Использование на уроках математики в средней школе рабочих листов в соответствии с ФГОС- это эффективный способ мотивации детей к учебе. При использовании рабочих листов на уроке я заметила, что работать могут как отдельно ученики, так и в группах. Структура и наполняемость самого рабочего листа может быть направлена как на отдельного ученика, так называемого среднестатистического, так и на более мотивированных учеников, которые усваивают материал быстрее среднестатистических учеников. По спектру заданий, также можно учесть их уровень, от легких к более сложным. А дополнительное иллюстрирование задач помогает расширить информационное пространство урока и показывает, как можно теоретические знания перевести в практическую форму и интегрировать метапредметные связи. При этом все мои рабочие листы подписаны и имеют водяные знаки, то есть ребенок сразу видит, что это именно мною созданный рабочий лист, а не плагиат или скаченный материал из интернета. Что тоже показывает мою заинтересованность, как учителя.
Главная задача рабочего листа- это завлечь детей на учебу и показать, что урок может быть увлекательным. А главное, если ученик приложит немного усилий, то он получит радость от процесса обучения, и понимание, что при работе на уроке он может ощутить собственную значимость и успех в лице одноклассников. А это очень сильный стимул, так как все дети амбициозны и конкурентноспособны.
Во всех своих рабочих листах я использую QR-коды, в которые можно закодировать абсолютно любую информацию. Так, например, я создаю для каждого рабочего листа тест по теме, кроссворд не сильно сложный- для разгрузки детей на уроке, стихи, интересные факты по теме и задания в картинках. После решение теста или кроссворда дети получают именные сертификаты с оценкой, которую конечно же можно поставить в журнал. Что опять-таки стимулирует детей и мотивирует на получение положительных результатов. Конечно же хочется отметить, что все дети с интересом работают на уроке по такому рабочему листу. Когда можно взять в руки (без страха, что тебя отругает учитель) телефон и решить то или иное задание. Опять, таки, дети – это очень любознательные создания. И они на подсознательном уровне впитывают информацию, которая представлена им красочно и интересно!
Кроме того, применение рабочих листов на уроках математики дает возможность решать задачи более эффективно и быстро. А также возможна командная работа, небольшими группами, где можно проявить свои лучшие качества и сделать вклад в общий результат. При такой совместной работе дети могут обсуждать ход решения задач, помогать друг другу и узнавать что-то новое, что конечно же развивает их навыки коммуникации и сотрудничества. Под чем-то новым, я подразумеваю, например, строение черепа человека, из чего он состоит можно узнать только после решения определенных задач. Что снова увлекает детей, и они всегда ждут чего-то нового от урока математики.
Рабочий лист по наполнению получается очень многофункциональным. Он позволяет не только полноценно проводить урок математики, но и фронтальную, индивидуальную, парную и групповую работу. На рабочем листе всегда максимум заданий разного уровня сложности для дифференциации обучения. А также, всегда есть задание для тех, кто «все сделал!». Такой рабочий лист- это универсальный современный инструмент для проведения урока! И конечно же он лучше, чем просто отработка навыков по учебнику и шаблону. При этом, один рабочий лист можно применить не на один, а на несколько уроков.
Рабочий лист можно создать не только для работы в классе, но и как работу на дом. Так, например, индивидуальные задания задать как домашнюю работу к следующему уроку и подкрепить к электронный журнал. А также, такой рабочий лист будет удобен в работе с учениками, которые находятся на домашнем обучении или дистанционном обучении. Рабочий лист позволит проработать основные моменты даже с теми детьми. Которые по каким-то причинам не могут «восстановить» или «воспроизвести» урок самостоятельно.
По мимо, всех описанных моментов, можно создавать не только рабочие листы, которые завязаны на темы строго по планированию, но и разнообразить урок математики. Так у меня родилась идея тематических рабочих листов! Одним из первых получился шуточный рабочий лист для 5 класса к празднику 1 Апреля! В итоге меня затянуло и родилась серия рабочих листов к 9 мая «Задачи Победы!». Все задания имеют фактическую точность, а задачи на военную тематику оказались очень интересны для нынешней молодежи. Листы настолько увлекли детей и понравились коллегам, что было настолько эмоционально и вдохновляюще для меня, как для педагога, что на этом я решила не останавливаться и буду дальше творить! А также такой рабочий лист очень помогает учить детей функциональной грамотности на уроках математики и включил в себя военно-патриотическое воспитание школьников!
Но хочу отметить, что работа по рабочему листу не должна отметать теоретическую отработку темы урока по планированию и ни в коем случае заменить ее. Ибо без теории, отработка каких-то навыков обречена на провал. Это система должна работать только в совокупности.
Вот и выходит, что рабочий лист-это уникальный инструмент, благодаря которому каждый ученик вовлечен в процесс обучения. С помощью рабочего листа можно правильно организовать самостоятельную работу вместе с учебным материалом на уроке, а также активизировать умственную деятельность учеников на любом этапе урока и получить обратную связь. Получается, что такой рабочий лист полностью отвечает требованиям ФГОС и отражает все когнитивные процессы.
Литература: