Глобальносистемный кризис трансинформационной цивилизации


скачать Автор: Скаленко А. К. - подписаться на статьи автора
Журнал: Выпуск №1-2(17-18)/2016 - подписаться на статьи журнала

В результате глобальносистемного анализа реалий и тенденций современного развития автором зафиксировано наличие всемирного общецивилизационного кризиса. На основе этого факта и ранее сформированной системно-информационной методологии исследований и реализации современных мировых процессов автором разработан и представлен в данной статье инновационный концептуальный подход для определения трансинформационной сущности новопроявленного феномена – глобальносистемного кризиса цивилизационного процесса. Определены дезинформационно-дезинтеграционные эффекты как факторы образования кризисных моментов глобальносистемного влияния, а также разработаны соответствующие рекомендации по преодолению кризисов на различных уровнях социально-экономической деятельности и развития.

Kлючевые слова: глобальносистемный кризис, трансинформационный кризис, цивилизация, дезинформация, дезинтеграция, деятельность, раз-витие.

Having performed a global systemic analysis of realities and current trends the author maintains the presence of global civilizational crisis. Basing on this fact and on the previously formed systematic-informational methodology of research and implementations of current global processes, the author develops the innovative conceptual approach for determining the trans-informational essence of the newly defined phenomenon of the global systemic crisis of civilizational process. The author also determines the misinformation and disintegrational effects as factors of formation of crisis phenomena with global systemic influence, and also there were developed appropriate recommendations to overcome the crisis at different levels of socio-economic activity and development.

Keywords: global systemic crisis, trans-informational crisis, civilization, misinformation, disintegration, functioning, development.

Хозяйство есть знание в действии,

а знание есть хозяйство в идее.

[Булгаков 1990: 99]

Реалии и тенденции развития современного мира объективно предоставляют исследователям возможность уже в который раз зафиксировать кризисное состояние дел почти во всех сферах жизни на нашей планете. Главная возможность – это глубже, можно сказать, инновационно, во всеобще-системном измерении рассмотреть ситуацию, сложившуюся как на всем планетарном пространстве, так и глобально, то есть с учетом естественно-объективных закономерностей исторического хода всех вещественно-энергетических, гуманитарных, общественных, социально-экономических, технолого-производительных и вообще – цивилизационных процессов.

С целью улучшенного восприятия содержания используемого в этой работе сущностно и методологически углубленного концептуализационного арсенала изучения проблем преодоления современных острых кризизных ситуаций в различных формах их практического проявления автор считает целесообразным осуществить здесь уточнительно-согласовательный анализ ключевой терминологии, по необходимости коротко, но по существу.

Итак, используемый здесь термин глобальносистемный обозначает адекватную отраженность и место субъект-объекта нашего исследования во всеобщей мировой структуре на естественно и социально закономерном плане. Таким образом, эту структуру вполне закономерно составляют: человек (человечество) как субъект творческой активности в социальной форме мирового развития и вещественно-энергетический мир как единый объект и ресурсная первооснова в глобальной системе всеохватывающего взаимодействия. Такая всеобщесистемно-закономерная глобальность мирового процесса обязывает субъекта непременно учитывать во всех системах активно-творческой деятельности суть человека и природно-экологические возможности. Этот фактически глобальный подход демонстрировали выдающиеся классики марксизма. Однако в реальности везде проявилось, что Homo sapiens, как и Homo socialis, воспринимает мир не только непосредственно, но и трансинформационно, то есть с использованием информационных знаний как идеально-абстрактного, но глобально функционирующего ориентира относительно результативности и эффективности деятельности, а также системной безопасности развития в объективно нерушимой сфере законов природы. Здесь также уместно будет вспомнить классическое выражение: «От живого созерцания – к абстрактному мышлению, а от него – к практике» [Ленин 1986].

Несмотря на многозначность восприятия и понимания, термин кризис в контексте нашего исследования рассматривается главным образом как приближение процесса к апогею в эволюционном переходе на новый этап мирового развития. Поэтому, будучи приближенным к определенному экстремуму, этот переход также проявляется естественно закономерным, хотя он является архисложным по всем параметрам. Таким образом, критическое состояние процесса развития также является эволюционно закономерным, даже можно сказать – позитивным. И, наверное, на предварительном плане правильным будет считать, что собственно понимание позитивной сущности этого перехода станет первым шагом в направлении системного преодоления кризисных ситуаций. Как станет понятно из заключительной части данной статьи, принципиальные возможности антикризисного развития методологически и праксеологически находятся в руках самого субъекта, но в его транспсихоинформационном, социально-синергети-ческом единстве с законами объективно существующей природы.

