Введение
В настоящее время активно вводятся новые Федеральные Стандарты обучения, модернизируются программы физического воспитания младших школьников, создаются и внедряются в практику ее новые виды с оздоровительной, образовательной и спортивной направленностью. При этом государство стремится постоянно совершенствовать структуры дополнительного образования, в которых ведут работу многочисленные спортивные секции самых разных видов спорта. Здесь, в количественном отношении, занимается очень большая группа детей [1, 2, 3, 8 и др.].
Решение вопросов модернизации обучающих программ вполне осуществимо, если задействовать современные методики в процессе обучения и на самых ранних этапах подготовки младших школьников в частности. Новые обучающие программы подготовки этих видов спорта, должны содержать и предлагать к использованию ценный опыт работы лучших тренеров нашей страны, рекомендации зарубежных специалистов, а так же самые новые достижения педагогики, физиологии и других наук.
Формулировка цели статьи
Поиск путей совершенствования физического воспитания младших школьников в урочное и внеурочное время средствами спортивных игр, а также повышение привлекательности занятий отдельными видами спортивных игр, для детей младшего школьного возраста, посредством разработки и внедрения доступных для них средств и методов освоения техники и соревновательных форм.
Изложение основного материала статьи
1. Организационно-методический проект технологии интеграции дополнительного и общего образования учащихся начальной школы
В статье мы постараемся кратко изложить новые подходы к организации внеурочных и урочных форм обучения (со взаимо-проникающими структурами) обучения спортивным играм (волейбол, гандбол), с учётом общеизвестных концепций и положений ТиМ ФКиС.
В диссертации С.Е Никитина «Физическая подготовка учащихся начальной школы на занятиях волейболом в системе дополнительного образования» опубликован технологический проект интеграции дополнительного и общего образования учащихся начальной школы Рисунок 1. [7].
Из рисунка 1 видно, что структурно-содержательное наполнение (четыре блока) обеих программ обусловлено интегративным характером взаимопроникновения программ общего и дополнительного образования младших школьников:
Рисунок 1 - Организационно-методический проект технологии интеграции дополнительного и общего образования учащихся начальной школы [7].
1-й – знания о физической культуре и выбранном виде спорта (волейбол);
2-й – овладение умениями и навыками, двигательными действиями,
присущими игре волейбол (техническая подготовка);
3-й – поступательное развитие специальных физических качеств и двигательных способностей, соразмерных специфике разучиваемых элементов игры в волейбол;
4-й – педагогический контроль за физической активностью, уровнем физического развития и показателями физической и технической подготовленности.
Содержание блока программы «Волейбол» объединено с контентом разделов и тем программы дисциплины «Физическая культура» для 1 и 2 классов начальной школы (В.И. Лях, 2013) и тесно связано с ним.
При структурировании учебного материала в блоках образована логическая связь задач дополнительного и начального общего образования, реализация которых связана с разносторонним развитием физических качеств каждого ребёнка с учетом его потребностей, возрастных и других особенностей.
Такая организация образовательного процесса по методике интеграции дополнительного образования и начального образования создаёт оптимальные условия и обеспечивает детям недельную загрузку двигательной активности.
Резюмируя отметим, что представленный образец организации образовательного процесса по методике интеграции дополнительного образования и начального образования предусматривает особую содержательно-методическую линию.
Эта линия обеспечивает преемственность спортивного и базового физкультурного образования по ходу учебного года, а на практическом уровне не создает противоречий в положении логически-системной взаимосвязи практического контента тренировок программы «Волейбол» с учебным материалом занятий по физической культуре [7].
2. Организационно-методический проект EHF «Круг гандбольной жизни»
На примере гандбола, представим одну из последних разработок EHF
«Круг гандбольной жизни» (Европейская Федерация Гандбола, Конференция президентов Федераций, Люксембург, 24.09.2022).
Это концептуальная модель, охватывающая игровую деятельность гандболиста от начала занятий в возрасте 3-5 лет, и сопровождающая его на протяжении всей его жизни, до глубокой старости (65 лет и старше) (Рисунок 2).
Рисунок 2 - Проект EHF «Круг гандбольной жизни»
По словам разработчиков, модель опирается на самые передовые научные открытия и знания по ТиМ ФКиС, причём для каждого возрастного этапа разработана соответствующая программа. В рамках Генерального плана EHF национальные федерации могут подать заявку на трехлетний проект, включающий поддержку со стороны EHF в плане знаний, бюджета, экспертов, тренеров и материалов. Одной из главных задач проекта состоит в том, чтобы модель концепции была одинаково применима как к формирующимся (только начинающих развитие игры у себя в стране), так и к развитым федерациям.
Представим интересующие нас этапы «Круга гандбольной жизни».
«1» Этап цикла, стадия «0» гандбольной жизни проходит в детском саду (KINDERGARTEN HANDALL Be curious 3-5 years) и знакомит со спортом детей в возрасте от трех до пяти лет. Девиз этого этапа детского гандбола - “будь любознательным!”, и основное внимание здесь уделено процессам активизации и активному исследованию сути самой игры.
