Создание Книги памяти «Я помню и горжусь!..» как форма патриотического воспитания учащихся 5–7 классов


скачать Автор: Хрипунова Е. Г. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала

Хрипунова Е. Г. Создание Книги памяти «Я помню и горжусь!..» как форма патриотического воспитания учащихся 5–7 классов // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 121-129.

Уже несколько лет мы с ребятами занимаемся по программе дополнительного образования «Семья: непридуманные истории». Одной из тем, которые мы изучаем, является «Семейный архив». Совместно с родителями учащиеся знакомятся с документами семейного архива, рассказывают о самых важных документах семьи. Оформляем папку «Семейный архив» для хранения копий документов в семье с описаниями их особенностей и рассказов близких. При этом ребята используют своеобразный классификатор, позволяющий классифицировать и систематизировать документы. Особенно актуальным накануне празднования 70-летия Победы стало изучение военных документов. Из семейных архивов извлекались фронтовые письма, фото, наградные книжки, военные билеты. Вдруг выяснялось, что некоторые ребята до этого и не знали о том, какие ценные вещи хранятся в их семье, а их прадеды и прабабушки имеют героическое прошлое. Так возникла идея создания отдельного архива семейных документов, связанных с Великой Отечественной войной. В ходе поисковой работы ребята предложили объединить весь собранный материал в Книгу памяти, которую назвали «Я помню и горжусь!..»

Kлючевые слова: семейные реликвии, семейный архив, книга памяти.

CREATION OF A MEMORY BOOK ‘I REMEMBER AND I AM PROUD!..’ AS a FORM of PATRIOTIC EDUCATION of STUDENTS of the fifth-seventh grades

Elena G. Khripunova

For several years we have been working with children on a program of extracurricular education ‘Family: true-life stories’. One of the topics that we study is ‘Family archives’. Together with parents, the students get acquainted with the documents of family archive; tell about the most important family documents. They prepare ‘Family archive’ folder to store copies of documents with descriptions of their features and stories of their dear people. Here children use a kind of classifier which allows categorizing and organizing the documents. The study of military documents become of particularly relevance on the eve of the seventieth anniversary of Victory. The front-line letters, photos, award books, and military cards were retrieved from family archives. We found that some children had not known before what valuable documents were kept in their family, and that their great-grandparents had such a heroic past. So the idea arose of creating a separate family archive documents related to the Great Patriotic war. During the research work children suggested merging all the collected material in a ‘Memory book’ entitled ‘I remember and I am proud!..’

Keywords: family heirlooms, family archive, Memorial book.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А. С. Макаренко

Книга памяти «Я помню и горжусь!..» содержит следующую информацию: ФИО участника ВОВ, годы его жизни; где воевал (по имеющимся данным); где, когда и при каких обстоятельствах погиб или умер (в том случае, если участник погиб или умер); где, когда и при каких обстоятельствах пропал без вести (в том случае, если участник пропал без вести); где участник живет на данный момент (в том случае, если участник жив на данный момент); фотографии, отсканированные письма, наградные листы, военные билеты. В ней использованы документы и фотоматериалы из семейных архивов. Кроме того, в Книге опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах.

Перспективным считаем создание электронной Книги памяти и размещение ее в сети Интернет. Подобную брошюру можно создать о вдовах, тружениках тыла и детях войны, статьи в которой будут написаны в форме их воспоминаний.

Актуальность. Великая Отечественная война унесла десятки миллионов жизней, горечь утрат коснулась каждой семьи. Все дальше и дальше в историю уходят от нас эти исторические и грозные годы. Уже выросло не одно поколение, которое не испытало на себе горячего дыхания великой битвы и знает о ней из уроков истории, книг, фильмов и от тех, кто прошел эту войну. Но ветераны уходят от нас, время берет свое. Сегодняшняя правда такова, что героев, которые прошли все те страшные годы, становится все меньше. А значит, исчезает живая память. Все же хочется, чтобы слова «Никто не забыт и ничто не забыто» всегда были актуальными. И разбудить человеческую память – наша задача. Поэтому священный долг каждого поколения – сохранить имена солдат-защитников Родины, тружеников тыла, детей военной поры для своих потомков. Солдаты Великой Отечественной войны, живые и павшие, являются примером того, как надо любить Родину, отстаивать ее честь, достоинство и свободу.

