Начало ХХ века в истории России по право считается поворотной точкой для дальнейшего развития нашей страны. Одним из ключевых событий того непростого времени стали реформы П. А. Столыпина (был председателем Совета министров России в 1906-1911 гг.). Их изучение и по сей день очень актуально, так как столь же масштабные социально-экономические преобразования, которые мы наблюдали в начале ХХ века, происходят в России и сейчас, спустя столетие. Как и тогда, главными вопросами реформирования признаются внедрение и дальнейшее развитие рыночных отношений в экономике, повышение эффективности промышленного и аграрного производства (особенно сегодня, в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны стран коллективного Запада), модернизация вооруженных сил и системы образования. Поэтому опыт той эпохи, безусловно, востребован и сейчас, в условиях продолжающихся реформ. Опираясь на него, можно верно определить правильные и ошибочные шаги правительства, избежать неверных действий в современных условиях.
Безусловно, столыпинские реформы объективно назрели в обществе, так как Россия в то время имела много неразрешённых социально-экономических противоречий. Традиционно выделяют следующие причины начала реформаторской деятельности:
Таким образом, причин было множество, все они носили объективный характер и срочно требовали разрешения.
Основными направлениями реформаторской деятельности П. А. Столыпина были:
Аграрная (земельная) реформа.
Аграрная реформа проводилась на основании указа от 9 ноября 1906 года. Новые изменения преследовали несколько целей.
Первая цель – это создание в деревне прочного фундамента из сильных собственников, которые поддерживали бы самодержавие.
Второй целью – социально-экономической, которую преследовали реформы, было стремление ослабить общину, развить частные хозяйства (по типу американских фермеров).
Третья цель (экономическая) должна была обеспечить развитие сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны.
Проведение реформы. Началом масштабных преобразований в аграрном секторе можно считать 24 августа 1906 года. В этот день была опубликована программа изменений на ближайшие 20 лет. Для успешной реализации реформы побуждение крестьянства к выходу из общины стало первоочередной задачей. В ноябре 1906 года крестьянам разрешили без дополнительных платежей выходить из общины на следующих условиях:
1) сохранение всего имущества;
2) возможность объединить несколько ранее выделенных участков;
3) закрепление за безземельной семьей определенного надела.
Крестьяне сами могли решать, какой тип участка они получат: отруб – надел, предполагающий сохранение деревенского двора, который был у семьи; хутор – участок вне деревни.
Несмотря на хорошие условия, только 10% крестьян воспользовались новыми возможностями. Большая часть из них была зажиточными и сумела поднять собственные хозяйства. Другая часть «выходцев» относилась к бедноте. Поэтому через некоторое время вновь возвращалась к общине.
Переселение на новые земли.
К началу ХХ века в России были не освоены внушительные территории на востоке страны. Туда и предлагалось перебраться безземельным крестьянам на добровольной основе. Они получали не только свой участок земли, но и значительные преференции от государства: получение льготной денежной ссуды; освобождение от налогов на 5 лет; снятие воинской повинности для лиц мужского пола. За 8 лет только в Сибирь уехали более 3 млн. человек. Такой массовый отток людей привел к тому, что не всегда удавалось создавать для переселенцев достойные условия жизни. Из-за этого до 17% семей в первые годы возвращались назад.
Итоги:
Военная реформа.
Целью стало повышение обороноспособности страны, восстановление военного могущества России, реформирование армии и флота.
Направления военной реформы П. А. Столыпина:
Итоги:
Реформа образования.
В рамках школьной реформы, утвержденной законом от 3 мая 1908 г., предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет.
С 1908 по 1914 г. бюджет народного образования удалось увеличить втрое, было открыто 50 тыс. новых школ. Столыпин ставил третьим условием модернизации страны (помимо аграрной реформы и развития промышленности) достижение всеобщей грамотности в объеме обязательной для всех четырехлетней начальной школы. Он справедливо считал, что только грамотность поможет распространению сельскохозяйственных знаний, без которых не может появиться класс настоящих фермеров.
Итоги.
Для полноценного её проведения просто не хватило времени, так как для реализации плана всеобщего начального обучения такими темпами, как в 1908–1914 гг., требовалось еще не менее 20 лет.
Реформа промышленности и рабочий вопрос.
Еще в январе 1905 г. была образована Комиссия по рабочему вопросу («Комиссия Коковцева»). Эта комиссия выработала программу, исходя целиком из предпосылки, что в России рабочий вопрос носит знаковый характер. Его решение предполагалось осуществить такими методами:
Однако крупная буржуазия отнеслась к этому проекту резко отрицательно. Они были против сокращения рабочего дня и сверхурочных работ. Были также проекты по улучшению условий страхования рабочих, которые были встречены сопротивлением промышленников под предлогом «полнейшего разорения и упадка» отечественной промышленности, невозможности обременения ее новыми расходами. Только 11 января 1912 г. оба страховых законопроекта были окончательно приняты Думой и переданы в Государственный совет, который принял их 2 мая, а 23 июня после утверждения царем они стали законами. Страховые законопроекты в конечном итоге явились одной из причин, приведшей к обострению отношений между правыми и октябристами, рабочими и буржуазией.
Итоги. Очевидно, что рабочая политика Столыпина провалилась из-за сопротивления буржуазии. В ответ в рабочей среде усилилось стачечное движение, был отмечен новый революционный подъем. Хотя именно при нем рост промышленности в стране шел колоссальными шагами – это +8,8% в год. Российская Империя в этом плане вышла на первое место в мире.
Смерть Столыпина окутана завесой тайны, еще в 1909 г. он вступил в конфликт с видными представителями крупной буржуазии, монархистами (были представлены в Думе в партии октябристов). Правые же называли Столыпина тайным революционером и стремились избавиться от чрезмерно активного и успешного премьера, имевшего большое влияние на императора. А вторые обвиняли его в ослаблении самодержавия. Это привело к тому, что в 1911 году революционеры были готовы убить Столыпина, а консерваторы, зная о множестве заговоров против главы правительства, не делали ничего для его защиты.
Поэтому, когда в сентябре 1911 года Столыпин прибыл в Киев, положенная ему охрана так и не была задействована. Более того, убийца премьера двойной агент (и жандармов и революционеров-анархистов) Дмитрий Богров получил пропуск в театр от главы Киевского охранного отделения.
Безусловно одно, что фигура П. А. Столыпина мешала многим влиятельным в России лицам из разных лагерей. Так при благосклонно закрытых глазах полиции произошло убийство человека, который имел все шансы спасти Россию от революции.
Итоги и последствия столыпинских реформ.
Очевидно, итоги деятельности Столыпина нельзя считать однозначными: были как положительные их последствия, так и отрицательные.
Положительное значение имели следующие показатели:
Отрицательное значение имели следующие последствия:
Несмотря на перечисленные в последних пунктах негативные последствия, многие историки и экономисты оценивают столыпинскую реформу позитивно. К 1912 году – уже после смерти Столыпина – выпуск сельхозпродукции увеличился почти в 2,5 раза (а это ключевой показатель для страны).
Список литературы