Ключевой термин цивилизация тоже является неоднозначным, но используется здесь в том же значении, что и в научно-философском сообществе, то есть как синоним мировой культуры или уровня ее развития. Употребляется этот термин и как определение социальной формы движения в объективно существующем материальном мире [Пахомов и др. 1998; Энгельс 1982]. Что же касается ключевого термина трансинформационная цивилизация, то здесь речь, наверное, должна идти собственно о функционировании по своей сути и влиянию глобального, при этом приоритетно стратегического идеально-информационного фактора в методологически целостных социокультурных и экономических системах. Автор искренне надеется, что все это предстанет понятным для читателей из материалов, кратко изложенных в следующих разделах.

Фундаментальная трансинформационная сущность цивилизационного процесса

Если не только прагматически, но и научно-методологически, то есть глобально и системно, подходить к проблемам, так или иначе связанным с реально существующим кризисом общемирового масштаба, то в первую очередь надо зафиксировать наиболее реальную картину социально опосредованного мира как свидетельство его всеединства и закономерной глобальности. Эту объективную глобальносистемную реальность необходимо рассматривать как глубочайшую основу существования, которую начиная с доисторических времен современное многомиллионное человечество со своими потребностями принципиально не может изменить, а тем более отменить. Напомним себе, что всеобщим основанием и фундаментом в глобальном плане нашего рассмотрения «всегда были, есть и будут» материально-энергетическая первооснова и информационно-целевая основа социокультурной и технико-экономической деятельности в естественном, объективно существующем мировом пространстве [Скаленко 2002].

Итак, мы уже должны хорошо осознавать, что человеческая деятельность как процесс целенаправленный в глобальносистемном измерении требует и физических, то есть вещественно-энергетических, и идеальных, то есть абстрактных, ресурсов. Последние являются по всем свойствам сугубо специфическими и формируются, можно сказать, исторически процессуально, или транспсихоинфор-мационно, то есть путем познания объективно существующей вещественно-энергетической среды. Вспомним также, что результатом познания субъект-объектных отношений вообще является не только вещественно-энергетический продукт, но и уже так называемый нами идеальный информационно-знаниевый ресурс деятельности и развития. Он исторически, служит человечеству специфическим механизмом – «мостоукладчиком» на путях его жизнеобеспечения и усовершенствования, а в общем – ресурсом прогрессирующего цивилизационного процесса [Вернадский 1997].

Выше с глобальносистемной точки зрения мы рассмотрели только лишь начальные моменты этапа исследований в направлении цивилизационного определения проблем современного мирового развития. Главным образом, мы начали понимать, что собственно жизнь человечества как социально опосредованная форма единого процесса всемирного развития естественно и глобально закономерно базируется на основе вещественно-энергетических ресурсов и на генетически, методологически и праксеологически единой основе информационных знаний – специфического идеального ресурса деятельности и развития, то есть вообще цивилизационного прогресса.

Обозначая изложенное более убедительно, акцентируем, что наиболее глубоким фундаментом, или первоосновным фактором в жизни людей и общецивилизационного движения, является глобальносистемная, природно и объективно существующая вещественно-энергетическая среда. Будучи неотъемлемой природно единой частью этой среды, человечество (человек) воспринимает мир и непосредственно, как и все существующее в стихийном самобытии, и специфически – идеально-информационно.

Однако феномен глобально-абстрактного опосредствования процессов взаимного сосуществования и взаимодействия человечества в естественной, самозакономерно существующей сфере не только принципиально отличает человека от других созданий, в том числе в мире животных и растений, но и предоставляет ему особые возможности и преимущества в этом взаимодействии. По необходимости дополним, что сугубо животный и растительный миры абстрагировать принципиально не способны, в жизненно важной ситуации, вероятно, пользуясь биоэнергомоделями окружающей среды.

