Формирование у школьников любви к Родине через систему краеведческой работы


скачать Автор: Комарова И. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2016 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Апрель 2016

Комарова И. А. Формирование у школьников любви к Родине через систему краеведческой работы // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 88-96.

Краеведческая работа в СШ № 112 проводится на базе Уголка истории школы, который является педагогическим ресурсом интеграции возможностей школы и социума в патриотическом воспитании учащихся. Работа ведется по специально созданной для этой цели программе в рамках экспериментальной площадки и обеспечивает личностный рост ученика, а именно – ценностное отношение к духовному наследию своего народа, в частности любви к Отечеству, России.

Kлючевые слова: краеведческая работа, патриотическое воспитание, ценностное отношение, экспериментальная площадка, педагогический ресурс, интеграция школы и социума, школьный музей, деятельностный, позиционный, событийный подходы, краеведческие прогулки, проектная деятельность, межпоколенные связи.

RAISING STUDENTS’ LOVE TO THEIR MOTHERLAND THROUGH THE SYSTEM OF REGIONAL HISTORY WORK

Irina A. Komarova

Regional history work in secondary school № 112 is performed on the basis of a corner of the school history which is a teaching integration resource of school and society capacity in patriotic education of students. The work is done according to special program elaborated for this purpose in the framework of testing site and supports the pupils' personal growth, namely: their value approach to the spiritual heritage of their nation, in particular, love for their motherland, Russia.

Keywords: local history work, patriotic education, value attitude, testing site, pedagogical resource, integration of school and society, school museum, activity, position, event-driven approaches, local history walks, project activities, inter-generational connections.

Развитие современного мира неизбежно приводит к борьбе развитых держав за ресурсы. Россия все чаще испытывает на себе агрессивное давление по этому поводу как в явной, так и в скрытой форме. Методы влияния используются самые разные, но, пожалуй, самым опасным является способ изощренной манипуляции сознанием молодежи посредством новейших информационных технологий. Это создает угрозу существованию российской идентичности молодого поколения, следовательно, и существованию самой России. В этих условиях система отечественного образования и воспитания является главной сферой формирования гражданской идентичности российской молодежи и любви к Родине. Будущее России будет зависеть от того, как эта система и общество в целом готовы противостоять вызовам времени.

Воспитательная среда является наиболее благоприятной почвой для создания условий мотивационной потребности служения России. Огромную роль в достижении желаемого результата играет грамотно организованная исследовательская деятельность учащихся, имеющая краеведческую направленность. Именно краеведение позволяет школьнику почувствовать личную причастность к событиям своей страны: ощутить радость, боль, сострадание, гордость за своих соотечественников на разных этапах истории. Эти чувства усиливаются близостью объектов изучения, что, в свою очередь, ускоряет процесс формирования личности ребенка, повышает его ответственность за происходящие в обществе события. Поэтому исследование истории родного края, своей семьи, мест, связанных со своей родословной, является на современном этапе необходимой потребностью, так как это помогает всесторонне и пристально переосмыслить историю Отечества, осознать свою идентичность, почувствовать ответственность за будущее своей семьи и своей страны в целом.

В школе № 112 тяга учащихся к исследовательской краеведческой работе проявилась давно. Это было вызвано тем, что ее стены в свое время гостеприимно принимали по нескольку поколений множества семей, школа имеет славные устойчивые традиции, которые до сегодняшних дней имеют мощное влияние на складывание гуманистического мировоззрения через грамотное миропонимание.

Вначале школьники начали активно интересоваться у учителей историей школы, ее педагогическим и техническим составом. Выяснилось, что эти вопросы явили собой продолжение семейных разговоров о школе, так как в одной семье образовалось несколько поколений ее учеников и выпускников. Тема школы, ее традиций, воспоминания об учителях, анализ успешности выпускников стали широко обсуждаемыми. Это помогало в учебной и воспитательной работе как учителям, так и родителям. Данная ситуация привела к логическому продолжению – потребовался центр краеведческой работы в данном направлении, то есть создание Уголка истории школы № 112 явилось требованием времени.