Воспитание памяти о своем роде, семье, о себе самом – начало воспитания такого человека, который понимает, как тесно соприкасаются события семейной истории с жизнью всего народа, страны, города с жизнью других людей. Понимание этого очень важно в юном возрасте, когда происходит формирование жизненной позиции, личностных качеств, мировоззрения. Ведь именно сегодняшним детям предстоит стать «мостиком» между поколениями, они понесут славу нашей Победы далее. Обращение к историческим корням создает почву для формирования гражданско-правовой компетентности, отвечает задачам персонификации образования. Память – наша история, и чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие факты войны. Но они должны волновать и будущие поколения. Поэтому бережное отношение к семейной памяти, ценностям, которые являются источником нравственной силы, сохранение идейной убежденности, духовной преемственности поколений – вот актуальные задачи в настоящее время.

Проблема. До тех пор, пока живы участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети военной поры, которые могут рассказать о прошедших событиях (как жили, сражались, работали, во что верили, на что надеялись), эти документальные факты необходимо собрать и сохранить.

Цель: создание Книги памяти «Я помню и горжусь!..» через расширение знаний о семье и родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Задачи:

1. Изучить семейный архив; узнать, были ли в семье родственники –участники ВОВ; подобрать фото и документы; подготовить сообщение о родственнике – участнике ВОВ.

2. Создание электронного и бумажного архива об участниках Великой Отечественной войны, который будет способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма и гордости за место, где они живут, за нашу Родину, возрождению семейных ценностей и традиций.

3. Развитие у участников проекта навыков работы по поиску информации о судьбе героя, используя Интернет-ресурсы, различные базы данных, развитие коммуникативных навыков.

4. Укрепление связей между поколениями.

5. Привлечь учащихся к работе по возрождению и сохранению духовно-нравственных ценностей родной семьи.

Для достижения поставленных задач нами были использованы различные источники информации. Мы изучили и обобщили документы, связанные с периодом Великой Отечественной войны, которые сохранились в семейных архивах, систематизировали фотоматериалы, семейные реликвии. Проанализировали базы данных интернет-сайтов: ОБД «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа», «Саксонские мемориалы», «Солдат.ru», «Бессмертный полк».

Объектом исследования является: события Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Предметом – конкретные семьи в годы войны.

При проведении работы мы использовали различные методы: поисково-исследовательский, аналитический, практико-ориентированный, метод опроса, интервью. Практическая значимость работы состоит в воспитании уважения к предшествующим поколениям. Работу можно использовать для бесед с учащимися на классных часах, при исследовании документов семейного архива.

Содержание проекта

Описание работы по проекту. В основе работы лежит овладение всеми участниками проекта умениями создать проект и реализовать его. Вся деятельность строится на добровольности и желании, взаимном уважении. Каждый выполняет посильную часть общего дела и привлекает для оказания помощи необходимых ему людей.

Основными критериями отбора материала при разработке программы является культурная значимость при изучении истории семьи младшего школьника, актуальность, воспитательная ценность.

Целевая группа проекта. Участниками проекта являются учащиеся 5– 7 классов МОУ СШ № 93, интересующиеся историей своей Родины, своей семьи. Кроме этого во время поисковой деятельности привлекались к работе над проектом родители учащихся, люди пожилого и пенсионного возраста, участники ВОВ.

Продолжительность проекта. Проект краткосрочный. Продолжительность – 4 месяца (январь 2015 г. – май 2015 г.).

Основные этапы реализации проекта. Работа над проектом проводится в три этапа:

I этапподготовительный: анкетирование и анализ анкет, поиск и сбор информации о членах своей семьи, живших во время войны; подбор фотографий;

II этапосновной: создание листовок о членах своей семьи – участниках войны; оформление тематического стенда и его использование для проведения классных часов и бесед с учащимися начальной школы; был проведен конкурс сочинений «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»; конкурс рисунков «Война в истории моей семьи». Сочинения очень разные: обстоятельные и совсем короткие, лиричные и сдержанные. Но они дороги нам, так как позволяют осознать сопричастность каждой семьи великому подвигу советского народа.

III этапзаключительный: соединение разрозненных рассказов воедино, оформление и презентация проекта «Книга памяти “Я помню и горжусь!..”»