Таким образом, глобальносистемно рассматривая поставленную проблему, нам необходимо еще раз четко зафиксировать основные позитивные моменты естественно-законно обусловленного функционирования идеального (абстрактного) информационного фактора в процессах эволюции, социально-экономического развития и цивилизационного прогресса.

Во-первых, несмотря на печально известный феномен планетарно распространенных жестоких войн между так называемыми материалистами и идеалистами, человечество как подсознательно, так и вполне осознанно всегда базировало свою деятельность на созерцании объектов, то есть природных материально-энергетических формаций, реальных процессов или явлений, в дальнейшем мысленно переводя результаты абстрактного познания главным образом в сферу идеально-информационных знаний как специфического ресурса своей деятельности, социокультурного и экономического развития.

Вот показательный для данной темы пример. Чрезмерно воинственные утверждения материалистов о том, что все началось и всегда первично зависит только от материи, хотя и были глубоко фундаментальными, но, к сожалению, реально проявились «иерархически» ошибочными в отношении субъект-объектных отношений вообще. Ведь в системах социокультурной и экономической деятельности, как процессах закономерно целенаправленных, собственно цель деятельности сущностно формируется исключительно на основе идеального информационного ресурса. И именно поэтому она (цель) объективно, закономерно выступает уже иерархически первичной, и таким образом – приоритетно решающей относительно эффективности действий. Как на следствие такой глобальносистемной ошибки можно указать на «парадокс дефицита материальных товаров в коммунистических обществах» и на суть «дезинформационных оснований» вроде бы «загадочного развала» антиидеалистической всесоюзной сверхдержавы, которая безоговорочно исповедовала так называемую материалистическую идеологию.

Во-вторых, путем использования литературной и числовой символики, то есть трансинформационно, человечество осознало не только универсальную цикличность природных явлений, но и интенсивность их глобального, объективно неотвратимого влияния на свою жизнь, особенно в сфере целеполагающей трудовой деятельности [Вернадский 1997; Булгаков 1990; Скаленко 2002].

В-третьих, естественная способность человека-субъекта абстрактно познавать мир и исторически накапливать идеальные информационные ресурсы предоставила ему возможность путем социально-экономического прогрессирования, творческого опережения, ускорения и прогноза эволюционно, и даже революционно, повышать эффективность своего труда, перманентно, системно и комплексно усовершенствовать все системы самоуправления с целью повышения качества социальной и духовной жизни.

Вспоминая В. И. Вернадского, добавим, что «постепенно познавая мир, человечество научилось использовать (идеально-информационные.А. С.) знания как особый ресурс в социально-экономической сфере, в дальнейшем (трансинформационным путем. – А. С.) передавая эти знания последующим поколениям, фактически покладая начало своей цивилизационной истории».

Таким образом, наступил момент обобщения изложенного в этом разделе материала и представления действительной роли и основных функций идеально-информационных знаний как глобального системного ориентира поведения, гаранта безопасного существования в естественной среде, и, главным образом, как рычага повышения цивилизационного уровня жизни путем творческой деятельности и совершенствования процессов управления.

І. Идеальное и абстрактное, практически суть трансинформационное, опосредствование социализированной формы развития мира предоставляет человеку возможность самопознания не только как его неотъемлемой части, но и как активно-творческой личности и синергетически действующего субъекта в естественно закономерной сфере объективно существующей вещественно-энергети-ческой среды.

ІІ. Идеальный информационный ресурс практически функционирует в социально-экономической сфере как мерило реальности, то есть как глобально ориентирующие, универсальные знания о мировых процессах и законах. Этот ресурс исторически накапливается и без всяких ограничений может быть использован в любой системе оперативной и стратегической деятельности. Здесь еще раз обратим внимание на то, что, будучи единым и полномочным представителем объективно существующего материального мира, именно таким закономерным образом информационные знания утверждают свою приоритетно-стратеги-ческую роль, решающие функции и глобально влиятельный статус в личностной и мировой социально-экономической жизни.

III. Итак, глобально единственный ресурс трудового целеполагания – информационные знания – функционирует в сфере человеческой деятельности в качестве системообразующего фактора, то есть это фактор формирования целей и их реализации, в том числе (и в первую очередь) в процессах самоуправления трудовыми системами. Именно таким образом в функциональной структуре каждого трудового процесса возникают так называемые прямая и обратная связи, а также, по нашей методологии, – глобальносистемная связь.

