Социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации


Автор: Киц Э. Ю. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2022 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Май 2022

Введение 

Глава 1. Ребенок в трудной жизненной ситуации и необходимость его социально-педагогического сопровождения

1.1. Сущность понятия термина «трудная жизненная ситуация»

1.2. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации ребенка

Глава 2. Сущность, необходимость и технологии социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

2.1. Понятие и задачи социально-педагогического сопровождения ребенка в трудной жизненной ситуации

2.2. Формы и методы работы социального педагога с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Современный мир крайне нестабилен и полон перемен. Взрослые люди подчас впадают в состояние стресса в условиях неустойчивого экономического положения, роста преступности, необходимости волноваться о том, что будет завтра. Это, конечно, не может не отразиться на детях. Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Порой сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно расстроить и травмировать маленького человека. В результате ребенок попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно – практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывают семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.

В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический уклад семьи. В этой ситуации семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.  

Тема социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретает в настоящее время все большую актуальность. Вследствие неблагоприятных социальных условий в нашей стране появляется много детей с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, нарушениями поведения. В связи с этим проблема создания комплекса условий для позитивной социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретает особое значение, и исходя из этого актуальность приобретает такая сфера деятельности, как социально-педагогическое сопровождение [1].

Под социально-педагогическим сопровождением понимается не только совокупность разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации. Важной задачей сопровождения является создание специальных условий для полноценного образования. Становления успешной личности, и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями.

Глава 1. Ребенок в трудной жизненной ситуации и необходимость его социально-педагогического сопровождения

1.1. Сущность понятия термина «трудная жизненная ситуация»

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологических литературах.

Каждый человек трудную жизненную ситуацию рассматривает по своему, чтобы понять, что же такое «трудная жизненная ситуация» необходимо обратиться к научной литературе и нормативно – правой базе.

Рассмотрим нормативно-правовые акты. Так понятие «трудная жизненная ситуация» как категория социальной работы раскрывается в следующих нормативно-правовых актах:

В Федеральном законе Российской Федерации «О государственной социальной помощи», принятом Государственной Думой 25 июня 1999 года (с последними изменениями от 23.11.2005 № 178-ФЗ). В данном нормативном-правовом акте дается следующее определение: «трудная жизненная ситуация – обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина, и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно» [6].

Еще одно определение «трудной жизненной ситуации» предоставляется в Национальном стандарте Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. №532-ст. «Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого

обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства и.т.д., которую он не может преодолеть самостоятельно» [6].

В литературе Кузина И.Г. рассматривает общее понятие трудной жизненной ситуации, как «ситуации, объективно нарушающей социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая им как сложная, вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы» [3].

Осухова Н.Г. рассматривает это понятие как ситуацию, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации ребенка к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» [5].

Проанализировав данные подходы к определению трудной жизненной ситуации, и выделив её общие черты, можно сформулировать следующее определение: трудная жизненная ситуация – это ситуация, означающая переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучие, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен выйти самостоятельно. В этом случае ему требуется помощь. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая этот факт, в социально педагогическом сопровождении нужно прогнозировать и определять наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Главная цель такого сопровождения это создать наиболее оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.

1.2. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации ребенка

Ребенок – это постоянно растущий и развивающий организм, на каждом возрастном этапе обладающий определенными морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями. Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам может попасть в трудную жизненную ситуацию, и соответственно будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г. №124-ФЗ, дается определение термину «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «это дети, сироты или дети оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи» [6].

Кузина И.Г. выделяет следующие признаки, которые указывают о наступлении трудной жизненной ситуации у ребенка: агрессивность; ухудшение настроения; нарушение отношений в обществе; стремление к уединению; употребление алкоголя и наркотиков; ухудшение успеваемости, попуски занятий, высокая самокритичность к себе. В сложных жизненных ситуациях чаще оказываются неблагополучные, многодетные, неполные, малообеспеченные семьи, безработные, инвалиды. У ребенка из такой семьи часто бывает низкая самооценка, он плохо функционирует в обществе. Это может негативно повлиять на будущую жизнь ребенка. Семья, которая озабочена только своими проблемами, теряет контроль над ребенком. Ребенку не хватает понимания и заботы, он ощущает себя дома лишним, и поэтому старается провести как можно больше времени с друзьями на улице. Специалисты общественной и социальной сферы считают главными причинами неблагополучных семей: бедность и алкоголизм [3].

В процессе трудной жизненной ситуации у ребенка происходит дезадаптация. В связи с этим у него проявляется много проблем в школе, дома, в коллективе. Причины дезадаптации личности:

  1. социальные; 

  2. биологические; 

  3. психологические; 

  4. социально-экономические; 

  5. возрастные.

