Внеурочная краеведческая проектно-исследовательская деятельность школьников как основа сохранения и развития духовных и культур-но-исторических ценностей


скачать Автор: Болдырева В. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала

Болдырева В. А. Внеурочная краеведческая проектно-исследовательская деятельность школьников как основа сохранения и развития духовных и культур-но-исторических ценностей // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 43-51.

Краеведение в системе патриотического воспитания занимает важное место, так как целью и задачами работы по краеведению являются сохранение духовных, исторических и культурных ценностей; воспитание чувства патриотизма к своей малой Родине и к стране в целом; воспитание у учащихся уважения и интереса к истории родного края, воспитание духовной культуры человека. Интерес к краеведению у подрастающего поколения формируется сердечной привязанностью, а помочь этому благородному делу может руководитель краеведческого кружка, учитель, горячо любящий свой родной город.

Kлючевые слова: любовь к малой и большой Родине, патриотизм, духовность, культура, проектная и исследовательская деятельность.

THE EXTRACURRICULAR REGIONAL HISTORY PROJECT-RESEARCH ACTIVITIES OF SCHOOL CHILDREN AS A BASIS FOR maintenance AND DEVELOPMENT OF SPIRITUAL, CULTURAL AND HISTORICAL VALUES

Valentina A. Boldyreva

Area study has an important place in the system of patriotic education because the purpose and objectives of the work is to preserve spiritual, historical and cultural values, to evoke the patriotism towards our hometowns and the country in general as well as to nurture the students' respect for and interest in the history of their native land and to develop human spiritual culture. The young generation's interest in local history is based on devotion, and a head of regional history club who is often a teacher deeply loving his hometown can contribute to this.

Keywords: love for small and big Motherland, patriotism, spirituality, culture, design and research.

Человеческое общество не может строить будущее, не познав опыт предыдущих поколений, свою родословную. И как тут не вспомнить поговорку, имеющую особое значение в наши дни: «Нельзя быть Иваном, не помнящим родства». Живя в современном обществе, мы не должны забывать об истории родного народа, его истоках, богатых традициях, обычаях. Нас окружают прекрасные исторические и литературные места, памятники архитектуры, музеи, храмы родного города Волгограда. Работа по краеведению – это задача федерального масштаба, важная как для всей России, так и для подрастающего поколения, проживающего в городе-герое, ведь именно краеведение играет огромную роль в деле духовно-нрав-ственного и патриотического воспитания.

Город-герой Волгоград… Это имя вписано в героическую летопись всемирной истории. Здесь каждая улица, каждый дом овеяны дыханием беспримерного подвига защитников Сталинграда [Иванов, Супрун 2003]. Город, которому недавно исполнилось 426 лет, часто оказывался в центре крупнейших событий и социальных потрясений, с которыми необходимо познакомить учащихся для того, чтобы они смогли узнать и полюбить свой город, научиться гордиться им и людьми, которые многое сделали, чтобы он стал процветающим, героическим, красивым… Краеведение отражает ощущение интереса и любви к своему краю – его природе, особенностям, историко-культурному наследию. Интерес к краеведению у подрастающего поколения формируется сердечной привязанностью, а помочь этому благородному делу может руководитель краеведческого кружка, учитель, горячо любящий свой родной город, находящий время в своем плотном рабочем графике на экскурсии с детьми в музеи, парки, театры, храмы, во время которых ребята изучают памятники военной истории и те, которые украсили наш город в XXI в.

Краеведение в системе патриотического воспитания занимает важное место, так как целью и задачами работы по краеведению является сохранение духовных, исторических и культурных ценностей; воспитание чувства патриотизма к своей малой Родине и к стране в целом; воспитание у учащихся уважения и интереса к истории родного края, традициям и обычаям русского народа; воспитание духовной культуры человека как общей культуры взаимоотношений людей.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического, духовно-нравственного и краеведческого воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Важная роль в воспитании и образовании школьников отводится школе и внеурочной деятельности, но не стоит забывать и о роли семьи: именно в родном доме закладываются основные нравственные ценности и ориентиры. Так, школа в сотрудничестве с родителями формирует личность гражданина, семьянина, патриота своей малой и большой Родины, России. Главное, чтобы выпускники школы твердо усвоили важную истину: человек без патриотизма и чувства гражданственности, по сути, не имеет своей страны. Родина, как и мать, дается только раз в жизни. Родина – дом человека. А свой дом не строят из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды. Если каждый из наших учеников будет возводить дом из добра, веры и любви, никто не скажет им укоризненно: «Что за поколение выросло?!», а промолвит с уважением: «Достойная смена растет».

