Дистанционное образование как необходимый элемент учебного процесса


Автор: Геращенко Н.В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2022 Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Декабрь 2022

Дистанционное образование все более активно внедряется в практику учебного процесса. Развитие современного общества невозможно без высокой скорости обработки информации, когда целый ряд вопросов требует максимально быстрого и дистанционного решения. В этой ситуации дистанционное обучение оказывается особенно востребованным, поскольку невозможно полностью отделить процесс образования от технологического развития.

Образовательное пространство в настоящее время становится все в больше степени дистанционным и виртуальным [2, с. 31]. Зачастую ребенок раньше, чем обучается правильному письму и речи уже умеет играть в компьютере. Можно спорить, хорошо это или плохо, однако, факт остается фактом.

Здесь возникает следующая образовательная проблема: свободный доступ к разнообразной и большой информации может порождать чувство неопределенности. Появляется чувство интеллектуального дискомфорта, когда человеку не хватает собственных знаний, чтобы ориентироваться в лавинообразной информации. Это ведет к снижению критической способности мышления.

Учащимся бывает трудно самостоятельно выбрать нужную интернет-информацию, особенно, когда речь заходит о сложных теоретических проблемах. И здесь велика роль преподавателя, который должен направлять поисковую деятельность студентов [3, с. 125]. С этим связана еще одна образовательная проблема - оптимальный выбор имеющейся информации в условиях ее постоянного устаревания. Специалисты ввели даже специальный термин «полураспад знаний», так как за пять лет знания устаревают примерно в два раза. Экономисты используют понятие «инфляция информации», которая все более ускоряется. В такой ситуации некоторые ученые рекомендуют не держаться за старые знания, а наоборот, стремиться их быстрее забыть. Однако здесь возникает вопрос: как быть с теоретическими знаниями и фундаментальной подготовкой, полученной в вузе. По-видимому, все-таки не стоит эту информацию забывать полностью, так как она еще сможет пригодиться в дальнейшем, учитывая противоречивость глобального развития общества.

Производительность труда при дистанционной форме обучения оказывается значительно выше, чем при традиционном образовании. Это связано с использованием информационных технологий и соответствующих технических средств. Повышение производительности труда определяется более быстрым усвоением информации, тем самым высвобождается время, которое может быть направлено как на дополнительное образование, так и на отдых. Тем самым активно формируется человеческий капитал.

Однако остается не до конца решенным вопрос, что считать таким капиталом. Некоторые ученые относят к данному капиталу только ту совокупность знаний, которая может быть непосредственно использована для получения прибыли. При таком подходе из человеческого капитала выпадают фундаментальные знания, которые не могут принести существенной пользы в конкретной предпринимательской деятельности. Более продуктивной представляется позиция, когда к человеческому капиталу относятся самые различные знания, в том числе и фундаментальные, способствующие жизнедеятельности человека. Трудно бывает спрогнозировать, какие знания окончательно устареют через несколько лет, а какие сохранят свою актуальность [5, с. 61].

Дистанционное образование хорошо сочетается с повышенной мобильностью современного общества. Поскольку устаревает не только информация, но и сами профессии, проблема переквалификации стоит особенно остро. Значительная степень неопределенности существует и на рынке образовательных услуг, поскольку невозможно со стопроцентной гарантией сказать, какие профессии будут наиболее востребованы через 10-15 лет. В настоящее время не является гарантом длительного трудоустройства ни наличие диплома престижного вуза, ни ученой степени. Поэтому проблема переобучения и повышения квалификации стоит особенно остро. Дистанционное образование позволяет наиболее эффективно решать данную проблему. Вместе с тем, предлагаемые курсы повышения квалификации требуют очень серьезной самостоятельной работы [4, с. 67].