IV. Идеальный информационно-знаниевый ресурс своей глобально влиятельной функцией (можно даже сказать – суперфункцией) предоставляет чудесную возможность Homo sapiens для начала теоретически выходить именно в идеальную сферу природно-объективно закономерных возможностей и уже активно-творчески осуществлять трансинформационное моделирование и выбор вариантов практической реализации проектов, целенаправленных на удовлетворение социально-культурных и экономических потребностей. Именно такой путь удовлетворения потребностей и самоусовершенствования человеческой жизни реально имеет глобальносистемное измерение, его по всем основаниям можно назвать общецивилизационным. Глобальносистемно углубляя конечный вывод по этому тезису, необходимо назвать выделенную нами суперфункцию информационных знаний глобально прогрессотворческой.

V. Будучи абсолютно идеальным феноменом-ресурсом, информационные знания имеют фундаментальное свойство свободно, без сопротивления, то есть без традиционных препятствий и ограничений, распространяться в социальной и экономической сферах. Это специфическое свойство особенно влиятельно проявилось в наш век высоких электронных и интернет-технологий с их сверхскоростными носителями информации. Именно поэтому феномен глобализации предстал так императивно и неотвратимо в первую очередь в социально-экономических процессах, где, например, финансово-денежная сфера как только практически специализированная, товарно-эквивалентная, но суть информационная подсистема всемирной научно-информационной системы, является экономически супервыгодной. И эта функция информации должна быть признана сегодня одной из глобально важнейших в целостном механизме цивилизационного процесса, и наиболее конкретно – в механизме социально-экономической деятельности и мирового развития [Скаленко 2002].

Таким образом, если мы определяем идеально-информационный ресурс стратегически приоритетным во всей иерархии факторов социокультурного и экономического процессов, и именно по глобальносистемному измерению, то это практически означает, что собственно все сферы человеческой жизни закономерно требуют высококачественных соответствующих своим целям достоверных информационных знаний, и прежде всего – методологической и концептуальной информации. Гуманитарную сферу, например, несмотря на некоторую легкомысленность современного субъекта касательно понимания глобально решающего влияния информационных знаний на социально-экономические процессы, фактически следует считать альфой и омегой эффективности активно-творческой деятельности и управления развитием. И это в первую очередь свидетельствует о глобальносистемном статусе информации в сфере человеческой жизни не только на приоритетно стратегическом плане, но и в плане оперативного управления деятельностью на протяжении полного целеполагающего процесса достижения результата.

Из представленного выше материала видно, что все без исключения возможности и преимущества социально-экономической жизни углублены в глобальную сущность трансинформационного представительства объективно существующего, естественно закономерного мира, потому что это глобально единственный ориентир – проводник на путях жизненного поведения Человека разумного и социального; единый источник получения знаний о реальных методах и механизмах жизнеобеспечения активно-творческим интеллектуально-инновацион-ным путем; это закономерные возможности транстехнологического опережения стихийно проходящих событий и явлений; законные возможности ускорения и усовершенствования уже созданных человеком технологических процессов; это трансинформационное предвидение и прогнозирование событий и магистральных направлений развития; возможности перспективного и текущего планирования; это возможности системного самоконтроля в процессах деятельности и развития.

Вывод по этому разделу можно представить в виде глобальносистемной формулы цивилизационного процесса: объективно-законно существующий мир –социум-субъект – научно-образовательная сфера – информационные знания – ресурс – творческий интеллект – инновации – высокие технологии – производство – духовно и материально совершенная жизнь человечества.

Дезинформационно-дезинтеграционные эффекты как факторы глобальносистемного кризиса современной цивилизации

К великому сожалению, далеко не все осуществляется однозначно позитивно в жизни человечества. Хотя, действительно, все без исключения системы социокультурной и экономической деятельности принципиально должны быть только целенаправленными и целесообразными. Однако в действительности идеальный информационно-целевой ресурс, как глобально единый ориентир и гарант трудового успеха, только законно изначально открывает человеку возможности системно-эффективной деятельности, социально-экономического и общецивилизационного прогресса. И именно поэтому жизнь сегодня четко указывает на самую главную возможность современности – на науку как главного производителя достоверного, высококачественного информационного ресурса.