Гандбол в детском саду предназначен для развлечения и должен помочь детям развивать свои общие двигательные навыки, а также развивать растущее чувство независимости и взаимодействия и формировать хорошую память и умственные способности. Детям потребуется изучить совсем небольшое количество навыков игры в гандбол. Так как основное внимание будет уделено включению гандбола в жизнь детей, чтобы он закрепился в раннем возрасте.
«1» Этап цикла, стадия «1» «Мини-гандбол». Это следующая стадия цикла гандбольной жизни. Она направленна на создание основы «Школы движений» в избранном виде спорта и привлечению детей возраста от шести до девяти лет к занятиям гандболом.
Девиз этого этапа «Be active - Будьте активны». Мини-гандбол использует преимущества этого возрастного отрезка, который, по сути, является "золотым веком" обучения, а сами дети готовы изучать базовые навыки и правила гандбола. В нем по-прежнему делается акцент с использованием развлекательной основы, в ядре которой лежат простые правила и честная игра. Детям рекомендуется учиться на практике.
Мини-гандбол способствует развитию у ребят силы, выносливости, скорости и координации. Мини-гандбол не содержит большого количества технических или тактических аспектов, Представлены основные позиции.
В мини-гандбол можно играть как в гандбол с шайбой или как в школьный гандбол, с мячами, адаптированными для игроков младшего возраста. Во всех соревновании счет не фиксируется, а сами игроки должны играть минимальное количество минут (это необходимо для того чтобы каждый игрок принял участие в игре).
Резюмируя можно сказать, что сегодня в мире прослеживаются явные тенденции «спортизированного воспитания» детей, а начало занятий, например теннисом, футболом, хоккеем и другими спортивными играми начинается с самого раннего возраста (фактически с детского сада). Для примера приведём работу с малышами возраста 3-5 лет из когорты клубов футбольных грандов, таких как «Реал» и «Барселона». В их структурах ведётся работа с маленькими гандболистами и баскетболистами.
Важно отметить, что и Российский спорт двигается в русле современных тенденций омолаживания спорта. Так к примеру, введён новый Федеральный Стандарт спортивной подготовки по виду спорта (пр. № 902 от 02.11.22 г.). в нем определено начало занятий гандболом с 8 лет.
Поэтому, при разработке программ и внедрении федеральных государственных стандартов общего образования III поколения (Мин.обр.науки РФ и Федерального агентства по образованию) этот фактор будет обязательно учтён, а в учебник «Физическая культура для обще-образовательных школ. Предметная линия учебников. 1-4 классы» будут внесены соответствующие изменения [5, 6 и др.].
Также, будут изменены, с учётом новых требований, программы спортивной подготовки по виду спорта гандбол, при начале занятий этим видом спорта детьми возраста 8 лет [3, 4 и др.].
Резюмируя, отметим что:
1. Доктрина спорта и ТиМФК изучают закономерности физического развития человека и системы знаний о механизмах спортивной тренировки, имея при этом общие взаимосвязи на основе интеграции (взаимопроникновения) физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
2. Возрастной период человека 7-8 лет благоприятен для развития гибкости, быстроты и координационных способностей [1, 2, и др.].
3. Процесс освоения двигательных умений и навыков в спортивных играх, как и в других видах спорта, идет на много быстрее при наличии у занимающегося высокой степени физической подготовленности.
4. Новые подходы к организации физкультурно-спортивных занятий с элементами гандбола или волейбола на уроках физической культуры в общеобразовательной школе (1-2 классы), позволяют ввести в программу начальные занятия с детьми возраста 7 лет этими спортивными играми. Добавим, что на этом возрастном отрезке, эти игры раньше не изучались.
Потенциал, заложенный в разработанные экспериментальные программы, создаёт возможности их интегрирования (взаимопроникновения) и взаимного дополнения. Выстроенное соответствующим образом недельное расписание из трёх занятий в секции спортивных игр и трёх уроков «Физическая культура» с элементами этих изучаемых спортивных игр, позволяет практически полностью обеспечить двигательную активность ребенку на протяжении всей недели.
Заключение
Инновационные подходы и новые программные материалы обучения спортивным играм (взаимопроникающего характера), обновляют содержание физического воспитания детей 7-8 лет на базисе слияния средств и методов общего и дополнительного образования. Такие инновационные программы обязаны обеспечить необходимые и позитивные условия для предстоящего обучения и воспитания именно тех качеств и способностей, которые помогут обеспечить успешность обучения младших школьников возраста 7-8 лет.
Список литературы
Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта. – М.: Советский спорт, 2008. – 304 с.
Гужаловский А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: дисс… д-ра.пед. наук. / – М, 1979. – 331 с.
Игнатьева В.Я. Подготовка игроков в гандбол в спортивных школах: учеб. пособие // – М.: Советский спорт, 2013. – 288 с.
Игнатьева В.Я. Теория и методика гандбола: учебник. – М.: Спорт, 2016. – 328.
Лях В.И. Физическая культура: 1-4 классы: учебник для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2019. – 176 с.
Матвеев А.П. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений // – М.: Просвещение, 2021. – 63 с.
Никитин С.Е. Физическая подготовка учащихся начальной школы на занятиях волейболом в системе дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / – М., 2014. – С. 67.
Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов : монография // – М. : Физическая культура, 2010. – 240 с.
Шестаков И. Г. Гандбол. Теория и методика обучения //-Минск : БГУФК, 2021. – 556 с.