В 2004 г. был создан скромный Уголок истории школы («Летопись школы № 112»), где собирались экспонаты, рассказывающие о жизни школы и ее обитателей начиная с 1962 г., момента основания. В музей приходили ветераны Великой Отечественной войны и ветераны педагогического труда, издавалась газета «Дневничок», актив музея принимал участие в различных конкурсах и фестивалях, по наиболее интересным темам ребята писали учебно-исследовательские работы. В 2007 и в 2010-х гг. Уголок занимал первые места в городском конкурсе музейных комплексов. На полученные денежные призы была улучшена материальная база: куплены витрины, обновлены стенды и мебель, сделан ремонт помещения. Постепенно рамки деятельности Уголка расширялись, но за счет мероприятий, предлагаемых руководителем музея и активом. На фоне размывания патриотических ценностей, вызванного непростым временем, выявилась проблема отсутствия у учащихся личной инициативы, стремления к самореализации через общечеловеческие ценности. Усиливалась зависимость от средств массовой информации и информационных технологий.

Актуальность проблемы рождает разнообразные воспитательные программы, основанные на интересных инновационных подходах, подталкивающие молодежь к социальному действию, умению делать ценностный выбор, улучшать жизнь людей в России, укреплять в себе гражданские патриотические установки. Стремление создать на практике среду для саморазвития, самореализации личности ребенка, осознания себя россиянином, целостно воспринимающим, понимающим и ощущающим прошлое, настоящее и будущее российской нации со всеми неудачами и успехами, пробудило потребность создания соответствующей программы в МОУ «СШ № 112 Кировского района Волгограда».

В изменившихся условиях потребовалось кардинально менять подходы к воспитательной работе, чтобы не потерять молодежь, не потерять будущее России. Исходя из новых задач, педагоги с помощью психолога провели диагностику уровня представления учащихся всех возрастных групп о патриотизме и степени личной причастности к этой теме. Анкетирование показало, что многие ребята, к сожалению, формально относятся к вопросу патриотизма.

В результате сложившихся обстоятельств возникла идея создания экспериментальной площадки и была написана соответствующая программа, предусматривающая инновационные подходы к процессу. Все это стало результатом усиления патриотического вектора воспитательной работы в учебном заведении, признания огромной значимости в этом процессе краеведческой работы и необходимости новых подходов, продиктованных постиндустриальным обществом.

Далее в результате сложного анализа проведенного анкетирования, изучения научной литературы, многочисленных консультаций со специалистами была создана заявленная программа. Она основана на ключевой идее современной педагогики – необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта учебно-воспитательного процесса в преимущественно субъект. Программа «Школьный музей как педагогический ресурс интеграции возможностей школы и социума в патриотическом воспитании обучающихся» начала внедряться в воспитательное пространство школы в рамках одноименной экспериментальной площадки в 2013 г. Приоритетным направлением она определяет создание такой среды, в которой каждый учащийся испытает потребность укреплять в себе гражданские патриотические установки. В ходе обсуждения проблемы выяснилось, что многие ученики являются представителями уже четвертого поколения своей семьи в стенах родной школы. Учащиеся стали интересоваться причинами такой крепкой привязанности своей семьи к данной школе. Этот факт сформировал очень интересное, творческое, душевное, а главное – неиссякаемое краеведческое направление – исследование межпоколенных связей.

Программа «Школьный музей как педагогический ресурс интеграции возможностей школы и социума в патриотическом воспитании обучающихся» главной целью ставит разработку эффективной модели интеграции средней школы и социума, где роль базового субъекта патриотического воспитания играет Уголок истории школы № 112. Именно эта модель должна обеспечивать личностный рост ученика: ценностное отношение к общепризнанным ценностям, в частности любви к Отечеству, России.

