Ситуация нравственного выбора как средство педагогической поддержки становления нравственной позиции старшеклассника


скачать Автор: Бейтуганова М. С. - подписаться на статьи автора
Журнал: Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала

В статье рассматривается ситуация нравственного выбора как специфическое средство педагогической поддержки становления нравственной позиции старшеклассника. Обоснованы виды ситуаций: ситуация-включе-ние, ситуация-анализ, ситуация-действие, способствующие формированию у старшеклассников готовности к нравственному выбору на содержании литературного образования.

Kлючевые слова: нравственное воспитание, нравственная позиция, ситуация нравственного выбора, педагогическая поддержка.

THE SITUATION OF MORAL CHOICE AS A TOOL OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF FORMATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN’S MORAL POSITION

Madina S. Beituganova

The article considers the situation of moral choice as a tool of pedagogical support of formation of senior schoolchildren’s moral position. The author provides different types of situations such as situation-inclusion, situation-analysis, situation-activity which contribute to formation of readiness to moral choice based on literature education.

Keywords: moral education, moral position, situation of moral choice, pedagogical support.

Сложность нравственного воспитания заключается в том, что становление устойчивой нравственной позиции воспитанника не зависит напрямую от реализуемой педагогом воспитательной системы или используемых им воспитательных технологий. Устойчивая нравственная позиция личности – это результат самовоспитания, самостоятельного и ответственного следования общечеловеческим нормам поведения через совершение нравственных поступков, и в этом педагог не может предложить воспитаннику готовых ответов и решений. Вместе с тем трудно переоценить роль своевременной и эффективной педагогической поддержки воспитанников в развитии их нравственного опыта.

Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что становление нравственной позиции личности происходит главным образом через переживание ситуаций нравственного выбора. Как некоторая «остановка бытия», «точка бифуркации», ситуация нравственного выбора требует от человека самопреодоления, отказа от собственных желаний и интересов, сознательного усилия над собой ради блага окружающих. Нравственный образ жизни, опыт нравственного поведения может быть присвоен воспитанником только через переживание ситуаций выбора, в которых он чувствует нехватку собственного опыта и в связи с этим остро нуждается в поддержке, помощи взрослого.

Педагогическая поддержка в ситуации нравственного выбора является особенно актуальной в юношеском возрасте, для которого характерны рост самостоятельности и самосознания, активный мировоззренческий поиск и самоопределение, удовлетворение потребности в самоутверждении в мире взрослых и в самореализации. В ранней юности человек решает не только «кем быть», но и «каким быть», утверждается мир его нравственных понятий. Одновременно с важнейшим аспектом самоопределения старшеклассника – выбором будущей профессии – в юношеском возрасте происходит самоопределение человека в мире морально-этических ценностей. Юность – это напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения.

Педагогическая поддержка старшеклассника в ситуации нравственного выбора – это деятельность педагога по стимулированию воспитанников к выявлению и реализации своих внутренних сил в процессе принятия ответственного решения, по воспитанию у них опыта совершения нравственных поступков. Точечная и своевременная педагогическая поддержка в ситуации нравственного выбора – необходимое условие становления нравственной позиции воспитанников, развития их готовности к самостоятельным ответственным действиям и свободному нравственному выбору.

Интегративным средством педагогической поддержки развития нравственного опыта воспитанников выступает ситуация нравственного выбора. Конструирование и реализация в образовательном процессе ситуаций нравственного выбора предполагает, во-первых, выявление отличительных признаков такой ситуации и особенностей поведения человека, оказавшегося перед необходимостью нравственного выбора; во-вторых, определение сущностных характеристик готовности личности к нравственному выбору, поскольку необходимо учитывать тот факт, что воспитанники готовы к совершению нравственного поступка в различной степени.

В настоящий момент в психологии и педагогике накоплен опыт исследования поведения человека в ситуации нравственного (морального) выбора (В. И. Бакштановский, В. Е. Василюк, И. И. Дереча, О. Г. Дробницкий, В. В. Зайцев, Е. Р. Калитеевская, Е. А. Кострюкова, Н. Н. Крутов, Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, Н. Ф. Наумова, Н. В. Пилипко, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, А. И. Титаренко и др.).

В ситуации нравственного выбора актуализируется фундаментальное личностное свойство – избирательность, которая представляет собой «потребность и способность делать выбор ценностей, поступков, решений, адекватно реагировать на события, информацию, действия окружающих, внешние требования, <…> она выступает своего рода механизмом нравственного действия (поступка), всегда предполагающего выбор или хотя бы виртуальную возможность его» [Сериков 2007: 6]. Нравственный выбор – это латентный механизм нравственного взросления человека. Выступая в качестве механизма формирования нравственных качеств, ситуации нравственного выбора способствуют раскрытию внутренних возможностей воспитанника.

Источником возникновения ситуаций нравственного выбора выступает некое противоречие, имеющее личностную значимость. Главной движущей силой в ситуации выбора является стремление к наиболее полной реализации в своем поведении нравственных образцов, идеалов человечества, удовлетворение потребности в самореализации, самоутверждении, потребности «быть и оставаться человеком» в любых обстоятельствах.