Существует и еще одна проблема. Все более усложняется в техническом смысле сфера досуга. Если ребенок или молодой человек сравнительно легко вписывается в ситуацию такой модернизации, то человеку в возрасте приходится гораздо сложнее. Он вынужден прикладывать больше усилий, чтобы быть на уровне своего времени. Досуг становится более интенсивным, насыщенным и разнонаправленным, что требует выработки соответствующих технических навыков. Основным помощником здесь также выступает дистанционное обучение. По мнению некоторых западных экономистов, грядет существенное сокращение работников самых разных профессий, что связано с созданием новых производственных технологий. В этой ситуации возрастает роль сферы досуга, чтобы человек не чувствовал себя выброшенным из социального общения. Современные компьютерные инновации предоставляют здесь широкое поле деятельности, которое опять-таки нуждается в освоении на уровне знаний, умений и навыков.

Формируется новая сетевая парадигма профессионального образования. Для нее характерны следующие особенности: 1) переход от традиционного, стандартизированного обучения к индивидуально-ориентированному образованию, основанному на личностном подходе к интересам и потребностям обучающегося; 2) трансформация пассивного освоения образовательных программ в дистанционное обучение с целью формирования таких компетентностей и деятельностных знаний учащихся, которые направлены на решение реальных и профессионально значимых проблем бизнеса; 3) переход от дискретной во времени и пространстве организации учебного процесса к непрерывному образованию, основанному на дистанционных технологиях [1, с. 23]. Данная парадигма профессионального образования коренным образом отличается от традиционной, в первую очередь тем, что ориентирована на инновации.

Вместе с тем, многолетний опыт зарубежного и отечественного дистанционного обучения позволил выделить целый ряд закономерностей непрерывного образования взрослых: они изучают, преимущественно, то, что им практически важно; должен появиться сильный стимул к дальнейшему образованию; взрослые люди вносят в процесс обучения собственные цели, мотивы и ожидания; люди в возрасте учатся в процессе работы, поэтому для них реальны проблемы сегодняшнего дня или ближайшего будущего; у них уже сформировался собственный стиль обучения; на учебу возрастных людей большое внимание оказывает предшествующий опыт, как позитивный, так и негативный; взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке, поэтому отрицательно относятся к системе экзаменов и зачетов; конкуренция плохо влияет на процесс обучения.

Специалисты в области экономики отмечают, что инвестиции в образование в долгосрочной перспективе являются лучшим способом стимулировать рост экономики, сократить неравенство в труде и увеличить среднюю производительность рабочей силы [7, с. 304]. Дистанционное обучение требует значительно меньших материальных затрат по сравнению с классическим образованием. Поэтому его поддержка на государственном уровне будет способствовать решению целого ряда проблем, связанных с более равномерным распределением доходов в обществе.

Кроме того, дистанционное образование позволяет широким слоям населения в максимально быстрые сроки осваивать правила жизнедеятельности в информационном обществе. Не менее важной является проблема рационального распределения трудовых ресурсов. Благодаря дистанционному формату появляется возможность получать образование вне крупных городов, что способствует закреплению трудовых ресурсов по месту жительства [6, с. 132]. Дистанционное трудоустройство также ведет к более равномерному распределению работников по огромной территории России.

Таким образом, дистанционное образование обладает значительной эффективностью, нуждается в государственной поддержке и должно использоваться наряду с другими формами обучения.

Литература

  1. Бочков В.Е., Краснова Г.А., Филиппов В.М. Состояние, тенденции, проблемы и роль дистанционного обучения в трансграничном образовании: Учебное пособие. М.: РУДН, 2008. 405 с.
  2. Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Проблемность в современном образовании // Инновационное, экономическое и правовое развитие общества: проблемы и перспективы взаимодействия. Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013. С. 31-35. 
  3. Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Педагогическое творчество: методологический и социокультурный подход // Инновации в образовании. 2016. № 10. С. 120-128. 
  4. Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Роль содержательно-исторического подхода в педагогике спорта // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2018. №3(19). С. 65-70. 
  5. Мильнер Б.З. Управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2003. 178 с.
  6. Основы открытого образования. Т. 1 / Под ред. В.И.Солдаткина. М.: НИИЦ РАО, 2002. 676 с.
  7. Пикетти Т. Капитал в ХХI веке. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 592 с.