Эксперимент рассчитан на пять лет. Вся работа концентрируется на разработке модели школьного музея на основе интеграции ресурсов образования, культуры, молодежной политики, общественных организаций в патриотическом воспитании школьников. Были определены социокультурные, демографические и педагогические условия интеграции школы и социума. В единое воспитательное пространство вошли учреждения культуры, образования, общественные организации социума.

Программа экспериментальной площадки существенно расширяет научные и практические возможности Уголка истории школы, а именно: осуществляется тесное сотрудничество с учеными Волгоградской государственной академии последипломного образования, Волгоградского социально-педагогического университета, Волгоградского государственного университета. При их поддержке педагоги и старшеклассники участвуют в работе круглых столов, научно-прак-тических конференциях, видеоконференциях на тему патриотического воспитания подрастающего поколения. Аналогичные мероприятия проводятся совместными усилиями и на базе музея. Такая форма работы по причине сугубо творческой обстановки способствует самосовершенствованию и самореализации учащихся.

Актив «Уголка истории школы № 112» объединяет группу любознательных и заинтересованных в изучении родного края учащихся, по своему существу это организационный центр, где ведется теоретическая и практическая подготовка учащихся школы к предстоящим экскурсиям, творческой и исследовательской деятельности, проведению встреч с интересными людьми и т. д. Одной из главных задач является создание обстановки, в которой каждый школьник имеет возможность проявить себя творчески, развивая свои индивидуально-психологи-ческих особенности. С другой стороны, совместная поисковая и общественно полезная деятельность в процессе краеведческой работы способствует развитию чувства товарищества и дружбы между учащимися, доверительных отношений и взаимопомощи, приучает их работать в коллективе. Актив Уголка усиленно пропагандирует краеведческие знания, их важность, вовлекает в данный процесс как школьников, так и членов социума.

Первые годы работы экспериментальной площадки прошли согласно плану. Время было интересным и продуктивным. В большей степени этому способствовали новые подходы, свойственные современной педагогике.

Так деятельностный подход, успешно применяемый в работе, обеспечивает акцент на тех видах деятельности, которые способствуют развитию личности, при этом элементы деятельности взаимно содействуют, создавая условия для действия этой личности. Поэтому для достижения цели воспитания данный подход обязывает педагога выстраивать деятельность как систему, нацеленную на результат. Решая проблему выбора методов и средств, педагог учитывал цели и задачи воспитания, возрастные и индивидуальные особенности школьников, уровень их воспитанности, уровень развития детского коллектива, ценности и нормы отношений, складывающихся в семье и ближайшем окружении учащихся.

Например, изначально погружая учеников в исследование темы межпоколенных связей, с чего, собственно, и началась работа площадки, педагог подбирает методы и средства, сообразуясь с имеющимися условиями, рефлексируя процесс деятельности. Вначале была проведена беседа на тему «Родословие». Она была построена с использованием побудительного метода, метода мотивации соответствующей деятельности. В результате продуктивного информационного обмена у детей возникла инициатива продолжить исследование родословной собственной семьи. В ходе свободного выбора формы исследования каждый учащийся определился с постановкой целей и задач и приступил к их реализации. Далее, когда началась бурная деятельность детей, учитель превратился в своеобразного играющего тренера, причем многофункционального, так как каждый ученик индивидуален. При этом роль учителя невидима. В рамках позиционного подхода он сообразуется с имеющимися условиями, рефлексируя процесс деятельности, то есть проникает в ход задач ученика и стимулирует новые направления.

Спектр работы детей оказался широким: составление генеалогического древа, написание эссе и рукописной книги, составление презентации, создание фотоальбома и т. д. Таким примером служат рукописные книги «Педагоги средней школы № 112 – ветераны Великой Отечественной войны», «Семейные школьные династии», «Молодые педагоги родной школы». Написание рукописных книг играет огромную роль в деле сохранения памяти о великой духовной силе русского народа. В школе на протяжение нескольких лет создавался такой сборник. Он посвящен учителям школы, участникам Великой Отечественной войны. Это огромное количество встреч, интервью, бесед, которые не могли не оставить глубокий след в юных душах. Художественно-публицистическая книга, не раз становившаяся победителем соответствующих конкурсов, называется «Мы помним». Результат показал, что эта деятельность оказалась непрерывной ниточкой, потянувшей за собой безмерный «клубочек» полезных дел.

