Реализация социально значимых проектов и акций как основа развития духовной направленности и социализации учащихся


скачать Авторы: 
- Гарченко М. Н. - подписаться на статьи автора
- Козлова С. И. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала

Гарченко М. Н., Козлова С. И. Реализация социально значимых проектов и акций как основа развития духовной направленности и социализации учащихся // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 71-78.

В статье уточнена роль социального института школы в процессе гражданско-патриотического воспитания на примере МОУ СШ № 100 г. Волгограда. Обосновывается, что гражданская активность учащихся школы может конструироваться только через непосредственное участие, способствующее формированию патриотических чувств по отношению к своей школе, своему району, городу и стране. Сделан методологический и теоретический обзор научной литературы. Приведены нормативно-пра-вовые акты, государственные программы, концепции и другие документы, регламентирующие воспитательную деятельность школ и направленные на формирование патриотизма.

Kлючевые слова: воспитание, патриот, патриотизм, гражданственность, гражданская позиция.

THE IMPLEMENTATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECTS AND activitieS AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' SPIRITUAL ORIENTATION AND SOCIALIZATION

Marina N. Garchenko and Svetlana I. Kozlova

By the example of secondary school № 100 of Volgograd this article specifies the role of school as a social institution in civil and patriotic education. It substantiates that school students' civil activity can be organized only through the direct involvement which promotes the formation of patriotic feelings towards school, district, city, and country. The article provides methodological and theoretical review of scientific literature and normative-legal acts, government programs, concepts and other documents regulating educational work of schools and aimed at promoting patriotism.

Keywords: upbringing, patriot, patriotism, citizenship, civic-mindedness.

Роль таких социальных институтов, как семья и школа, в процессе воспитания является ключевой, именно они ответственны за формирование культуры патриотизма. Процесс воспитания призван помочь подрастающему поколению усвоить накопленные обществом знания, нормы и опыт поведения, овладеть определенными трудовыми умениями, выработать систему взглядов на жизнь. Воспитание – это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями [Гавров и др. 2011]. В данной статье речь пойдет о роли школы в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения россиян.

C 2001 г. в России реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (данная программа является третьей по счету, I: 2001–2005 гг., II: 2006–2010 гг.). Эти программы созданы с целью проведения единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан РФ. Основной целью Программы 2011–2015 гг. является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Однако многие проблемы в системе гражданско-патриотического воспитания еще не решены.

Методологическая основа исследования феномена патриотизма заложена в трудах известных философов и литературоведов М. М. Бахтина, И. А. Ильина, П. А. Флоренского. Различным аспектам методологических и методических проблем гражданско-патриотического воспитания посвящены работы В. И. Лутовинова [2012: 27–29], И. Д. Лушникова [2004: 100], Р. А. Мирского [1988: 45–46].

Социологический подход отражен в работах М. М. Акулич [2004: 395–412], А. В. Кузнецовой [2005], В. К. Левашова [2006: 67–75] и др. В русле педагогики о патриотизме пишут такие исследователи, как Ю. А. Азаров [2008: 3–11], Е. П. Белозерцев [2009: 80–84], А. Н. Вырщиков и М. Б. Кусмарцев [2006] и др.

Патриотизм – это социальное явление, которое лежит в основе любой нации и государства. Патриотизм является сложным социокультурным явлением, а патриотическое воспитание – частью педагогического направления и политической культуры общества. Обратимся к анализу основных дефиниций, используемых в данной работе. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой под патриотизмом понимается «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [Ожегов, Шведова: 400]. В. И. Даль в «Словаре живого великорусского языка определил патриота как «любителя отечества, ревнителя о благе его…» [Толковый…: 24]. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества [Гавров и др. 2011].

Патриотизм как сложное интегральное психологическое и социально-пси-хологическое явление объединяет три составляющих: когнитивную (знания, образы, представления), эмоциональную (чувства), поведенческую (установка, готовность к действию, само действие).

А. Н. Вырщиков, М. П. Бузский различают патриотизм государственный, российский, национальный, местный или региональный. В основе государственного патриотизма лежат отношения «личность – государство», такой вид патриотизма выявляет у российских граждан общие цели, интересы, государство следит за соблюдением прав граждан, а граждане, в свою очередь, выполняют свои обязанности перед государством.

Гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношении и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности [Гавров и др. 2011]. Гражданственность, таким образом, есть нравственная позиция. Гражданская позиция – это стремление отстаивать свои законные права и интересы всеми законными методами и, кроме того, небезразличие к соблюдению прав и интересов других людей [Кравченко, Певцова 2011].

Задачи гражданско-патриотического воспитания, реализуемые в образовательных учреждениях, определены в ряде нормативно-правовых актов Министерства образования и науки РФ, а также государственных программах и иных документах, таких как Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 №1760-р).

На региональном уровне образовательные учреждения реализуют региональные программы. Так, в Волгоградской области принята программа «Патриотическое воспитание граждан» на 2012–2015 гг., утвержденная постановлением Администрации Волгоградской области 28 ноября 2011 г. На муниципальном уровне общеобразовательные учреждения региона принимают участие в реализации программы «Формирование культуры здорового образа жизни молодежи Волгограда» на 2014–2016 гг., организуя мероприятия спортивно-патриотической направленности. Все остальные программы включаются в воспитательную деятельность образовательных учреждений и реализуются по их собственной инициативе.

На наш взгляд, образовательные учреждения каждого региона должны реализовывать программы, целенаправленно культивирующие патриотические традиции своей территории. Так, в Волгоградской области одной из последних программ ГБУ ВО «Волгоградпатриотцентр», реализуемых в 2015 г. при поддержке регионального комитета молодежной политики, стала программа «Сталинградский рубеж», включающая в себя цикл лекций, интерактивные площадки, викторины, реконструкции битв, которые будут проведены в течение 2015–2016 гг.

Приведем пример реализации программы гражданско-патриотического воспитания в муниципальном общеобразовательном учреждение «Средняя школа № 100 Кировского района Волгограда». Гражданско-патриотическое воспитание – одно из основных направлений деятельности школы. Его цель – создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся. Достижение этой цели становится возможным через решение следующих задач: формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации; чувства гражданского долга; чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

Гражданская активность учащихся школы может формироваться только через непосредственное участие. Именно понимание своей важности, осознание себя который может как субъекта, который может влиять на социальные изменения, способствует формированию гражданской ответственности и патриотизма школьников. Такой деятельностный подход формирует их самоопределение, способность к рефлексии, пониманию, целеполаганию.

На первом этапе реализации программы вместе с учащимися и родителями был разработан девиз школы: «Школа № 100 – территория успеха, здоровья и позитива!» В основе реализации социально-ориентированных проектов, благотворительных акций гражданско-патриотической направленности лежит системно-деятельностный подход, нацеленный на то, чтобы во всех мероприятиях принимали участие все обучающиеся школы с 1 по 11 класс. Далее приведем примеры социально-значимых проектов и акций, которые были реализованы за последние учебные годы.

Все мероприятия гражданско-патриотической направленности, в которых МОУ СШ № 100 г. Волгограда принимала участие, можно разделить на всероссийские, областные, городские, районные. Общешкольные мероприятия разрабатываются и реализуются самим общеобразовательным учреждением.

Проводя серию благотворительных акций «Подари радость!» в рамках всероссийских мероприятий гражданско-патриотической направленности, школа приняла участие во Всероссийской акции Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. А. Астахова «Елка в Новороссию» (сбор игрушек на Новогоднюю елку для детей Донецкой Народной и Луганской Народной Республик). Коллектив учителей, учеников и родителей получили благодарность за проведенную акцию от Уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области.

На областном уровне школа участвовала в акции «Новогодний подарок», собрав именные подарки воспитанникам ГОУ «Нижнечирская коррекционная школа-интернат» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанникам ГССУ СО «Волгодонский дом-интернат» для умственно отсталых детей, воспитанникам ОУ «Волгоградская школа-интернат» для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На городском уровне школа приняла участие в нескольких мероприятиях благотворительной направленности: акции «Многодетная семья», собирая вещи и гостинцы многодетным семьям Кировского района Волгограда, в городской акции «Дети – детям!», «Рождественская гирлянда», адресованной детям с ограниченными возможностями ГОУ «Школа-интернат № 1 Ворошиловского района г. Волгограда».

