Взаимодействия школы и семьи в формировании гражданско-патриотического сознания обучающегося: социально-педагогическое проектирование


скачать Автор: Власюк И. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2016 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Апрель 2016

Власюк И. В. Взаимодействия школы и семьи в формировании гражданско-патриотического сознания обучающегося: социально-педагогическое проектирование // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 17-22.

Раскрываются современные вариативные подходы к реализации программ формирования гражданско-патриотического сознания, обучающегося в рамках социального партнерства школы и семьи, обосновывается актуальность социально-педагогического проектирования таких программ в качестве важного ресурса формирования у будущих педагогов профессиональных компетенций.

Kлючевые слова: гражданско-патриотическое сознание, социально-педагогическое проектирование, взаимодействие школы и семьи.

THE Interaction between school and family in the formATION of A student's civil and patriotic consciousness: socio-pedagogic design

Irina V. Vlasyuk

The article reveals modern variant approaches to the implementation of programs of development of student's civil and patriotic consciousness within social partnership between school and family, it proves the relevance of socio-pedagogical design of such programs as an important resource of forming professional competence of future teachers.

Keywords: civil and patriotic consciousness, social-pedagogical design, interaction between school and family.

В современных условиях строить полноценное, здоровое гражданское общество, сильное государство может только человек со сформированным гражданско-патриотическим сознанием, способный самостоятельно анализировать события и явления, имеющий свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовый внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.

Гражданско-патриотическое сознание подрастающего поколения формируется под влиянием сложного комплекса социальных отношений в обществе, оно рассматривается как понятие на уровне:

– мировоззренческом: онтологический – отражение и оценка с гражданско-патриотических позиций происходящих в обществе реальных процессов, затрагивающих социальное пространство личности; гносеологический – познание в форме представлений о производных культурно-исторического процесса отечественного развития в виде патриотических идеалов, традиций, символов; аксиологический – ориентация на выработанные обществом гражданско-патриотические ценности; эмоционально-чувственный – пространство личностных, субъективно-психологических переживаний, представлений, воспоминаний, предчувствий, предпочтений и пр., для которого характерны как эмоции (положительные и отрицательные), так и аффективные состояния личности (стрессы, предчувствия, беспредметные переживания); деятельностный – мотивация к «деятельностному» патриотизму;

– социальном: как сложное образование различных форм общественного сознания (политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного и др.); представляет собой систему идей, взглядов, традиций, чувств и настроений классов, наций, социальных групп, личности, служащих побудительными мотивами патриотической деятельности по развитию и защите Отечества [Быков 2011].

Показателями гражданско-патриотического сознания личности являются:

– осознанное выражение любви к Родине, идентификация себя гражданином и патриотом страны. По данным социологических опросов, 55 % старшеклассников считают себя патриотами и «испытывают любовь и уважение к Родине, активно участвуют в общественных делах», «готовы защищать интересы Отечества, уважать культуру и традиции своего народа». Гражданское понимание патриотизма связывается с уважением и любовью к своей стране, к культуре и истории своего народа;

ценностное отношение детей к различным социальным институтам, представителям других национальностей и конфессий, к родному языку и природе. Основные ценности, выделяемые большинством респондентов, – «укрепление семьи и воспитание детей», «уважение традиций семьи», «работа с полной отдачей по своей специальности»;

социальная активность по укреплению могущества страны, готовность к защите Родины.

Однако свойственные современному российскому обществу ценностно-нормативная неопределенность, двойственная мораль существенным образом сказываются на выборе педагогами и родителями целей и приоритетов социального воспитания подрастающего поколения. Дистанцирование воспитательных институтов школы и семьи от проблем воспитания и социализации детей обострило сложившуюся ситуацию. Наблюдается процесс отчуждения семьи от образовательных организаций, усиливается недоверие родителей к школе, имеет место неадекватное отношение родителей обучающихся к педагогам.

На основе анализа научных исследований, проведенных проблемной лабораторией социально-педагогического проектирования программ семейной политики Волгоградского научно-образовательного центра Российской академии образования (ВНОЦ РАО) в области мониторинга аксиологического потенциала взаимодействия школы и семьи, была выявлена потребность в коррекции теоретических позиций взаимодействия в контексте социального воспитания детей. Инфантильность и социальная дезадаптированность, безответственность и агрессивность, наркомания и преступность как индикаторы острых проблем жизни подрастающего поколения находятся в прямой зависимости от уровня сформированности гражданско-патриотического сознания детей, родителей и педагогов. В данной ситуации дети пытаются разрешить этот внутренний кризис и сохранить устойчивость путем отказа от человеческого общения с родителями и педагогами, выходя на поиск новых значимых «других» в различных виртуальных и неформальных объединениях. Исследования, проведенные среди родителей обучающихся, выявили непонимание многими значимости воспитания у детей гражданских и патриотических качеств, терпимости к иному мнению, что является следствием деформации родительского гражданско-патриотического сознания в условиях размытости и неопределенности ценностных ориентиров в обществе, а также недостаточные психолого-педагогические знания родителей.

Становится все более очевидным, что формирование гражданско-патриоти-ческого сознания, привитие ребенку нравственных качеств, уважения к окружающим людям, порядочности, честности, готовности к преодолению трудностей и жизненному оптимизму, готовности к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире невозможно без тесного взаимодействия и взаимопонимания между школой и семьей, без учета мнения детей и их родителей. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» отмечается: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника». «Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [Данилюк и др. 2009].

Следовательно, требуется социально-педагогическое проектирование программы взаимодействия школы и семьи, направленной на формирование гражданско-патриотического сознания обучающегося, построенной на идее ценностного взаимодействия института семьи и образовательной организации. Отметим, что речь идет не столько о педагогическом, сколько о социально-педагогическом проектировании, когда в рамках реализации программ формирования гражданско-патриотического сознания личности в школах будет создаваться воспитывающая социокультурная среда.

Методологическим ориентиром построения программы выступает теория социально-педагогического проектирования. Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Социально-педагогическое проектирование включает в себя социальное прогнозирование и предвидение, ориентированные на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующие самоопределения участников проекта относительно качества этой среды. Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде. Логика социально-педагогического проектирования аналогична общей логике проектирования, однако действия, связанные с проблематизацией, концептуализацией, целеполаганием и другими проектными процедурами, приоритетно направлены на активизацию взаимодействия с социальной средой, образовательным пространством в его широком понимании [Власюк 2007].

Социально-педагогическое проектирование программы взаимодействия школы и семьи, направленной на формирование гражданско-патриотического сознания обучающегося, – это целенаправленная интеллектуальная и практическая деятельность педагога по разработке и прогнозированию основных направлений целевых социально-педагогических программ, ориентированных на сохранение духовно-нравственных ценностей, составляющих смысловое поле гражданско-патриотического сознания человека и предназначенных к массовому использованию в образовательной практике школы [Власюк 2007]. Социально-педагоги-ческое проектирование таких программы взаимодействия школы и семьи будет способствовать, с одной стороны, повышению уровня сформированности гражданско-патриотического сознания обучающегося, а с другой – развитию новых форм взаимодействия образовательной организации и семьи в аспекте формирования гражданско-патриотического сознания.

Гражданско-патриотическое сознание обучающегося формируется в процессе гражданско-патриотического воспитания, которое предполагает целенаправленную, систематическую, многоплановую и скоординированную деятельность образовательной организации и семьи по формированию у обучающихся таких качеств, как умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность; способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений; умение устанавливать контакты с другими людьми; готовность к объединению для решения личных и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию; неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью; умение любить свою Родину.

Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободы его самовыражения, учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

В рамках организации взаимодействия школы и семьи выделяем требования, способствующие повышению аксиологического потенциала данного процесса: социально-педагогическое партнерство педагогов и родителей (объединяющих свои усилия для достижения общей цели воспитания – формирования самостоятельной, активной личности, способной самореализовываться в современных социокультурных условиях); единство действий педагогов и родителей (как основных субъектов воспитательного процесса; укрепление и развитие контактов между педагогами и родителями по изучению психологии ребенка и его поведения); постоянный диалог (как форма отношений между педагогами и родителями, основанный на уважении школьных требований и правил со стороны родителей, а также на уважении педагогом мнения родителей); гуманизация межличностных отношений, предупреждение конфликтных ситуаций и оптимизация отношений между основными субъектами воспитания – педагогами и родителями (основанные на терпимости, соучастии, сопереживании учителя, а также открытости и искренности родителей во взаимоотношениях); индивидуальный подход педагога к ученику и его родителям, установление тесных контактов в семье, ее постоянное и глубокое изучение; дифференцированный подход к работе с родителями (исходя из их различий в социально-бытовых условиях, нравственно-психологической атмосфере в семье, отношении к своим родительским обязанностям и т. п.); постоянное повышение уровня психолого-педагогических знаний, компетентности родителей, их вовлечение в различные формы педагогического просвещения [Борытко, Власюк 2013].

Как показывает современная практика образования, при социально-педагоги-ческом проектировании программ воспитания и социализации обучающихся образовательных организаций, конкретные воспитательные мероприятия или непосредственно включаются в текст программы, или формулируются в отдельном приложении, как это сделано, например, в структуре Федеральных целевых программ развития образования на 2011–2015 гг., государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 гг.». Программа может носить вариативный характер и может быть включена в общешкольную программу педагогического всеобуча родителей.

Социально-педагогическое проектирование на материалах программы взаимодействия школы и семьи органически вписывается в подготовку будущих педагогов в соответствии с ФГОС ВО и утвержденным профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Профессиональный…], где к обобщенной трудовой функции относится педагогическая деятельность по проектированию и организации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а к трудовой функции – проектирование и реализация воспитательных программ.

Социально-педагогическое проектирование программ взаимодействия школы и семьи в контексте формирования гражданско-патриотического сознания обучающихся как документа в целом, так и его структурных составляющих может осуществляться на учебных занятиях, ориентированных на формирование профессиональных компетенций в области организации воспитательной деятельности студентов педагогических специальностей. Разработка программ с использованием проектного метода может найти достойное место в тематике рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ выпускников. Опыт социально-педагогического проектирования программ взаимодействия школы и семьи поможет студенту в качественном проведении педагогических практик и стажировок в общеобразовательных организациях.

Социально-проектные наработки студентов в области взаимодействия школы и семьи в контексте гражданско-патриотического воспитания школьников будут востребованы самими общеобразовательными организациями, испытывающими недостаток научно-методических разработок во внедрении воспитательного компонента второго поколения ФГОС.

Таким образом, выявленные педагогические реалии являются основой для разработки собственной программы взаимодействия с семьей обучающегося в гражданско-патриотическом воспитании каждой общеобразовательной организацией с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и других особенностей региона, а также запросов обучающихся и их родителей, регионального сообщества.

Литература

Борытко Н. М., Власюк И. В. Обновление приоритетов взаимодействия школы семьи в условиях перехода к ФГОС общего образования / Грани познания [Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ] – 2013. – № 4(24). – С. 24–28. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20273755.

Быков А. К. Социокультурные проблемы воспитания российской гражданственности и патриотизма в системе образования // Педагогическое образование и наука: научно-методический журнал. – 2011. – № 2.

Власюк И. В. Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Оренбург, 2007.

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 29 с. (Стандарты второго поколения).

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544/н [Электронный ресурс]. URL: www.rosmintrud.ru/docs/min trud/payment/12.