – водная оболочка планеты Земля.

Слайд 8.

Вопрос: Назовите состояние воды в Гидросфере?

Ответ: Вода находится в трех состояниях: Твёрдом – лёд, снег. Жидком – вода. Газообразном – пар, туман, облака.

Слайд 9.

Вопрос: Ребята, назовите состав Гидросферы?

Ответ: Обсуждение диаграммы «Состав Гидросферы»

Слайд 10.

Вопрос: Как происходит круговорот воды в природе?

Ответ в стихотворной форме: (ученик, по таблице рассказывает в стихотворной форме схему круговорота воды в природе)

«Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

А потом вода собирается в реки

И бежит земле обратно –

В океаны, моря, заливы,

Бесконечно, но не безвозвратно»

Слайд 11.

Вопрос: Ребята, расскажите, почему «Океан», назвали «Океаном»?

Ответ: Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. С тех древних времён у людей и осталось это название – «ОКЕАН».

Слайд 12.

Вопрос: назовите части Мирового океана?

Ответ: Океаны, моря, заливы проливы.

IV. Проверка знаний терминологии по теме с использованием фото-слайдов.

Слайд 13.

Учитель: Ребята, теперь будут фото-вопросы, но сначала давайте прочитаем трудные словосочетания.

Учитель: Прочитаем словарь.

  • Омывáемый водóй

  • Вóдное прострáнство

  • Морскúе органúзмы

  • Вдающаяся в сỳшу

  • Сообщáющаяся с океáном

  • Течéние

  • Полуόстров

  • Архипелáг 

Учитель: Смотрите внимательно на фотографии и рисунки, слушайте вопросы. (Работа с экраном) Ответы давайте полные.

Слайд 14.

Вопрос: Как называется огромный участок суши, со всех сторон омываемый водой?

Ответ: Огромный участок суши, со всех сторон омываемый водой – это материк.

Слайд 15.

Вопрос: Как называется единое водное пространство, которое нигде не прерывается.

Ответ: Единое водное пространство, которое нигде не прерывается – это океан.

Слайд 16.

Вопрос: Как называется часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, течениями, морскими организмами?

Ответ: Часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, течениями, морскими организмами – это море.

Слайд 17.

Вопрос: Как называется часть океана, моря, вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном, морем?

Ответ: Часть океана, моря, вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном, морем называется заливом.

Слайд 18.

Вопрос: Как называется узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов?

Ответ: Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов – это пролив.

Слайд 19.

Учитель: Самый длинный - Мозамбикский пролив, 1760 км. Самый широкий - 1120 км и глубокий 5249 м - пролив Дрейка.

Слайд 20.

Вопрос: Как называется сравнительно небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой?

Ответ: Сравнительно небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой – это остров.

Слайд 21.

Вопрос: Как называется участок материка или острова, глубоко вдающийся в океан и окружены с трех сторон водой?

Ответ: Участок материка или острова, глубоко вдающийся в океан и окружены с трех сторон водой – это полуостров.

Слайд 22.

Вопрос: Как называется группа островов, лежащих недалеко друг от друга?

Ответ: Группа островов, лежащих недалеко друг от друга – это архипелаг.

Слайд 23.

Учитель: Мы прошли I этап и можем передвинуть нашу лодку на II этап.

V. Практическая работа с картой.

Учитель: II этап называется «Что мы умеем» Это будет практическая работа у географической карты. Мы будем играть в игру «Покажи на карте…»

Слайд 24.

Учитель: Прочитаем географические названия, которые будем сегодня показывать на карте. Следите за ударением в словах.

  • Океаны: Тихий, Атлантѝческий, Индѝйский, Сéверный Ледовѝтый.

  • Моря: Средизéмное, Балтѝйское, Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое, Карѝбское, Бéрингово.

  • Остров   Мадагаскáр.

  • Полуóстров   Индостáн.

  • Залúв    Мексикáнский.

  • Пролúв Бéрингов.

(Учащиеся по желанию выходят к карте и показывают географические объекты, все ученик в классе по очереди задают отвечающему вопросы, начиная свой вопрос словами: «Покажи на карте: океан…, море…., пролив…, залив…, остров…, полуостров…)

VI. Закрепление материала.

Слайд 25.

Учитель: Теперь в нашем марафоне будет Информационная пауза.

Рассказ учителя:

Воды океанов обладают определёнными свойствами – это солёность и температура. Солёность определяется количеством граммов соли растворённой в 1 литре воды. Солёность зависит от испарения и от поступления в океан пресной воды. В 1 литре морской воды содержится 35 грамм соли.

Самое солёное море - Красное море содержит 42 грамма соли на 1 литр воды. Самое малосолёное море – Балтийское море в нём всего 11 граммов соли на 1 литр воды. Такое Свойство воды, как температура зависит от нагревания воды солнечными лучами. Самый тёплый океан – Тихий океан. Температура воды на экваторе +27 градусов. Температура воды в полярных морях и глубже 1000 метров составляет   +2 -3 градуса.

Слайд 26. 

На данном слайде показаны фотографии добычи соли в Красном море. Это тяжёлый, но нужный для людей труд. Соль важна для здоровья людей.

Слайд 27.