Деятельность человека в ситуации нравственного выбора может быть обобщенно представлена последовательностью следующих тесно взаимосвязанных и преимущественно когнитивно-эмоциональных процедур: столкновение с нравственной проблемой, противоречием; осознание мотивов предстоящего выбора; определение потенциальных вариантов выбора; прогнозирование последствий каждого из потенциальных вариантов выбора; соотнесение потенциальных вариантов выбора и их последствий с собственными нравственными представлениями; определение предпочтительного варианта выбора; принятие ответственности за предстоящий выбор; принятие решения и определение способа его воплощения; реализация принятого решения в поступке; рефлексия по поводу принятого решения.

Результатом принятия ответственного решения в ситуациях нравственного выбора является выработка системы смыслов, определяющей приоритеты человека в поведении, в отношении к окружающей действительности, к конкретным людям и самому себе.

Исследование показывает, что школьники обладают различной степенью готовности к совершению нравственного выбора. По словам И. А. Колесниковой, каждый человек «находится на разной “стартовой точке” готовности к духовным и нравственным проявлениям» [Колесникова 2008: 28]. И. С. Кон отмечал, что поведение личности в ситуации морального выбора, нравственной дилеммы «зависит не только от того, как она понимает стоящую перед ней проблему, но и от ее психологической готовности к тому или иному действию» [Кон 1989: 209].

Готовность к нравственному выбору – это качество личности, которое выражается в способности к принятию ответственного решения в ситуации нравственного выбора и к воплощению этого решения в нравственном поступке. Как сложное, полифункциональное качество личности готовность к нравственному выбору играет важную роль в ее развитии, поскольку обеспечивает становление целостной системы нравственных убеждений и устойчивой нравственной позиции.

Проявление готовности к нравственному выбору можно обнаружить в особенностях поведения в ситуации нравственного выбора. Во-первых, это качество проявляется в умении выявлять нравственное противоречие, лежащее в основе ситуации нравственного выбора, а также в целостности системы представлений об общечеловеческих ценностях (добро, истина, красота, долг, честь, ответственность, достоинство, справедливость, гуманность, сострадание и др.). Кроме того, исследуемое качество личности обнаруживается в возникновении эмоционального отклика на нравственное противоречие, который свидетельствует о наличии потребности в самоутверждении и самореализации. Во-вторых, готовность к нравственному выбору обнаруживается в знании возможных вариантов выбора, в умении определять предпочтительный вариант выбора после соотнесения всех возможных вариантов с собственными нравственными представлениями и прогнозирования последствий, и, наконец, в способности принимать ответственное решение. В-третьих, исследуемое качество личности проявляется в умении реализовывать принятое решение в конкретном нравственном поступке и рефлексировать по поводу этого поступка.

Как отмечалось ранее, в качестве интегративного средства педагогической поддержки выступает ситуация нравственного выбора, когда воспитанник оказывается перед необходимостью выбора между трудным, малоприятным, но нравственным и легким, доставляющим удовольствие, но безнравственным. Способ реализации ситуаций – диалог, который строится на основе последовательных опорных вопросов, раскрывающих специфику конкретной ситуации выбора. Этот диалог может развиваться как в устной форме (например, в беседе или в устном высказывании в ходе семинаров), так и в письменной (например, в создании старшеклассниками сочинений разных жанров).

Предметно-деятельностной основой педагогической поддержки старшеклассников в ситуации нравственного выбора в нашем исследовании является содержание литературного образования на старшей ступени общего образования (базовый и профильный уровни). Изучая творчество классиков русской литературы (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. И. Куприна, А. М. Горького, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, М. А. Булгакова, М. А. Шолохова, А. И. Солженицына, В. Г. Распутина и др.), старшеклассники по одной и той же логике анализируют ситуации нравственного выбора, с которыми сталкиваются литературные герои, и пытаются проецировать эти ситуации на свою собственную жизнь. Таким образом, содержание ситуаций нравственного выбора, с которыми столкнулись вымышленные персонажи (литературные герои), включается в контекст жизнедеятельности воспитанников, а присвоенный нравственный опыт включается в содержание образования и воспитания как вид личностного опыта.

Реализация ситуации нравственного выбора предполагает последовательность трех ситуаций различных видов. Каждая из них соответствует определенным действиям человека в ситуации нравственного выбора и направлена на развитие трех структурно-функциональных компонентов готовности к нравственному выбору.

Первый вид ситуаций – ситуация-включение. Она направлена на развитие ценностно-мотивационного компонента готовности личности к нравственному выбору и соотносится с такими процедурами выбора, как столкновение с нравственной проблемой и осознание мотивов предстоящего выбора. В ходе реализации таких ситуаций происходит введение старшеклассника в проблему, являющуюся основой конкретной ситуации нравственного выбора, выявление круга нравственных, морально-этических категорий, которые в ней затрагиваются. В процессе развития ситуации-включения у старшеклассников возникает эмоциональный отклик на нравственную сущность противоречия. Педагог оказывает им поддержку в четком осознании мотивов выбора, в стремлении руководствоваться интересами других.