Так как возраст и здоровье большинства ветеранов уже не позволяют им приходить на встречи в школу, записываются видеоинтервью на дому. С большой любовью школьники оформляют собранные материалы в мультимедийные презентации и эссе, которые затем используются на соответствующих школьных мероприятиях. В разнообразных конкурсах были высоко оценены презентации о педагогах-ветеранах Великой Отечественной войны М. М. Орловой, И. Г. Валуеве, Ю. Ф. Латка, А. С. Ландсберге и других.

Регулярно проводятся акции «Ветеран живет рядом», в ходе которых оказывается посильная помощь пожилым педагогам, и «Открытка ветерану», включающая в себя оформление праздничного поздравления и подарка, сделанного своими руками. Главным стендом в Уголке истории является стенд о ветеранах-педагогах – участниках Великой Отечественной войны. При его создании была проделана огромная работа по сбору и осмыслению материалов, к ней привлечено большое количество детей и взрослых.

Во многих семьях учащихся школы № 112 бережно хранят военные документы как память о родных и близких, как напоминание о тех грозных днях. Ценность таких источников в том, что они порой отражают события в новом ракурсе, непосредственно передавая размышления и чувства участников войны. Учащиеся по крупицам собирают материалы, исследуют их, превращая в яркий поучительный гимн благодарных потомков во славу своих предков. На краеведческих чтениях разного уровня школьники представляют учебно-исследовательские работы о ветеранах педагогического труда и ветеранах Великой Отечественной войне, получая высокую оценку своего труда. Например, работа Морсковой Татьяны «Военные дороги моего деда, Лошманова Александра Ивановича» на городских краеведческих чтениях старшеклассников заняла призовое место. А в настоящее время еще один внук А. И. Лошманова, ученик школы № 112 Сундеев Денис углубляет данное исследование о своем деде и охотно участвует в олимпиадах по родословию.

Активное использование событийного подхода, то есть инициируемые учениками совместные со взрослыми мероприятия, их взаимодействие и сотрудничество позволило превратить школьные дела в коллективно и индивидуально значимые и незабываемые. Например, семинар «Сохранение лучших традиций школы и дальнейшее развитие их в современных условиях для сохранения духовности учащихся» превратился в интереснейшую дискуссию между старшим поколением и молодежью не только о роли старых традиций школы, но и о создании новых, складывающихся в изменившихся жизненных условиях. Учащимися была инициирована идея создания серии проектов, предлагающих и обосновывающих новые традиции: были созданы замечательные проекты «История моей семьи – история моей школы», «Эстафета школьных поколений», «Учитель – гордость нации». Ученики младшей школы инициировали и сами создали проект «Яблонька», занявший 2-е место в городском конкурсе, как и проект «Учитель – гордость нации», предлагающий сделать традицией возвращение на работу в родную школу ее выпускников, закончивших педагогические учебные заведения. Учащиеся пришли к этой мысли, когда в ходе работы над этим интереснейшим проектом выяснили, что в их родной школе работает более десяти учителей-выпускников школы № 112! И именно они являются хранителями ее славных традиций. Таким образом, ребята обозначили проблему отсутствия в школе достаточного количества молодых учителей и предложили пути ее решения, справедливо полагая, что патриотические чувства играют не последнюю роль в выборе места работы. В результате общественного резонанса вокруг данного проекта в школу вернулись в качестве учителя географии ее бывшая выпускница Гончарова Анна и в качестве учителя информатики и математики Кандауров Максим.