Многие мыслители и педагоги прошлого полагали, что именно школа является основой сохранения и развития духовных и культурно-исторических ценностей. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что любовь к своей малой и большой Родине является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [Ушинский 1974]. А известный академик Д. С. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны. Краеведение – прекрасная школа воспитания гражданственности. В каждом городе, в каждом селе нашей страны должны быть памятники жертвам минувшей войны, жертвам репрессий. Пусть скромные, но не безымянные. Нужно спешить, пока еще живы те, кто помнит имена героев. Это святое дело должна взять в руки молодежь. Немало могут сделать школьники и в сохранении памятников истории и культуры» [Лихачев 1990: 7–8].

Изучение истории родного города и края немыслимо без исследовательской и проектной, а также внеурочной деятельности. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения поставленных задач исследования и изучения лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности. Эту работу я веду в краеведческом кружке «Мой край», адресованном учащимся 5–6 классов, в кружке «Я исследователь», программа которого специально разработана для развития исследовательских навыков учащихся 7–9 классов, и во внеурочной деятельности со старшеклассниками, увлеченными краеведением, историей и литературой, в рамках НОУ «На пути открытий». Академик Д. С. Лихачев писал: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки» [Там же].

В связи с возрастающим интересом школьников к истории Волгограда мы совершаем экскурсии в музеи, осматриваем исторические и литературные места, совершая пешие и автобусные экскурсии по городу, области. Это помогает ученику наглядно знакомиться с историей родного города, ощущать себя полноправным жителем Волгограда, сопричастного всем радостным, праздничным событиям и сочувствующего трагическим. Члены кружков участвуют в краеведческих конкурсах и викторинах, слетах и фестивалях, проводят классные часы и уроки мужества; готовят презентации о городе и создают виртуальные экскурсии по краеведческим объектам Волгограда.

Программа краеведческого кружка идеально подходит школьникам 5– 6 классов. В силу своего возраста, естественной тяги к познанию ребята с увлечением и интересом занимаются краеведением. Однако первые занятия посвящены изучению своего рода, семьи, созданию родословной и рассказов, очерков о родных, участвовавших в защите нашей Родины во время Великой Отечественной войны и трудившихся в тылу. Данные исследования оформляются в виде рукописных книг, сочинений, очерков, фотоальбомов, с которыми ребята выступают на конкурсах. Например, на областном конкурсе литературных и исследовательских работ «Сталинградская сирень» рукописная книга «Они сражались за Родину» заняла 2 место (2013 г.), сочинение А. Малкиной о прабабушке, участнице Сталинградской битвы, на региональном конкурсе «Это наша с тобой судьба» также заняло 2 место (2015 г.).

На занятиях кружка ребята изучают историю родной школы в ходе экскурсии в музей школы, историю своего района во время экскурсий к памятнику Г. К. Жукову и в Музей истории русской письменности имени О. Н. Трубачева, а в дальнейшем на занятиях знакомятся с историей города и края. Кружковцы читают краеведческие книги, играют в краеведческое лото, пополняют краеведческий фонд в кабинете, с небольшими литературно-музыкальными композициями приходят в начальные классы и ярко рассказывают о нашем городе и крае. На классных часах ученики активно используют мультимедийные презентации и видеофильмы об истории Волгограда. Ребята в сотрудничестве с педагогом с огромным интересом участвуют в фестивалях, общешкольных мероприятиях и праздниках духовно-нравственной и патриотической направленности на краеведческом материале, проводят ежегодный Марш миротворцев, участвуют в акциях, например, «Сталинградские окна» (2015 г.), «Знамя Победы», «Дети – детям» по сбору канцтоваров и игрушек для детского дома. В феврале 2015 г. на городском семинаре для классных руководителей 5–6 классов члены кружка показали Урок Победы, посвященный 72-й годовщине Великой Победы советских войск в Сталинградской битве (в рамках работы городского объединения педагогов «Лествица»).