На районном уровне воспитание через приобщение к благотворительности реализовывалось участием обучающихся школы в благотворительном спектакле и благотворительной ярмарке в МОУ «Гимназия № 9 Кировского района г. Волгограда» для оказания персональной помощи больным детям.

На уровне школы была проведена общешкольная акция «Праздник “Широкая Масленица”», в ходе которой происходила продажа блинов собственного приготовления с целью сбора денег на лечение ученика из МОУ СОШ № 56 Кировского района г. Волгограда. На общешкольном уровне были реализованы акции: «Руки сердечное тепло» (тимуровская работа); «Цветы на граните» (возложение цветов в дни праздников и к памятным датам); концерты для участников и ветеранов войны; «Открытка ветерану».

Школа с 2012 г. присоединилась к Международному общественному дви-жению «Добрые Дети Мира». В 2012–2013 учебном году в рамках этого движения был реализован проект «Фестиваль добрых дел», цель которогопомочь решению сложнейшей современной проблемы – нравственного воспи-тания школьников (см. таблицу).

Таблица

Мероприятия проекта «Фестиваль добрых дел»

№ п/п

Название модуля

Период

реализации

Содержание модуля

1

Диагностический

В начале и в финале фестиваля

Диагностика школьников и педагогов

Подготовка аналитического отчета

2

«Послания добра»

К 21 сентября – Международному дню мира

Плакаты с цитатами о добре

Плакаты «10 заповедей человечности»

3

«Вижу мир добрыми глазами»

Октябрь

Фотоконкурс под девизом «Мой мир – добрый!»

4

Стихотворный конкурс

Январь

Конкурс стихов, посвященный 70-летию Сталинградской битвы

5

«Неделя интересных встреч»

Февраль

Сотрудничество с Фондом поддержки образования и науки (Алферовский фонд). Встреча делегаций из Санкт-Петербурга, Москвы, Белгородской области

6

«Оранжевая акция здоровья»

Март

Ребята с 1 по 11 класс принесли солдатам апельсины – самые солнечные фрукты, которые поднимают настроение. Для солдат был организован благотворительный концерт

7

«Живой мир рядом с нами»

Апрель

Создание коллективного проекта «Будь природе другом». Интерактивная программа «Экологическая тропа»

В рамках этого же движения в 2013–2014 учебном году был реализован международный экопроект «Живая планета», целью которого являлось фор- мирование экологической культуры и гражданско-патриотическое воспитание школьников.

В декабре 2014 г. учащиеся 7 «А» класса разработали проект «Наш школьный дворик». В процессе работы над проектом класс разделился на творческие группы: социологи, экологи, юристы, политологи, ландшафтные дизайнеры, специалисты по работе с общественностью.

Старшеклассники, взявшие на себя роль социологов, провели опрос 240 учащихся. 87 % опрошенных высказались за необходимость озеленения территории школьного двора, потому что уверены в том, что школа находится в экологически неблагополучном районе города. На вопрос «Хотели бы вы принять участие в благоустройстве школьной территории?» 85 % ответили, что хотят участвовать в преобразовании школьного двора.

Экологи посоветовали, какие деревья и кустарники лучше посадить на школьном участке, чтобы уменьшить загрязненность воздуха и снизить уровень шума, идущего от дороги. Ландшафтные дизайнеры предложили варианты оформления клумб. Этот проект получил одобрение школьного парламента и весной 2015 г. все классы школы подключились к его практической реализации.

Еще одним примером работы школы в рамках спортивно-патриотического направления является проведение Районного этапа XI Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» в ноябре 2014 г. Школьники обратились с «разноцветным» призывом к жителям микрорайона: «Выбирайте вместе с нами: “Жить – это здорово!”» Обучающиеся каждого класса изготовили по четыре косынки, на которых написали призывы к жителям микрорайона. Все косынки, связав в единое полотно, развесили по периметру школьного двора, призывая жителей микрорайона к ведению здорового образа жизни. В номинации «Организация волонтерской профилактической работы в конкурсе сценариев акции» школа заняла первое место.