В настоящее время большинство ученых главной причиной дезадаптации личности считают социальные причины, которые появляются вследствие неправильного воспитания, нарушении общения человека в коллективе. Данная дезадаптация происходит больше в детском и подростковом возрасте. К социально-психологической дезадаптации детей приводит следующие причины:

  • отсутствие коммуникационных навыков; 

  • эмоциональная нестабильность; 

  • неадекватность оценивания себя в процессе общения; 

  • замкнутость; 

  • боязнь общения; 

  • тревожные состояния.

Социально-психологическая дезадаптация часто проявляется в агрессии ребенка. Начинаются конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями. Ребенок становиться эмоционально нестабильным. Часто дети, у которых отсутствуют коммуникационные навыки, замыкаются в себе. От них отворачивается весь коллектив. Такие дети обычно становятся субъектом насмешки. В детском и подростковом возрасте нужно проводить своевременную коррекцию, чтобы исключить появление социально-психологической дезадаптации. Нужно у детей развивать коммуникационные навыки, налаживать гармонию среди членов семьи, среди коллектива в школе, с учителями [7].

Таким образом, из всего вышеизложенного мы понимаем, что проблема детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стоит на данный момент довольно остро. Поэтому присутствует необходимость особого отношения к таким детям, то есть необходимость социально-педагогического сопровождения.

Глава 2. Сущность, необходимость и технологии социально- педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

2.1. Понятие и задачи социально-педагогического сопровождения ребенка в трудной жизненной ситуации

Этимологически понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей».

В самом общем значении сопровождение – это встреча людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождать – значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально отлично от процесса управления, который может быть осуществлен извне, без оказания непосредственной помощи, личного участия.

Социально-педагогическое сопровождение ребенка в трудной жизненной ситуации неотделимо от работы с семьей. Многочисленные социально-психологические исследования в качестве основных проблемных переживаний современного ребенка указывают тревогу перед будущим, неуверенность в своих возможностях, сложности во взаимоотношениях с родителями. Среди детей, сталкивающимися с кризисными ситуациями жизни, более уязвимыми оказываются те, семья которых по разным причинам не является для них опорой и не в состоянии обеспечить им необходимую своевременную поддержку. Социализация детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, представляет собой процесс, происходящий под влиянием специфического комплекса микрофакторов (семья, социум, группа сверстников) и зависит от социального статуса ребенка (сирота; оставшийся без попечения родителей; безнадзорный; требующий экстренной социальной помощи).

Социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - это взаимодействие социального педагога с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории решения проблемной ситуации. В процессе социально-педагогического сопровождения ребенка и при необходимости его семьи, специалист определяет условия, выбирает направления деятельности и оказывает необходимую поддержку. Педагог мобилизует потенциальные ресурсы родителей, социума, самого ребенка, направляя их на улучшение ситуации, самоизменение, саморазвитие. Результатом взаимодействия становится успешная социализация ребенка [4].

2.2. Формы и методы работы социального педагога с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации предусматривается система социальных мер в виде содействия, поддержки, услуг, предпринимаемых для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе, создание защищенного пространства, в котором ребенок будет способен находить опору в самом себе при выходе из трудной ситуации (материальная помощь, социально-бытовые, медико-социальное, психолого-педагогическое, правовое консультирование, психотерапия, организация отдыха и оздоровления, обеспечение занятости, тренинги, обучение социальным навыкам и нормам поведения, включение в социально одобряемую деятельность) [2].