Одной из задач по краеведению является духовно-нравственное воспитание посредством приобщения к духовности и творчеству волгоградских писателей и поэтов. Пустота в духовной жизни, появившаяся как результат отклонения от традиционных православных ценностей, привели к духовному обнищанию, падению нравов во многих российских семьях, воспитывающих детей. В результате экономическую, социальную, культурную жизнь общества поразили многочисленные пороки… При этом самым негативным образом забвение национальных традиций в образовании и воспитании сказалось на подрастающем поколении [Давлаева].

Если ребенок в семье встречает к себе полное равнодушие, а за пределами школы его окружает мир, где в общественном сознании отсутствуют нравственные христианские ценности земного бытия, такие как «Не убий», «Не укради», мы не достигнем желаемых результатов в духовно-нравственном становлении личности, а в молодежной среде будут привлекательными такие пороки, как жестокость и преступность. Среди школьников и молодежи наблюдаются факты сознательной порчи памятников истории, осквернения объектов памяти и захоронений. По-видимому, в воспитании этих ребят не принимали участия не только родители, живущие в Волгограде и не сумевшие привить своим детям чувство любви к городу, но и преподаватели, не открывшие в детстве и юности красоту родных мест, их значительность в историческом и культурном наследии.

Ныне наступило «время собирать камни». Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании на краеведческом материале. Важнейшей нашей заботой должно быть образование и воспитание молодого поколения – наших наследников, тех, кто из наших рук должен получить еще сохраненные вековые ценности народной жизни. Наши дети должны не только иметь уважение к родной культуре, но и быть ее носителями.

Ради будущего надо растить наших детей на основе самобытной российской культуры, которая берет свое начало в национальном самосознании русского народа, принявшего святое Крещение более 1000 лет назад. Отечественная культура зародилась, по словам русского философа И. В. Киреевского, с первым ударом христианского колокола. Она основана на ценностях Православия и несет христианский образ жизни. В русской культуре нашла свое отображение целостность убеждений и образа жизни православного человека. Если наши дети будут расти вне ценностей Православия, то, находясь под воздействием доступной информации, утратят связь с родной культурой. Только присутствие в жизни учащихся евангельских принципов способно дать импульс развитию духовно-нравственных качеств характера. Именно поэтому кружковцы с огромным интересом участвуют в конкурсах и фестивалях по православной культуре, например, в городском конкурсе-фестивале «Православные святыни Волгограда и Волгоградской области» ученицы стали призерами, представив информационный проект «Святыни Волгограда» (2015 г.).

Сегодня мы все должны нести подрастающему поколению мировоззренческое миропонимание и нравственные принципы традиционной для России культуры, основанной на Православии. Надо, чтобы молодое поколение не только знало о родной культуре, но и воспитывалось в ней. Надо дать детям возможность посещать храм, сначала в ходе экскурсий, затем для исследования храма или монастыря и написания исследовательской работы или проекта, а далее по зову сердца и души. Поэтому в программе краеведческого кружка есть и темы православной культуры, и экскурсии «Духовные святыни Волгограда». Свои знания по основам православной культуры члены кружка показывают в конкурсах и играх.

Так, учащиеся в декабре 2014 г. с мультимедийной экскурсией «Святыни Волгограда» на городском конкурсе заочных экскурсий «Любимый город!» стали победителями, в ходе исследования они побывали в нескольких храмах с экскурсиями, где фотографировали объекты духовной культуры и брали интервью у настоятелей, готовили мультимедийную презентацию экскурсии и проводили ее перед слушателями и жюри, а далее в нескольких классах школы. А в апреле 2015 г. команда из членов кружка победила в городской игре «Радостный мир православной культуры», став участниками гала-концерта в церемонии награждения. Кружковцы хорошо знают истории христианских праздников; рассуждают о прочитанных притчах, сопоставляя их с нравственными рассказами, такими как «Говори, мама, говори...» Б. П. Екимова и «Телеграмма» К. Г. Паустовского; интересуются жизнью первых русских святых, например Александра Невского и князей Муромских, не раз бывали у памятников в их честь.