Тем не менее фактически неотрицаемым явлением в реальной жизни людей ХХІ в. предстали так называемые системные кризисы и глобальные проблемы почти во всех сферах деятельности и развития. Все чаще ученые вспоминают о кризисе общемирового масштаба. Но о чем же они ведут речь? К сожалению, по большей части они говорят только о кризисах планетарной экосферы. Здесь, в нашей работе, хотя по необходимости и в реферативном изложении, но по содержательно углубленной сущности, представлены разработанные автором общие концептуальные положения инновационного определения глобальносистемного кризиса современной цивилизации как процесса мирового развития на приоритетно стратегической, иерархически и оперативно решающей основе информационных знаний.

І. С точки зрения выдающегося глобалиста современности В. Вернадского, наука как системно наиболее эффективный институт исследования природно-обусловленных процессов возникла из религии и философии [Вернадский 1997; Булгаков 1990]. Если оглянуться назад и опираться, например, на библейские тексты, то, наверное, глобальносистемно первичным и по сути кризисообразующим моментом в сфере человеческого бытия следует признать так называемый первогрех как событие съедения яблока с древа познания. Дальнейшая философская мысль, кроме разве что вульгарно материалистической, принципиально не отрицала этого «религиозно-исторического факта».

Однако здесь необходимо обратить особое внимание на греховную сущность отмеченного факта, а именно – на разделение объективно единого мира на «нечто доброе и нечто злое» в самом процессе познания. Глобальное, функционально неизбежное использование абстрактного метода, прежде всего в науке, находит свое социально-историческое и общецивилизационное подтверждение. И скажем, что это и есть первичный фактор глобальной информатизации-дезинтеграции природно целостного мира в человеческом сознании. Но именно в этом событии человечество практически получило на вооружение трансинформационный метод как путь мировоззрения, жизненно необходимого труда и развития. Также здесь уместно отметить, что реалии и тенденции мирового развития на современном этапе не только не отрицают, но с очевидностью и вполне убедительно подтверждают факт человеческого прогресса именно на этом пути. Добавим, что супервысокие технологии и феномен сверхинтенсивной информатизации мира – это реальный процесс перехода наиболее развитых стран на рельсы широкого построения трансинформационно-ноосферного бытия.

ІІ. К нашему (человеческому) сожалению, первогреховному разделению мира сопутствует глобальносистемно связанная иерархическая цепь дезинформационно-дезинтеграционных эффектов во всех сферах социально-экономической деятельности и вообще – в цивилизационном развитии. Системно наиважнейший пример. Современные подходы к проблемам построения информационного общества, следовательно, и к проблемам научно-практического познания явлений, свойств и закономерностей, а также реализации процессов в объективных условиях вещественно-энергетической среды, также, к сожалению, не имеют соответствующей реальному состоянию и потребностям человечества всесторонне взвешенной, глобальносистемной методологии. Поэтому исторически нагроможденные информационные ресурсы мира сегодня большей частью представляют собой фактически должным образом не систематизированные массивы различных не совсем доброкачественных сообщений, неоконченных результатов исследований, не до конца обоснованных идей, умозрительных предположений и другой, по сути, дезинформации. Удивительно, что эти, мягко говоря, парадоксы господствуют на исторически наиболее ответственном этапе революционной информатизации и построения информационно-ноосферного образа жизни.

Заметим, что наиболее высокий уровень «объективности», а следовательно, относительной истинности, имеют так называемые научные открытия и прикладные изобретения, потому что они ближайшим образом базируются на уже проверенной практикой информационно-целевой основе. Но, по словам известного ученого-науковеда академика Н. И. Вавилова, «если бы явления и их сущность совпадали, то всякая наука была бы излишней». А собственно научное открытие находится ближе всего к объекту исследований, потому что, отображая действительность, оно начинается из созерцания явлений как конкретных объектов познания. И именно таким образом научный метод позволяет человеку познавать свойства и закономерности поведения объектов открытий, в дальнейшем теоретически предусматривая характер их проявления в каждой конкретной ситуации субъект-объектных отношений, и, конечно, с использованием практического критерия истины.