Поддержка и помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации может быть информационной (права и обязанности каждого участника взаимодействия, льготы и способы их получения, варианты помощи и службы учреждения, их оказывающие), посреднической (налаживание контактов, сетевого взаимодействия, гармонизация отношений), обучающей (вооружение знаниями, формирование умений и навыков, повышение психолого-педагогической и социальной компетентностей), патронирующей (посещение ребенка в семье, в образовательном учреждении, в группе временного пребывания, во внешкольных объединениях). Дети имеют право узнавать о своих правах и обязанностях, состоянии здоровья, характере услуг, которые можно получить на определенной территории, местонахождение служб, в которые следует обращаться в случае возникновения конкретных проблем; формирование умений и навыков безопасной жизнедеятельности, к которым относят обучение принятию решений и разделения проблем, творческому мышлению и критической оценки, навыкам коммуникации и межличностного общения, преодоление (совладение) эмоций и стресса; психологическое консультирование, которое представляет собой адресную помощь таким детям в периоды кризисных состояний, ориентировано на понимание несовершеннолетним сущности возникшей ситуации для принятия решения по ее преодолению. Консультирование направлено на сопереживание, моральную поддержку личности, поощрение тех, кто нацелен на активное и ответственное выполнение рекомендаций, ослабление у детей чувства страха, недоверия, налаживание доверительных отношений к медико-социальным службам; организация обучения детей, способствующего изменениям в стиле поведения ребенка, в психологических установках, практических умениях и навыках. Предлагается использовать такие формы обучения: обсуждение в составе группы; демонстрация (показ). Темами такого обучения могут быть: «Я в обществе», «Я и профессия», «Опасность употребления спиртных и наркотических веществ», «Беременность и контрацепция», «Я и моя будущая семья» и другие. Еще одна из форм обучения: организация освоения навыков самопомощи: умения проявлять настойчивость, договариваться, находить друзей, устанавливать контакты, поддерживать отношения, противодействовать отрицательному давлению, осваивать приемлемые с точки зрения социальных норм способы выражения собственных требований.

Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности. Социально-педагогическое сопровождение ребенка в трудной жизненной ситуации неотделимо от работы с семьей.

Методы работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации:

  • патронатное посещение семьи с целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей; 

  • знакомство с семьей; 

  • метод совместного планирования работы с семьей; 

  • подключение к решению проблем семьи всех органов (Комиссия по делам несовершеннолетних, инспекция по делам несовершеннолетних отдела полиции, органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, отдел охраны прав детства, образовательные учреждения, органы службы занятости); 

  • индивидуальные и семейные консультации; 

  • консультации специалистов; 

  • сопровождение семьи в виде консультаций, наблюдений специалистов, обращений в различные организации; 

  • вовлечение в досуговую деятельность членов семей.

Работа с родителями может проводиться в следующих формах:

  • просветительская работа (выпуск информационных листов, буклетов, беседы). Темами просветительской работы с семьей (с родителями) могут быть: «Психологические особенности подросткового возраста», «Признаки суицидального поведения у подростков», «О вреде употребления алкоголя и табака и последствия их употребления», «Насилие в семье», «Обязанности и ответственность родителей»; 

  • психокоррекционная работа – семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходы ребенка из дома, агрессивное поведение, неуправляемость, общение с незнакомыми и сомнительными личностями); 

  • психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и т.д.).

Заключение

На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания необходимой социально-педагогической помощи, способствующей более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности. Это система взаимодействия социального педагога (других специалистов) с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграция в обществе [7].

Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам может попасть в трудную жизненную ситуацию, и соответственно будет нуждаться в помощи и защите в разной степени. Трудная жизненная ситуация это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. Существуют типичные трудные жизненные ситуации для ребенка: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы населения; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Преодоление противоречий, возникающих во взаимодействии ребенка и окружающей его среды, зависит от внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы определяются предрасположенностью к адаптации ребенка в окружающей его среде, его самопроявлению в ней, способности видеть, прогнозировать проблемы, трудности и самостоятельно их преодолевать; внешние определяются возникновением проблем и трудностей между ребенком и окружающей средой, а также условиями, стимулирующими (сдерживающими) целесообразное самопроявление ребенка и его активность в их преодолении. Способность ребенка успешно преодолевать проблемы и трудности, возникающие у него на жизненном пути, способствуют формированию у него уверенности и устойчивости в жизни, и наоборот, - неумение этого делать, создают для него дискомфорт, существенно влияющий на его благополучие. Данный факт диктует необходимость социально – педагогического сопровождения ребенка в преодолении проблем и трудностей, возникающих или возникших у него в социуме по разным причинам. 

Список литературы

  1. Бережная, О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/О.В. Бережная.- Ставрополь, 2005.-191 с. 

  2. Борозинец, И.М. Социально-психологические аспекты помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей [Текст]/ И.М. Борозинец и др.- Ставрополь: СТАВГУ, 2013.- 98 с. 

  3. Кузина, И.Г. Теория социальной работы: учебное пособие [Текст] /И.Г. Кузина – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. – 230 с. 

  4. Мардахаев, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации [Текст] //Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 6. - С. 4-11. 

  5. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. для вузов. [Текст] / Н.Г. Осухова. – 2-е изд.-М.: «Издательский центр «Академия», 2007.-288 с. 

  6. Федеральные законы и кодексы Российской Федерации (РФ): полный текст документов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.consultant.ru (ресурс удаленного доступа) 

  7. Хациева, Н.А. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения [Текст] / Н.А. Хациева. – М.: Слово, 2012.