Немало интересных для ребят занятий по творчеству волгоградских писателей и поэтов, например «“Литературная отрада (Бекетовка)” Н. А. Бекетов, П. А. Вя-земский, А. К. Жуковский (Бернет)», «М. Горький в Царицыне», ребята учат наизусть стихи М. Агашиной и М. Луконина, читают замечательные рассказы Б. Екимова и анализируют произведение В. Дроботова «Босоногий гарнизон».

Старшеклассники, несколько лет назад прошедшие обучение в краеведческом кружке, не потеряли интерес к изучению города и края, тягу к исследованию, поиску и познанию, занимаются серьезными изысканиями, создают учебно-исследовательские работы, выступая с ними на конкурсах и фестивалях различного уровня, например на городских юношеских Рождественских и городских краеведческих чтениях старшеклассников, фестивалях «Православные святыни Волгограда и Волгоградской области» и «Царицын – Сталинград – Волгоград», на конференциях в социально-педагогическом колледже и ВГСПУ. Так, осенью 2014 г. ученицы 10 класса работали над учебно-исследовательскими работами «Свято-Духов монастырь. Роль Марфы Царицынской в строительстве монастыря и ее подвижничество в Царицыне», «Святые новомученики российские», «Память о святом князе Владимире в памятниках духовной и материальной культуры», «Первые святые и их роль в становлении русской государственности». Ребята успешно защитили исследования на городских юношеских Рождественских чтениях и краеведческих чтениях старшеклассников, став призерами. Исследование по литературе и краеведению на областной конкурс исследовательских работ «Царицын – Сталинград – Волгоград» представила и ученица 10 класса: «Чтобы связь не оборвалась...» (по рассказам Б. П. Екимова «Говори, мама, говори...», К. Г. Паустовского «Телеграмма» и Притче о блудном сыне), школьница заняла 2 место.

В ходе профориентационной работы по краеведению группа старшеклассников изучила народное предприятие «Конфил» и создала учебно-исследова-тельскую работу, которая также заняла 2 место на областном конкурсе исследо-вательских работ «Царицын – Сталинград – Волгоград». Старшеклассники активно знакомятся с предприятиями города, изучают их историю. Так, была проведена экскурсия на завод «Газоаппарат», по материалам которой был создан фоторепортаж, представленный на конкурс «Завод глазами детей» в рамках городского фестиваля «Волгоградская земля – Волгоградское качество». Для написания сочинений о русской горчице и истории Сарепты учащимся пришлось отправиться на краеведческий объект и очно знакомиться с историей горчичного завода и немецкой колонии, побывать в музее, сделать фотографии. Многим старшеклассникам нравится совмещать краеведение с профориентацией, а далее создавать творческие и исследовательские работы.

Школьники, занимающиеся в кружках «Мой край», «Я исследователь», и старшеклассники часто и много путешествуют: всего за несколько лет они побывали в Пятигорске, Санкт-Петербурге, Киеве, Казани, Элисте, Сарепте, Дубовке и, конечно же, изучали любимый город во время экскурсий в музеях «Сталинградская битва», «Память», «Дети Сталинграда». По впечатлениям ребята пишут небольшие исследования, очерки в школьную газету, ведут рубрику «Край родной, навек любимый»; делают фоторепортажи, демонстрируя их во время классных часов, семейных праздников. Так идет целенаправленная работа по сохранению и развитию духовных, исторических и культурных ценностей, чувства патриотизма у современных школьников.