Планируемые результаты: учащиеся получат информацию о членах своей семьи – участниках войны. Каждый ребенок конкретными делами и поступками почувствует свою сопричастность к празднованию Дня Победы и испытает гордость за свою Родину.

Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и др.). Недостаток сведений семейных архивов учащихся компенсируется документальными свидетельствами интернет-сайтов «Подвиг народа», «Память народа», «Саксонские мемориалы», «Солдат.ru», «Бессмертный полк», ОБД «Мемориал».

Своеобразие и новизна: практическая часть курса ориентирована на формирование опыта работы с документами, умение анализировать и аккумулировать информацию; формирование навыков генеалогического исследования, соблюдение технологии поиска, если воин вернулся живым, убит, умер в госпитале, погиб в плену, пропал без вести. Кажется, что мы не изобретали ничего, что хотя бы раз не происходило. Но сохранение в каждой семье личной памяти о поколении, прошедшем через войну, – главная наша задача. Позиция педагога диалогична на протяжении создания и реализации проекта.

Технология поиска информации участника войны, вернувшегося живым, погибшего, пропавшего без вести

В январе 2015 г. началась поисковая работа. Привлекались к работе родители и родственники. В книге мы собрали материал не только о людях, воевавших на фронте, но еще и о тех, кто был в тылу и всеми силами помогал фронту; у нас есть рассказы и об узниках лагерей, а также о детях, которые с детства увидели все ужасы войны. Мы даже не подозревали, что можно узнать столько информации. Каждый год будут приходить новые ученики, они поднимут семейные архивы, и в Книгу памяти будут вписаны новые имена.

1. Первые шаги. Где искать: семейная память, интернет-ресурсы, архивы и военкоматы, поисковики, музеи, ветеранские организации.

1.1. Семейная память

Анализируем:

Устанавливаем:

Документы: письма, похоронки, свидетельства о рождении, браке; фотографии; истории болезни; автобиографии; воспоминания; наградные документы; военный билет, ветеранские книжки

Семейные предания

1. Фамилию, имя, отчество (с вариантами написания).

2. Дату, место рождения.

3. Место, дату призыва.

4. Учебные заведения, воинские части, в которых проходила служба (учеба) (номера полевых почт), звания.

5. Награды.

6. Факты ранения, нахождения в плену.

7. Однополчан, командиров.

8. Место гибели, организацию, выславшую извещение о смерти.

Поиск сведений дома. Прежде всего нужно точно знать фамилию, имя, отчество, год рождения и место рождения. Без этих сведений искать будет очень сложно. Место рождения должно быть указано в соответствии с административно-территориальным делением СССР в предвоенные годы. Соответствие между дореволюционным, предвоенным и современным административно-террито- риальным делением можно выяснить в Интернете[1].

Обычно нетрудно бывает выяснить время призыва и место проживания призывника. По месту проживания можно определить, каким районным военным комиссариатом (РВК) он был призван.

В первую очередь рекомендуется еще раз просмотреть все сохранившиеся документы, письма, фотографии, обращая внимание на номера воинских частей и полевых почтовых станций, даты, звания, названия населенных пунктов. Звания можно определить по знакам различия на сохранившихся фотографиях. Если звание неизвестно, то принадлежность к рядовому, командному и политическому составу можно приблизительно определить по воинской части, в которой военнослужащий состоял хотя бы некоторое время.

Если сохранились письма с фронта. Все письма с фронта просматривались военной цензурой, военнослужащие были об этом предупреждены, поэтому обычно в письмах не указывались названия и номера воинских частей, названия населенных пунктов. Первое, что нужно определить – номер полевой почтовой станции (ППС или «полевая почта»). По номеру ППС часто удается определить название воинской части[2].

1.2. Интернет-ресурсы. Базы данных

ОБД «Мемориал» – сведения о погибших воинах (http://obd-memorial.ru/ html/index.html).

«Подвиг народа» – сведения о наградах периода войны (http://www.podvig naroda.ru).

«Саксонские мемориалы» – сведения о погибших в плену на территории Германии (http://www.dokst.ru).

«Мемориал. Жертвы политического террора в СССР» – сведения о репрессированных, уточнение места рождения (призыва), в том числе по косвенным (родственники) данным (http://lists.memo.ru).

При поиске и анализе данных важно: искать по всем возможным сочетаниям данных и написаниям ФИО. Искать, постепенно уменьшая количество реквизитов. Сделать максимально широкую выборку поисковых результатов. Обратить внимание на автора и время создания документа, лежащего в основе результата. Соотнести полученные данные с современным административно-территори-альным делением. Учесть возможные ошибки в написании имен собственных.

1.3. Справочные ресурсы

Солдат.ru – справочники (в том числе – полевых почтовых станций), ссылки на интернет-ресурсы, памятка по поиску пропавших без вести, формы запросов (анкет): http://www.soldat.ru.

Википедия – краткие данные о времени формирования и действия воинских частей: http://ru.wikipedia.org.

Росархив – сведения, куда обращаться по конкретным направлениям поиска: http://archives.ru/faq/war.shtml.

Портал «Архивы России» – адреса архивов: http://www.rusarchives.ru.

2. Как и где искать, если: вернулся живым; убит, умер в госпитале, погиб в плену, пропал без вести.

2.1. Вернулся живым

Устанавливаем места службы

(конкретные части, подразделения, время нахождения в них):

– анализируем семейную память, устанавливаем по справочникам полевых почт номера соединений;

– обращаемся в военкомат;

– обращаемся в организацию, где работал (личное дело);

– изучаем базы данных «Подвиг народа» и ОБД «Мемориал», устанавливаем факты награждения (в составе какой части получены), факты ложного учета, как погибшего (в составе какой части в какое время).

Устанавливаем боевой путь:

1. Изучаем боевой путь интересующих нас воинских частей по интернет-источникам, книгам. Соотносим со временем нахождения в них искомого лица.

2. Устанавливаем связи с музеями данных воинских частей, а также с музеями, расположенными на территории боевого пути воинских частей. Можно обратиться в наиболее старые школы в районе места жительства вернувшегося с войны, ветеранские организации.

3. Если был факт ранения – делаем запрос в АВММ МО РФ, награждения – в ЦАМО, плена – ищем фильтрационное дело.

4. При необходимости уточнить конкретные этапы боевого пути – обращаемся в ЦАМО или др. центральный архив.

2.2. Убит

Сбор данных: место гибели, места службы

изучаем ОБД «Мемориал», уточняем место и дату гибели, захоронения;

– уточняем современное АТД места гибели, за сведениями о захоронении обращаемся в военкомат по месту захоронения;

– анализируем семейную память, устанавливаем по справочникам полевых почт номера воинских частей;

– обращаемся в военкомат (в какую часть призвали);

– изучаем базу данных «Подвиг народа», устанавливаем факты награждения (в составе какой части получены).

Устанавливаем боевой путь:

1. Делаем запрос в ЦАМО (др. архив) – подтверждаем факт гибели. Указываем реквизиты дела из ОБД «Мемориал».

2. Ищем место захоронения и историю последнего боя в Интернете. Устанавливаем связь с поисковиками и краеведами по месту захоронения.

3. Изучаем боевой путь интересующих нас воинских частей в Интернете, по книгам.

4. Устанавливаем связи с музеями данных воинских частей, а также с музеями, расположенными на территории боевого пути воинских частей, потомками однополчан.

2.3. Пропал без вести. Умер в плену

Сбор данных: место смерти, места службы

– изучаем ОБД «Мемориал», БД «Саксонские мемориалы», уточняем место и дату смерти, захоронения;

– устанавливаем современное АТД места смерти, за сведениями о захоронении на территории СНГ обращаемся в военкомат по месту захоронения;

– анализируем семейную память, устанавливаем по справочникам полевых почт номера воинских частей;

– обращаемся в военкомат (в какую часть призвали);

– изучаем базу данных «Подвиг народа», устанавливаем факты награждения (в составе какой части получены).

Устанавливаем боевой путь:

1. Делаем запрос в соответствующий архив (если обнаружена ссылка в базах, указываем ее реквизиты) или Красный крест (см. «Солдат.ru»).

2. Ищем место захоронения и историю лагеря в Интернете. Устанавливаем связь с муниципалитетом по месту захоронения (для СНГ – с поисковиками, краеведами).

3. Если до плена установлен факт ранения, обращаемся в АВММ МО РФ, награждения – обращаемся в ЦАМО (др. архив).

4. При необходимости уточнить конкретные этапы боевого пути – обращаемся в ЦАМО или др. центральный архив.

Поиск судьбы воина – достаточно длительное и нелегкое дело, которое не всегда приводит к достоверным и конкретным результатам. Но даже крупицы нового знания о человеке всегда ценны. Они навсегда будут включены в семейную историю, а если разместить их на сайте «Бессмертного полка», дополнят историю Великой Отечественной войны от первого лица.

Заключение

Нашим проектом мы хотим поименно поблагодарить и живущих рядом с нами ветеранов войны, тружеников тыла, детей военного Сталинграда, и тех, кто не вернулся с войны. Считаю, что была проделана огромная работа. В подготовку Книги с огромным энтузиазмом включились не только сами дети, но и родители, бабушки и дедушки. Были пересмотрены десятки семейных фотографий, опрошены многие родственники, которые что-либо помнили о войне. Некоторые семьи специально ездили в другие населенные пункты, чтобы собрать больше материала. Почти во всех семьях сведения о родственниках были собраны.

Работая над Книгой, ребята по-другому взглянули на историю страны. Они непосредственно ощутили сопричастность каждого человека к истории своей страны и поняли, что историю творят не только политики или правители, но и простые граждане, такие как их прабабушки и прадедушки. Сотрудничество детей и родителей, а также бабушек и дедушек дало возможность пообщаться нескольким поколениям в семьях, проявив интерес и уважение к старшему поколению, прикоснуться к семейной памяти.

Подводя итоги проделанной работе на классном часе, ребята высказали свое мнение о данном проекте. Но вначале, получив Книгу памяти в руки, каждый ученик стал искать свой рассказ, а затем более внимательно ребята стали рассматривать фотографии и читать статьи. Все пришли к единому мнению – работа была проделана нужная и важная как для самих ребят, так и для их родственников, особенно пожилых: ведь все, что сохранено в семьях бабушками и дедушками, небезразлично молодому поколению, не исчезнет, а сохранится и будет передаваться потомкам. Некоторые учащиеся высказали пожелание продолжить индивидуальные проекты в следующем году. Родители были благодарны за создание такой Книги. На родительском собрании родители обсуждали данный проект и очень высоко оценили работу всех участников.

Данный проект помог моим ученикам раскрыться с необычной стороны. Они получили возможность прикоснуться к истории своей Родины изнутри – с позиции человека и семьи, осознали важность и нужность каждого человека для своей страны, увидели необходимость сохранять историю для потомков.

Интернет-источники

«Бессмертный полк». Патриотический проект по увековечиванию памяти павших в боях Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. URL: http://moypolk.ru (дата обращения: 01.05.2015).

Жертвы политического террора в СССР. [Электронный ресурс]. URL: http://lists. memo.ru (дата обращения: 04.10.2015).

«Мемориал». Обобщенный банк данных о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период [Электронный ресурс]. URL: http://obd-memorial.ru/html/index.html (дата обращения: 12.10.2015).

«Память народа». Электронный портал архивных документов и документов о потерях и награждениях солдат и офицеров в войнах. [Электронный ресурс]. URL: https://pamyatnaroda.mil.ru/heroes/ (дата обращения: 09.10.2015).

«Подвиг народа». Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» [Электронный ресурс]. URL: http://www.podvignaro da.ru/?#tab=navHome (дата обращения: 14.10.2015).

Портал «Архивы России». Федеральное архивное агентство [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusarchives.ru (дата обращения: 15.09.2015).

Росархив. Федеральное архивное агентство [Электронный ресурс]. URL: http:// archives.ru/faq/war.shtml (дата обращения: 18.09.2015).

«Саксонские мемориалы в память жертвам II мировой войны». Центр документации. г. Дрездена [Электронный ресурс]. URL: http://www.dokst.ru/main/content/o-tsentre/proekty/tekushchie-i-zavershennye-issledovatelskie-proekty-tsentra-dokumentatsii (дата обращения: 02.10.2015).

«Солдат.ru». База данных погибших в Великой Отечественной войне. [Электронный ресурс]. URL: http://www.soldat.ru (дата обращения: 20.09.2015).

[1] Справочник административного деления СССР в 1939–1945 гг. на сайте «Солдат.ru».

[2] «Справочник полевых почтовых станций РККА в 1941–1945 годах», «Справочник войсковых частей – полевых почт РККА в 1943–1945 годах» на сайте «Солдат.ru».