Также для примера акцентируем, что фактически действующая во всех развитых странах система подготовки специалистов и научных кадров, а также оценка эффективности их практической деятельности, особенно в сфере производства информационного ресурса, просто поражают не только своим сверхтрадиционным консерватизмом, но и переполненностью резкими противоречиями. При этом формальные требования к информационному продукту так называемой новизны концентрируются только на «количестве печатных листов», а не на наличии и оценке настоящих научных инноваций. Такая «псевдонаучная тенденция» в некоторых странах сведена просто к уровню «чернокоммерческой» торговли чисто «бумажными дипломами о высшем образовании и научной степени». А любую так называемую «научную публикацию», даже объемную монографию, любой желающий может просто купить по «правилам черного рынка», то есть за валюту или услуги, даже в издательствах, называющих себя специализированными. И все это осуществляется открыто, с демонстрацией вроде бы официальной поддержки такой лженауки. На самом деле информационный псевдопродукт не только не имеет ни для кого никакой ценности, но ускоренным образом содействует саморазвалу наиболее важных систем жизнеобеспечения людей в каждом обществе, и следовательно, систем безопасности мирового развития.

ІІІ. Здесь также необходимо особо почеркнуть, что информация как феномен абсолютно идеальный сама по себе является несамодвижимой, и для выполнения своих благородных функций информационные знания требуют особенной, целеполагающей движущей силы. Если по возможности детально и целостно рассматривать систему собственно человеческой деятельности, то идеальные информационные знания могут «существовать» и в голове каждого человека (компетентность), и в так называемых общественных, общенациональных или специализированных фондах. Здесь, чрезмерно не углубляясь в психотехнологию использования информационных знаний каждым человеком-субъектом, вообще зафиксируем, что единственной движущей силой во всех так названных информационных процессах являются психическая энергия и воля компетентных людей-субъектов, выраженные их психоэнергоинформационными импульсами. С глобальносистемной точки зрения также заметим, что механизм использования информационных знаний во всех общественных фондах принципиально ничем не отличается от изложенного, кроме времени образования и специализированной подготовки.

IV. Специфический конвейер социально-экономической деятельности людей и общецивилизационного процесса свидетельствует прежде всего об ограниченности возможностей одного человека. Именно поэтому в жизни людей закономерно возникают так называемые социальные отношения среди разных по ключевым способностям индивидуальных субъектов в единоцелевом по своей сути социально-экономическом процессе. Следовательно, каждый субъект, каждый уровень образования и специальной подготовки, каждый показатель психофизического и морального здоровья должен быть целесообразно согласован и направлен к поставленной цели. Но это лишь идеальный вариант, которого на практике не бывает. В реальности всегда, на каждом этапе трудового процесса неизбежно появляются «метод проб и ошибок», постоянное уточнение целевых планов, подбор кадров и ресурсов, а также поиск новых технологических решений. И это все вследствие дефицита высококачественных информационных знаний, если речь идет о социализированном принципе человеческого труда. А что уж говорить о сверхсложных проектах, национальных программах или международном сотрудничестве? Сплошное разделение и соответствующая проблематичность.

V. Современная жизнь человечества представляется проблематичной во всех отношениях. Сегодня кажется: это главным образом потому, что сверхинтенсивно проявились такие феномены, как «информационный взрыв» и информационно-технологическая революция, именно в сфере социально-экономической деятельности и развития. Вроде бы современная наука и образование являются высокоразвитыми, и информационных ресурсов в мире предостаточно, и технологическая высота зашкаливает, но уровень и давление проблем катастрофически растут. Об этом убедительно говорит не только тематика всемирных форумов по проблемам глобального развития, но и выступления антиглобалистов, которые по-своему законно озабочены конкретикой своей национальной, региональной и личностной жизни как в экономическом, так и в экологическом пространстве. Именно поэтому мы (я имею в виду всех хорошо информированных оптимистов) так настойчиво и постоянно говорим о реальности и потенциальной катастрофичности глобальносистемного кризиса трансинформационной цивилизации.

Категорический императив глобальносистемного антикризисного еди-нения

В заключительном разделе статьи мы еще раз вспомним о содержательной сущности используемого нами термина глобальносистемность. В отличие, например, от выражения мир-система или планетарная экономика глобальная система как таковая в свою структуру включает прежде всего фундаментальные знания о природе вообще как информацию универсального космического измерения, и собственно человека как соавтора творческого, естественно обусловленного процесса. Человек как субъект активности также естественно закономерно способен во взаимодействии с окружающим миром продуцировать такой важный для своей жизни ресурс, как абстрактные, идеальные по своей содержательной сути информационные знания [Вернадский 1997; Булгаков 1990; Скаленко 2002].

Учитывая стратегически приоритетное и оперативно решающее влияние информационного (знаниевого) ресурса во всех без исключения процессах социокультурного и экономического развития, а также вполне естественную способность человека быть глобально единственной движущей силой так называемых информационных процессов, мы по научной логике обязаны утвердить своеобразную троицу: информационные знания о мире – человек активнотворческий – естественная вещественно-энергетическая среда – суть глобальной системы в контексте нашего рассмотрения.

Итак, объективно необходимая потребность жизнеобеспечения людей и обществ обусловливает не только их активный творческий труд как прямую транс-информационную связь этой глобальной системы, но и императивную необходимость внимательно отслеживать эффективность своей социальной, политической, экономической и экологической деятельности – обратную трансинформационную связь этой системы. Однако поскольку как прямой, так и обратной связью микропроцессуально (психоинформационно) может принципиально управлять только человек, то судьба всех социокультурных и технико-экономических процессов оказывается в его руках. Таким образом, эффективность любой человеческой деятельности в первую очередь зависит от наличия качественного, объективно достоверного информационного ресурса, компетентности и психоздоровья людей – субъектов трудовых процессов. Одновременный и постоянный учет субъектами труда прямой и обратной связей – это уже по сути начальная часть глобальносистемной связи, позволяющей эффективно управлять жизненно важными процессами по современным методологическим и праксеологическим принципам [Скаленко 2002].

Но жизненная судьба человечества сложилась так, что, как показано выше, все «неприятности», особенно на современном этапе развития, не только продолжают «первогреховную» инерцию бытия, но и добавляют новейшие, даже катастрофические в глобальносистемном масштабе. Поэтому мы еще раз проследим основные моменты разделения основ социально-экономической жизни на глубинно фундаментальном уровне как факторов возникновения глобальносистемных по своему влиянию дезинформационных эффектов во всех социокультурных и экономических процессах:

1. Глобальносистемное разделение объективно единого мира в процессах познания на всех уровнях деятельности и развития.

2. Познание явлений, объектов и природных процессов исключительно интеллектуальным путем, то есть трансинформационно разделительно (абстрактно).

3. Производственное формообразование природно-социализированным путем, то есть разделением собственно интеллектуального труда между отдельными людьми-субъектами коллективами, отраслевыми или даже международными организациями в процессах сотрудничества.

4. Специализация труда и дифференциация наук в системной несоразмер-ности.

5. Научно-образовательные процессы по разным идеологиям и методам.

6. Использование существенно различных по «психоинформационному здоровью», образованию и специальной подготовке людей как индивидуальных субъектов труда.

7. Дезинформационные войны на всех уровнях и формах сосуществования людей, их жизнедеятельности и др.

Как понятно из вышеизложенного материала, все эти по влиянию узловые моменты не только усложняют трудовые процессы, но и являются дезинтеграционными факторами, в первую очередь представляясь действительными причинами целевого излома и развала систем социально-экономической деятельности, всей сферы жизнеобеспечения людей.