Каждый уровень занятий по краеведению – не только ступень освоения знаний обучающимися, теоретических и практических основ поисково-исследова-тельской, экскурсионной деятельности, но и ступень развития личности воспитанника и его творческих способностей через активное освоение историко-культурного наследия. В ходе работы над темой исследования школьник учится понимать взаимосвязь исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры; работать в библиотеках с краеведческими источниками и интернет-ресурсами; школьники проводят практические исследования на местности, берут интервью, анализируют и систематизируют материал, фотографируют и описывают краеведческие объекты. Немаловажны для исследовательской работы и навыки публичных выступлений, активная мотивация в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний, творческий подход и умение презентовать свое исследование, отвечать на вопросы жюри и слушателей. Учитель, курирующий учебно-исследовательскую работу на краеведческом материале, ставит перед собой следующие задачи: воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам жителей родного города; воспитывать интерес к его историческому, духовному и культурному наследию; воспитывать целеустремленность в овладении поисковым и исследовательским методами; воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия; развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия наших предков. С помощью кружковой и исследовательской деятельности необходимо помочь ребенку осознать многообразные связи, существующие между нами и нашими предками, и тогда исчезнувшие культуры и цивилизации приобретут для него особое значение. Лишь тогда станет понятной и важной задача – не растерять огромный историко-культурный опыт, накопленный и оставленный нам в наследство нашими предками.

Не менее увлекательна и интересна проектная деятельность на краеведческом материале. Так, в 2013 г. был успешно реализован краеведческий проект «Наш любимый город», он был социально значимым, актуальным и сумел сплотить школьный коллектив для решения целей и задач.

Цель проекта «Наш любимый город!»: разработка общешкольного проекта по краеведению и распространение опыта работы по краеведению в школе № 96, в школах района, города.

Задачи проекта:

1. Развивать познавательные интересы учащихся в сферах региональной истории, литературы, географии, биологии, этнографии, культуры края на внеклассных мероприятиях, уроках, элективных занятиях, экскурсиях, акциях.

2. Приобщить участников проекта к исследовательской, поисковой, краеведческой деятельности, научить проводить опросы, интервью.

3. Собрать информацию через интервьюирование и социальный опрос школьного социума для определения проблем, подготовить программу действий и реализовать ее на территории школьного пространства, района, города, страны.

4. Изучить, проанализировать, систематизировать краеведческие материалы с последующим оформлением их в виде буклета, статей в школьную газету, электронных дисков, методических рекомендаций, презентаций, создания краеведческого фонда в кабинете русского языка и литературы.

5. Создать общешкольный проект по краеведению на основе анализа программ по литературе, истории, географии и биологии с предложениями в урочной и внеурочной деятельности, распространить среди учителей школы и классных руководителей.

6. Повысить образовательный уровень и расширить читательский кругозор участников проекта, школьников через ведение постоянной рубрики «История родного города» в школьной газете.

7. Познать историко-культурные корни и традиции на уровне сопричастности к прошлому родного района, города, края, осознать неповторимость малой Родины, ее судьбы, традиций, исторического опыта, гордость за деяния предков и современников.

8. Воспитать в школьниках, жителях микрорайона, недавно переехавших в Волгоград на постоянное место жительства, бережное отношение к истории Царицына, Сталинграда, Волгограда, его традициям и культуре.

Ребята согласовали идеи разработки проекта с администрацией МОУ СОШ № 96, проконсультировались по вопросам реализации проекта с заместителями директора по учебной работе, с библиотекарем, получили их поддержку, создали проектную группу посредством добровольного привлечения учащихся 8–11 классов и определили сроки реализации проекта.

Продумали формы работы: это работа с фондами библиотек № 33, № 4, школы № 96 Дзержинского района, ресурсами Интернета, краеведческими материалами средств массовой информации. Редактирование, обработка, систематизация, анализ, подготовка к печати, собрание краеведческого материала в виде фонда (книги, папки с краеведческими материалами и методическими разработками для классных руководителей, диски, буклеты, листовки, краеведческие игры…). Подготовка и проведение краеведческих мероприятий, анализ школьных программ, интервью с учителями, школьниками, опрос.

