Внеклассное мероприятие по русскому языку и математике для младших школьников "Эрудиты"


скачать Автор: Мацкевич В. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2022 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала

Цель: формирование интереса у учащихся к русскому языку и математике посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:

  • обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;

  • развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку и математике;

  • воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно.

Оборудование: карточки с заданиями, чистые листочки, ручки, цветные карандаши, грамоты, сладкие призы.

Ход мероприятия:

Учитель: Сегодня с вами мы будем выполнять интересные задания по математике и русскому языку. Но, сначала проведем разминку:

  1. Два брюшка, четыре ушка. Что это? (ответ: подушка)

  2. Что за семь братьев: годами равные, именами разные? (ответ: дни недели)

  3. Возле елок и иголок летним днем построен дом, за травой не виден он, а жильцов в нем миллион. (ответ: муравейник)

  4. Сосна выше осины, осина выше ели. Что ниже: сосна или ель? (ответ: ель)

  5. А сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные. Каких фигур больше: треугольников или четырехугольников?

А теперь решим задачи:

  1. Каждый взрослый ведет за руку двоих детей. Сколько детей идут на прогулку, если взрослых 3 человека? (ответ: 6)

  2. Белый мишка на рыбалку не спеша идет, вразвалку. Чует старый рыболов, что богатый ждет улов. И поймал он на сей раз: две трески и два минтая. Сколько рыбок: сосчитай-ка?

  3. Юра после прогулки рассказал: «У озера я видел жука, 3 гусей, 2 уток, жаворонка и 4 стрекоз». Сколько птиц видел Юра? (ответ: 6)

Давайте проведем веселую физкультминутку:

Будем с вами мы считать:

В первый раз – поднимем руки, чтобы не было нам скуки,

Во второй раз – прыгнуть нужно, только дружно, очень дружно,

В третий раз – согнёмся вместе, это делать интересно,

А в последний раз быстрее хлопай, и ногами дружно топай.

4. Приготовили карандаши и бумагу. Внимание на доску. Сейчас я покажу вам рисунок, вы будете должны запомнить его и нарисовать такой же по памяти. 

5. А теперь внимательно рассмотрим рисунок/

Скажите «да», если утверждение верное, «нет» - если оно ложное:

  • Все домики без окон (нет)

  • Некоторые домики без окон (да)

  • Есть домик, у которого нет ни одного окна (да)

  • У каждого домика одно или два окна (да).

Давайте поиграем в «Путаницу». (Дети встали).

Надо закрыть правой рукой левый глаз, показать левой рукой правое ухо, правой рукой левую ногу, дотянуться левой рукой до носка правой ноги, а правой рукой до левой пятки.

6. Следующее задание. Найди «лишнее» слово в каждом столбике:

Понедельник                           условие

Среда                                      ответ

Февраль                                  треугольник

Пятница                                  вопрос

                                              Решение

7. Нарисуйте следующую фигуру:

8. Решим задачу:

На дереве сидели 4 голубя и 6 воробьев. 5 птиц улетело. Был ли среди них хоть один воробей? (ответ: да)

9. Какие фигуры вы видите на этом рисунке? Сколько их? (ответ: 5 треугольников, 2 квадрата, 1 прямоугольник)

10. Дети выполняют задание на карточках. Проведите линию так, чтобы получилось:

а) два треугольника

б) два прямоугольника

в) четыре квадрата

Ответ

Я предлагаю вам поиграть в игру «Бывает – не бывает»:

А) Девочка причесана куклой

Б) Лиса обманута зайцем

В) Сон куриный охраняя, наш петух охрип от лая. Знаешь, почему я лаю? Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

А сейчас мы с вами будем «Фантазерами»:

А) Девочку позвали домой, потому, что….

Б) Мама посмотрела в окно, когда ….

В) Из-за того, что было жарко, мальчик …

Давайте изобразим «Несчастное дерево»:

Ø   Дерево во время засухи

Ø   Дерево под снегопадом

Ø   Дерево среди автомобильных выхлопов

Ø   Дерево под проливным дождем

Ø   Дерево на штормовом ветру.

А следующие игры словесные. Я буду читать стихи, в которых недостает последних слов, вы должны подсказать нужное слово:

  • Где обедал воробей?

В зоопарке у …… (ответ: зверей)

  • Поскорее наливай

Мне в стакан горячий …. (ответ: чай)

  • У меня пропал носок

Утащил его … (ответ: щенок)

  • Михаил играл в футбол

И забил в ворота …. (ответ: гол)

  • У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из …. (ответ: из лейки)

Помогите мне исправить мои ошибки. Проводится игра «Звук заблудился»:

  • Жучка будку (булку) не доела, Неохота, надоело.
  • Тает снег. Течет ручей, на ветвях полно врачей… (грачей) 
  • Мы собирали васильки, на головах у нас щенки …(венки)

На этом наша развлекательная программа заканчивается. Вам, друзья, хочу пожелать, чтобы русский язык и математика были вашими лучшими друзьями. Вы сегодня очень старались, поэтому вас можно назвать эрудитами.

Любите и изучайте родной язык, прислушивайтесь к знакомой речи, решайте задачи и вы сделаете для себя множество открытий.

Детям вручаются поощрительные призы.

Список литературы

  1. Козятинская С.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе. Журнал. Начальная школа. № 1, 1999

  2. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 2003

  3. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. - М., 1994

  4. Журнал «Начальная школа», 2008 (№ 2, 3)

  5. Журнал «Начальная школа», 2009 (№ 10)