Школа № 100 плодотворно сотрудничает с МОУ «Лицей № 5 им. Ю. А. Гага-рина г. Волгограда», в 2014–2015 учебном году приняв участие в ряде инициатив лицея. В сентябре 2014 г. состоялся II Международный конкурс «Звон памяти, мира и радости!» в рамках Международного проекта «Колокольчик мира». Каждый ученик изготовил голубя – символа мира (700 обучающихся – 700 голу-бей), на котором написал пожелание людям мира. Каждый класс изготовил дерево для «Аллеи Мира» (32 класса – 32 дерева). В 12.00 происходили построение всех детей в «живой колокол», минута молчания и звон в свои колокольчики.

19 ноября, 2 февраля, 9 мая проходила Всероссийская акция «Сталинградские окна». Участие в акции имеет три этапа, которые посвящены знаменательным датам Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны. Каждый класс оформил одно окно в коридоре или рекреации школы фотографиями, стихотворениями, рисунками. Оформление было дополнено красными звездами и шарами, по итогам акции школа стала обладателем диплома II степени.

В канун знаменательной даты 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 19 ноября 2014 г., в День начала контрнаступления советских войск под Сталинградом, в школе был дан старт проекту «Народная летопись Победы», цель которого – сохранение документального наследия Великой Отечественной войны и памяти о Победе нашего народа в виде издания рукописной «Книги Памяти» о воевавших родственниках, о родных, которые были во время войны детьми, о членах семьи, которые трудились в тылу. Книга стала данью уважения к героям-победителям и была передана в школьный музей славы имени 94 Гвардейской Краснознаменной ордена Суворова II степени стрелковой дивизии.

Еще один общешкольный проект – «В семье единой» – является для учащихся МОУ СШ № 100 традиционным. В 2013–2014 учебном году проект вышел за рамки общешкольного, поскольку участниками стали обучающиеся других учебных заведений и артисты музыкальных коллективов. Проект включает несколько этапов:

I этап – старт проекта. Классы получили задания: изучить историю, культуру, кухню народа, проживающего на территории Волгограда; подготовить национальный костюм; выучить национальный танец; изготовить национальную куклу; оформить проект на формате листа А1; приготовить национальное блюдо.

II этап – итог проекта: организация выставки кукол; демонстрация национального костюма; угощение национальными блюдами; гала-концерт. Гости: ансамбль старинной казачьей песни «Лазоревый цветок» и детские коллективы МОУ ДОД Школы искусств «Воскресение» и детской школы искусств № 2 Кировского района г. Волгограда.

Таким образом, реализуя социально-ориентированные проекты, участвуя в благотворительных акциях гражданско-патриотической направленности, педагоги МОУ «СШ № 100 Кировского района г. Волгограда» воспитывают высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Непосредственное участие школьников в проектах различного уровня формирует в них гражданскую активность, патриотические чувства по отношению к своей школе, своему району, городу и стране. Такая субъектная активность школьников способствует формированию гражданской ответственности и патриотизма.

Литература

Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания // Воспитание школьников. – 2008. – № 6. – С. 3–11.

Акулич М. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян // Безопасность Евразии. – 2004. – № 2. – С. 395–412.

Белозерцев Е. П. Феномен «духовно-нравственного становления человека» в современной педагогике и образовании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – Серия: «Гуманитарные науки». – 2009. – № 3. – Т. 6. – С. 80–84.

Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.

Гавров С. Н., Микляева Ю. В., Лопатина О. Г. Воспитание как антропологический феномен. – М.: Форум, 2011. – 240 с.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – М.: Рус. яз., 1989. – С. 24.

Кузнецова А. В. Формирование патриотического сознания современной молодежи в условиях трансформации российского общества. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. – 96 с.

Левашов В. К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социологические исследования. – 2006. – № 8. – С. 67–75.

Лутовинов В. И. Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития // Федеральный патриотический вестник. – 2012. – № 3. – С. 27–29.

Мирский Р. Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд. – М.: Мысль, 1988. – С. 45–46.

Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. Учебник для 9 класса. – 11-е изд. – М., 2011. – 224 с.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ozhegov-shvedova.ru/ (дата обращения: 01.02.16).

Патриотизм как педагогическая проблема в современной России // Проблемы воспитания патриотизма / под ред. И. Д. Лушникова. – Вологда: ВИРО, 2004. – С. 100.

Филонов Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. – 2002. – № 10. – С. 31–36.