Также школьники совместно с выпускниками и друзьями школы очень интересно провели весеннюю акцию по высадке кустарников и цветов вокруг школы. Положительные эмоции захлестывали всех участников, и было решено сделать акцию традицией. Таким образом, современное поколение учащихся формирует новые замечательные традиции для следующих поколений школьников совместно с членами микросоциума.

Неоспоримо, что проектная деятельность с краеведческой тематикой занимает в воспитательном процессе огромную нишу. В ходе нее у педагога появляется блестящая возможность использовать социализирующий подход. Ведь при составлении проекта учащийся общается с большим количеством частных лиц, го-сударственными служащими, работниками организаций, родственниками и т. д. Таким образом, на его личность вариативно действуют различные социальные источники. Учащийся формирует опыт поведения и деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы направить творческую самореализацию его личности в социуме в правильное русло. Это делается при помощи использования аксиологического подхода, то есть ученик должен быть подведен к умению уверенно ориентироваться в сложном окружающем мире, различать его ценностную неоднородность и быть способным выстраивать свое поведение в рамках современной культуры. При этом он должен ощущать себя высшей ценностью общества со всеми вытекающими последствиями. При этом в нем должна вырастать потребность усиления позитивной роли своей личности в общественной жизни сначала микросоциума, затем – страны; осознания значимости и ответственности за ее благополучие, безопасность, независимость.

Ярким примером краеведческой работы школы в рамках патриотического направления является несение Почетной вахты памяти школьниками Волгограда на Посту № 1 у Вечного огня. Если в прежние годы туда выбирали лучших учеников и главным критерием была хорошая и отличная учеба, то в этом году, используя новые подходы в воспитании, школа получила приятный результат: многие дети, независимо от учебы, с веской аргументацией, доказательно обосновали свое стремление нести Почетную вахту на Посту № 1, которая состоялась в феврале 2015 г. Этому предшествовала огромная работа. Выяснилось, что у многих учащихся родители, бабушки, дедушки в свое время несли Почетную вахту. По инициативе ребят была проведена серия мероприятий с их участием, было собрано большое количество воспоминаний, изучены сотни фотографий. Метод яркого позитивного примера сыграл положительную роль, он мотивировал ребят на важное дело. Следствием такой работы явилась серия презентаций, созданных школьниками вместе со своими родителями, – «Семейная школьная династия». Нужно отметить, что составление мультимедийных презентаций – один из самых интересных, любимых и популярных видов деятельности школьников. Во-первых, это дает повод для позитивного межличностного общения в семье и школе, во-вторых, повышает престиж семьи и школы, в-третьих, повышает самооценку ребенка, а также активизирует его творческую деятельность.

В системе краеведческой работы прочное место заняли так называемые тематические краеведческие прогулки. Их тематика разнообразна, она охватывает все памятные и значимые места микросоциума школы. Их совершают все школьники без исключения, составляя затем собственные экскурсии и участвуя в интересных викторинах по их содержанию. Данная форма исследовательской деятельности в то же время является мощным средством приобщения учащихся к жизни социума, его проблемам, побуждает к участию в их разрешении. Например, в ходе изучения памятников героям войны, семиклассники вместе с родителями решили разбить возле них дополнительные клумбы и высадить в них цветы.

Таким образом, опираясь на межпоколенные связи, поддерживая сотрудничество с общественными и государственными структурами, используя опыт коллег, в МОУ СШ № 112 удалось в рамках экспериментальной площадки начать претворять в жизнь программу «Школьный музей как педагогический ресурс интеграции возможностей школы и социума в патриотическом воспитании обучающихся».

Цели и задачи первых двух лет полностью выполнены. Это подтвердила диагностика. Сравнение разноуровневого анкетирования детей и их родителей в начале и конце первого и второго годов эксперимента показало, что патриотическое направление воспитательной работы высоко оценено и требует дальнейшего инновационного развития на базе школьного музея. Анализ творческой работы показал увеличившееся количество ее участников, а также возросший список инициируемых ребятами дел.