Учитель: Продолжая наш марафон мы передвигаем лодку к последнему III этапу, на этом этапе мы будем проверять знание и проводить письменное тестирование по теме: «Движéние воды в Океане»

(Ребята получают индивидуальные тесты и выполняют письменное задание.)

Учитель объясняет правило заполнение теста.

  1. Прочитай вопрос.

  2. Выбери ответ и запиши в таблицу.

  3. Напиши напротив номера вопроса – букву правильного ответа. Например:

_______________________________________________________________

Слайд 28.

Текст теста на тему: «Движения воды»

ВОПРОСЫ

1. О. Волны, вызванные подводными землетрясениями.

2. К. Движение воды на поверхности океана под действием ветра.

3. Е. Бывают тёплые и холодные.

СЛАЙД 29 4. А. Пенистый водяной вал, образующийся при   разрушение волн о берег.

5. Н. Тёплое течение в Западном полушарии.

6. Ы. Особое периодическое движение воды на берегах морей и   океанов под действием Луны.

ОТВЕТЫ

1. О. Цунами

2. К. Волны

3. Е. Течения

4. А. Прибой

5. Н. Гольфстрим

6. Ы.   Приливы и отливы

Слайд 30.

Учитель: Проверяем результаты тестирование. Ребята, если вы правильно ответили на вопросы, то у вас должно в ответе составляться слово «ОКЕАНЫ»

(учащиеся сдают листочки с тестами)

Слайд 31.

Учитель: Сейчас в нашем уроке ещё одна Информационная пауза. Давайте, ещё раз закрепим знания об особых океанических волнах, которые образуются в результате подводных землетрясений.

Вопрос: Как называются эти волны?

Ответ: Это волны цунами.

Слайд 32.

Учитель: В переводе слово «цунами» означает «волна в заливе» (гавани). Волна Цунами, двигается в океане очень быстро и при приближении к берегу скорость волны уменьшается а высота волны может   увеличивается до 30 метров.

Слайд 33.

На этом слайде представлены документальные фотографии цунами произошедшего 26 декабря 2004 года у берегов Островов Индонезии. Жертвами этого грозного природного явления стали около 300 тысяч человек.               

Слайд 34.

Можно сделать вывод, что Мировой океан это прекрасная, но разрушительная сила и людям надо уважительно относиться к красоте, чистоте и силе природы.

VII. Заключение.

Слайд 35.

Учитель: Мы подошли к финишу урока-марафона. Наша лодка дошла до финиша. Давайте подведём итоги.

Вопрос: 

  1. Вспомните, что такое марафон?

  2. Какой этап марафона стал для вас самым трудным?

  3. Какой этап был самым интересным?

  4. Ребята, как вы думаете, а нас получилось двигаться быстро как на марафоне?

Ответы ребят:

Вопрос: Какие цели урока мы выполнили (достигли)?

Ответы:

  • Узнали, что такое марафон и научились   быстро отвечать на вопросы урока.

  • Мы проверили свои знания о свойствах и составе гидросферы. Повторили строение Мирового океана.

  • Посмотрели слайды с фотографиями морей, океанов, заливов, проливов, островов.

  • Узнали об особенностях солёности воды в морях. Закрепили знания о происхождении волн цунами.

  • Мы показывали на географической карте моря и океаны и отвечали на вопросы проверочного теста.

Слайд 36.

Учитель: В конце урока вы должны поставить себе оценку.

(Учитель раздаёт индивидуальные карточки для самооценки работы на уроке)

Ребята, выберите и подпишите одну карточку и сдайте учителю.

Критерии оценки:

Оценка «5»

1. Я отлично знаю материал урока.

2. Я был внимательный и правильно отвечал на все вопросы.

3. Я успевал на уроке-марафоне.

Оценка «4»

1. Я хорошо знаю материал урока.

2. Я был внимательным, но делал маленькие ошибки при ответах на вопросы.

3. Я успевал на уроке-марафоне.

Оценка «3»

1. Я старался учить материал урока.

2. Я отвлекался и делал ошибки при ответах на вопросы.

3. Мне было трудно успевать на уроке-марафоне.

(Учащиеся подписывают карточку и сдают учителю. Впоследствии по этим карточкам будут выставлены оценки в журнал.)

Слайд 37.

Учитель: Сегодня был урок обобщение и повторение, поэтому домашнего задания я не задаю.

На этом наш урок-марафон подошёл к концу. Урок окончен. До свидания.

Литература:

  1. Герасимова Т.П., География. Начальный курс. 6 класс. - М.: Дрофа, 2000.

  2. Сиротин В.И.. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2009. 

  3. Шатных А.В.. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2009. 

  4. Элькин Г.Н. «Физическая география» справочно-информационные материалы к урокам 6 класса. - С.-Петербург.: Паритет, 2003.

  5. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. – 2-е изд., испр. – М.: Глобус, 2010. - 244 с. - (Современная школа).

  6. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы: Метод. пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Дрофа, 1997. – 192 с.: ил. 

  7. Учебное электронное издание. 1-С География. Начальный курс географии. Мультимедиа учебник по географии для уч-ся 6 классов образовательных учебных заведений. Авторы учебного материала Петрова Н.Н.

Интернет-ресурсы:

8. http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.

9. http://geographer.ru – Географический портал.

10. http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.