В ходе реализации данного проекта планировалось расширить компетентностный опыт участников проекта, который является социально значимым: опыт обобщенных знаний по краеведению; опыт гражданственно-общественной активности, взаимодействие с представителями власти, музеев, библиотек; опыт творческой самореализации и ориентированного диалога со школьниками, учителями, жителями микрорайона.

Проектные краеведческие группы изучили литературу по направлениям краеведения, проанализировали ее, систематизировали в каталог материалы, находящиеся в кабинете русского языка, принесенные книги из дома для пополнения краеведческого фонда, купленные в магазинах, изучили фонд библиотек на предмет краеведческих книг, необходимых для подготовки к внеклассным мероприятиям и фрагментам уроков литературы, истории, биологии, географии, а также совместно с координатором проекта просмотрели и проанализировали программы по литературе, истории, сделали выводы. Определили проблемы и составили программу действий, которая была успешно реализована. Участники проекта выполнили следующее:

1. Провели социологический опрос в начальной школе, в 5–7 классах, среди родителей и жителей микрорайона. Проанализировали результаты.

2. Взяли интервью у учителей биологии, географии, истории, литературы на тему: «Краеведческий компонент в образовательных программах».

3. Разработали предложения и рекомендации по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию для общеобразовательного учреждения в виде проекта по 3 направлениям: литература, история, биология-география.

4. Создали краеведческий фонд в кабинете русского языка: книжные полки с краеведческой литературой, папки с вырезками из газет и журналов, методические разработки внеклассных мероприятий по истории нашего края, буклеты, брошюры, диски.

5. В рамках городского фестиваля «Дни русского языка» провели открытый урок в 7 «В» классе «Душа слова», посвященный академику О. Н. Трубачеву.

6. Совместно с 5 «В» и 7 «В» участники проекта посетили Музей имени О. Н. Трубачева.

7. Подготовили и провели урок мужества «День героев Отечества» (странички о героях нашего края).

8. Группа исторических краеведов совместно со школьным библиотекарем провело библиотечное занятие с просмотром презентации «Библиотеки Царицына и Волгограда».

9. В сроки проекта провели 8 занятий элективного курса «Литературное краеведение», программу для которого разработала руководитель проекта.

10. Выпустили листовки к памятным датам (19 ноября, 2 февраля, 9 Мая) и расклеили их в микрорайоне школы перед праздниками.

11. Создали в школьной газете краеведческую страничку «История родного города» и написали для публикации две статьи, сохранили за собой право вести данную рубрику и в дальнейшем.

12. Попросили помощи и поддержки у депутата городской Думы от округа № 21 Е. А. Щура.

13. На оказанную спонсорскую помощь подготовили 17 краеведческих буклетов для школьников, чьи семьи приехали в Волгоград недавно, вручили их в качестве подарка для изучения; 3 буклета подарили учителям, которые приехали издалека жить и работать в Волгоград; 7 буклетов вручили классным руководителям, работающим в 5–8 классах.

14. Купили 5 краеведческих игр разной тематики и создали диск с материалами по истории Царицына, Сталинграда, Волгограда, с методическими разработками внеклассных часов и презентациями.

15. Распространили накопленный опыт и подарили буклеты и диски учителям школ Дзержинского района города Волгограда и города Пятигорска.

Таким образом, задача педагога, увлеченного краеведением, состоит в том, чтобы открыть детям многообразие способов усвоения исторических, духовных и культурных ценностей, сформировать компоненты исследовательской культуры школьника во внеучебной, научно-образовательной, поисково-творческой, проектной деятельности, а также познакомить с особенностями природы своего края, его историей и достопримечательностями.

Литература

Давлаева М. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы и русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://infourok.ru/duhovno-_nravstvennoe_ vospitanie_uchaschi hsya (дата обращения: 07.11.2015).

Иванов С. М., Супрун В. И. Православие на волгоградской земле: храмы Царицына – Сталинграда – Волгограда. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. – 240 с.

Лихачев Д. С. Любить родной край // Отечество. Краеведческий альманах. – Вып. 1. – 1990. – С. 7–8.

Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М., 1974.