Используемые формы работы (мероприятия, игры, проектная деятельность, встречи с ветеранами, составляемые учениками экскурсии, дискуссии, видеоконференции и т. д.), применяемые коммуникативные приемы (изменение рабочей обстановки, юмор, приглашение в рабочую группу кого-либо из родителей или выпускников с независимым мнением и т. д.), современные новые подходы (социализирующий, деятельностный, позиционный, событийный, аксиологический) создают систему деятельности учащегося, нацеленную на личностный рост, на подготовку к достойной жизни в постоянно изменяющихся условиях, где вечным останется ценностное отношение к своим близким, своей семье, своему Отечеству. Поэтому, безусловно, наиболее трепетной и плодотворной является непосредственная работа с ветеранами педагогического труда, живыми носителями самых ранних традиций школы, среди которых ветеранов войны, оставшихся в живых, уже нет. Ветераны педагогического труда приглашаются на все школьные праздники, с ними регулярно проводятся встречи в музее, круглые столы, классные часы, в ходе которых ветераны делятся воспоминаниями, дают ценные советы, продолжая дарить душевное тепло подрастающему поколению. К ребятам приходят бывшие директора школы Тоскина Т. И., Цехмистрова Т. Д., Гершо- вич А. И., бывшие учителя Сурженко Л. А., Милокумова Е. Н., Сафронов А. Н., Игумнова В. Я., Тубалова Л. Я., Чистоходова В. И., Острожнова В. М., бывшая начальник Кировского территориального управления департамента по образованию Караулова Л. А., бывшая депутат областной Думы Салина Н. А. и другие.

В рамках работы экспериментальной площадки была выявлена закономерность, которую удалось превратить в новую идею. Дело в том, что бывшие выпускники, юные и пожилые, сохраняют теплые неформальные отношения с педагогами школы, помогают ветеранам школы в житейских ситуациях, спонсируют воспитательные мероприятия. При этом абсолютно не играют роли должность и профессия, эти люди для учителей остаются любимыми мальчиками и девочками с их радостями и горестями. А так как у многих из них дети, внуки, другие родственники учатся или учились в этой школе, то жизнь многих семей вращается вокруг нее. Таким образом, школу № 112 можно назвать «домашней школой». В связи с такой устойчивой закономерностью было решено использовать элементы традиционных ценностей конкретных семей в работе с учениками из данных семей, то есть аура семьи должна присутствовать с ребенком везде. Семья оберегает, семья вдохновляет, семья спасает. Первые психологические этюды в данном направлении показали блестящий результат: ученики становятся откровеннее, мягче, терпимее. В этой обстановке создавать среду для личностного роста гораздо интереснее и менее проблематично.

Нужно отметить, что в ходе реализации первого этапа обозначенной программы, несомненно, выявились проблемы. В первую очередь это касалось перестраивания воспитательной работы педагогов с учащимися: тяжело переходить от традиционных методов к инновационным. Поэтому на первом этапе к работе площадки были привлечены исключительно педагоги-«добровольцы». В следующем учебном году их стало гораздо больше, как гораздо больше стало и учеников – участников данной деятельности, что отражает положительную динамику патриотической работы в рамках площадки.

В начале работы было тяжело преодолевать старые стереотипы у учеников, которые привыкли быть объектами воспитания. Но это преодолевается через вышеуказанные подходы в воспитании.

Таким образом, многие мероприятия, проведенные в рамках эксперимента, получат творческое развитие и продолжение в последующие учебные годы. Эксперимент проходит успешно. Опыт работы по данной программе активно распространяется педагогами и учениками на всевозможных уровнях. С целью укрепления связи школы и социума создан сайт.

Литература

Краеведческая и поисковая работа в общеобразовательном учреждении [Электронный ресурс]. URL: http://kladraz.ru/metodika/kraevedcheskaja-rabota-v-shkole.html (дата обращения: 17.10.15).

Концепция Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020/proekt/kontseptsiya-chetve rtoy-gosprogrammy.php (дата обращения: 10.10.15).

Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения: 11.10.15).