И наконец, главнейший момент: естественно, глобально и объективно обусловленная закономерность именно трансинформационного социально-экономи-ческого (цивилизационного) целеполагания выводит жизнь людей на виртуальный уровень бытия или, так сказать, на информационно-эквивалентный принцип человеческого существования и «цивилизационного прогресса», в котором «греховным» образом круто смешивается «божий дар с яичницей». К великому сожалению, современная жизнь человечества почти полностью очутилась, мы уже имеем право так сказать, в «вульгаризированных тенетах трансинформационной финансово-денежной эквивалентности». Главным образом это происходит потому, что монетарная сфера как интегрированная основа и рычаг самоуправления развитием по своей сущности является только специализированной информационной подсистемой общемировой научно-прикладной информационной системы, способной к конвертации. А что касается так называемого монетаризма, то это вообще диким образом социализированный, но психотехнологически наиболее влиятельный рычаг и могущественный инструмент в механизме глобальносистемного управления социально-экономическими процессами. Следовательно, этот рычаг обладает не только функциональным позитивом, но он и глобальносистемно опасен. Без соответствующего контроля этот рычаг может представлять собой грозное оружие дезинформационных войн и способ извращения психики людей и всего социально-психологического пространства. Сигнализируют об этом прежде всего симптомы глобальносистемного кризиса трансинформационной цивилизации. Добавим, что поскольку феномен информации и человеческая психика существуют и функционируют в непосредственном единстве, то теория и практика в исследовании механизма информационного процесса фактически совпадают. Живая диалектическая взаимосвязь этих факторов в условиях дефицита правосознания граждан и морали в обществе предоставляет некоторым людям возможности не только злоупотреблять информационными ресурсами, но и опасно манипулировать общим социально-психологическим пространством. Классическое выражение «Диалектичен переход не только от материи к сознанию, но и от ощущения к мысли» глубинно подтверждает эти опасные возможности. А постоянно идущий процесс виртуализации жизни фактически является процессом отчуждения людей от живой реальности, следовательно, от природы, он может привести и уже незаметно приводит к кризису катастрофического, глобальносистемного измерения.

Какие же спасительные рекомендации можно предложить людям сейчас?

Сегодня мы можем сделать лишь общесистемный вывод о том, что все возможные рекомендации-алгоритмы принципиально, научно и практически логично должны вытекать из реально проявленной ситуации и тенденций мирового развития, а также из вышеизложенных размышлений как результатов многолетних исследований по системно-информационной, вернее, глобальносистемной методологии, как возможности максимального учета специфики современной жизни. Итак, рекомендуем:

А. Всестороннюю научную доработку (национальными, международными и общемировыми усилиями) глобальносистемной трансинформационной Концепции научных исследований и реализации современных мировых процессов.

Б. Введение этой Концепции в научно-образовательные процессы, а также в сферу практического функционирования государственного и демократического предпринимательского управления хозяйственными структурами.

В. Для реализации этих шагов разработать и внедрить глобальносистемный методологически универсальный модуль – комплекс принципов творческого труда и управления на генетически и праксеологически единой информационно-целевой основе, где каждый принцип должен быть иерархически связанным со всеми другими и все – между собой.

В соответственно глобализированной системе принципов современной цивилизационной жизни иерархически наивысшим следует признать категорический императив глобальносистемного антикризисного единения, предоставляющий возможность формирования в обществе синергетического мировоззрения у граждан уже на начальных уровнях воспитания, обучения и специальной подготовки. Автор убежден, что благодаря использованию представленных рекомендательных алгоритмов появятся и принципиальные следствия как шаги преодоления трансинформационных по своей глубинной сущности глобальносистемных кризисных явлений в жизни современного человечества.

Литература

Булгаков С. Н. Философия хазяйства. М. : Наука, 1990. С. 99. (Bulgakov S. N. Philosophy of economy. M.: Nauka, 1990. Page 99.)

Вернадский В. И. О науке. Т. 1. Дубна : Феникс, 1997. (Vernadsky V. I. About science. Vol. 1. Dubna: Feniks, 1997.)

Ленин В. И. Философские тетради. М. : Политиздат, 1986. (Lenin V. I. Philosophical notebooks. M.: Politizdat, 1986.)

Пахомов Ю. М., Крымский С. В., Павленко Ю. В. Пути и перепутья современной цивилизации. Киев : БМДЦ, 1998. (Pakhomov Yu. M., Krymskiy S. V., Pavlenko Yu. V. Roads and crossroads of modern civilization. Kiev: BMDTs, 1998.)

Скаленко А. К. Глобальные резервы роста. Киев : Интеллект, 2002. (Skalenko A. K. Global reserves of growth. Kiev: Intellekt, 2002.)

Энгельс Ф. Диалектика природы. М. : Политиздат, 1982. (Engels F. Dialectics of nature. M.: Politizdat, 1982.)