Второй вид ситуаций – ситуация-анализ, она ориентирована на развитие когнитивного компонента готовности старшеклассника к нравственному выбору. Эти ситуации соотносятся с такими процедурами выбора, как определение потенциальных вариантов выбора; прогнозирование их последствий; соотнесение вариантов выбора и их последствий с собственными нравственными представлениями; определение предпочтительного варианта; принятие ответственности за предстоящий выбор; принятие решения и определение способа его воплощения. Ситуация-анализ реализуется с целью оказания поддержки в формировании у старшеклассников умения принятия ответственного решения. Педагогическая поддержка направлена на определение потенциальных вариантов выбора, способы получения и систематизации необходимой информации. Этот вид ситуаций предполагает развитие у старшеклассников умения соотносить варианты выбора с собственными нравственными представлениями, прогнозировать последствия выбора как для себя, так и для окружающих.

Третий вид ситуаций – ситуация-действие. Данный вид ситуаций направлен на развитие операционально-рефлексивного компонента готовности к нравственному выбору и соотносится с такими процедурами выбора, как реализация принятого решения в конкретном поступке и рефлексия по поводу принятого решения.

Предлагаем примеры реализации ситуаций нравственного выбора в качестве средства педагогической поддержки развития нравственной позиции старше-классников в процессе изучения произведений А. Н. Островского «Гроза», Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и В. Г. Распутина «Прощание с Матерой». Диалог со старшеклассниками может проводиться на основе нижеследующих опорных вопросов.

А. Н. Островский «Гроза» (Катерина: противоречие между любовью и долгом).

Ситуация-включение. Какое противоречие лежит в основе выбора Катерины? Каковы истоки возникновения этого противоречия? (И следование долгу, и следование своему чувству имеют одни и те же корни – народное мировосприятие, патриархальные ценности.) Что олицетворяет собой образ Катерины, а что – образ Марфы Игнатьевны Кабановой? Какие качества их сближают? Какие нравственные, морально-этические ценности затрагиваются в данной ситуации? Какими мотивами руководствуется Катерина в своем выборе? Понимает ли она, как последствия ее выбора могут отразиться на ней и на окружающих? Какие чувства вызывает у героини ситуация, в которой она оказалась?

Ситуация-анализ. Какие варианты выбора возможны в данной ситуации? Видит ли Катерина возможные последствия каждого из этих вариантов? Какой из вариантов она считает нравственным? Почему Катерина уступает своему чувству, несмотря на то, что осознает пагубность своего решения? В чем нравственная сила Катерины? Какое решение вы считаете приемлемым для себя? Было ли решение Катерины взвешенным и ответственным? Как последствия выбора сказались на Катерине и окружающих ее людях?

Ситуация-действие. Можете ли вы назвать поступок Катерины нравственным? Можете ли вы сказать, что Катерина вела себя достойно в сложившихся обстоятельствах? Что подтолкнуло героиню к самоубийству? Как с точки зрения верующего человека можно оценить сцену покаяния Катерины? (За покаянием следует прощение.) Кто из героев осуждает Катерину? Почему? Как автор относится к своей героине? Как соотносятся поступки Катерины и Татьяны Лариной? (Нравственная сила Катерины заключается в следовании чувству, а нравственная сила Татьяны – в следовании долгу; они обе остаются верными себе.)

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Родион Раскольников: противоречие между желанием превосходства над людьми и самоотверженной любовью к ним).

Ситуация-включение. Какое противоречие лежит в основе характера Раскольникова? Что привело Раскольникова к данной ситуации? Какие нравственные, морально-этические ценности затрагиваются в выборе, который совершается героем? Что заставляет его совершить этот выбор? Чем он руководствуется, принимая решение? Какие чувства вызывает у героя эта ситуация?

Ситуация-анализ. Какие варианты выбора возможны для Раскольникова в данной ситуации? Какова роль снов Раскольникова в принятии решения и его последующей оценке? Как относится герой к возможным последствиям каждого из вариантов? Почувствовал ли Раскольников себя свободным, приняв решение? Какие обстоятельства помогли Раскольникову реализовать решение и почему? Каких последствий ожидал Раскольников от своего решения?

Ситуация-действие. Как преступление Раскольникова изменило его жизнь и жизнь окружающих? Кто еще стал жертвой этого преступления? Кто привел Раскольникова к духовному возрождению? В чем нашел свое спасение Раскольников? В чем видит автор главное преступление Раскольникова? В чем заключается смысл финала романа «Преступление и наказание»?

В. Г. Распутин «Прощание с Матерой» (Дарья Пинигина: противоречие между любовью к своему дому, верностью многовековому укладу крестьянской жизни и необходимостью приспособиться к условиям новой жизни).

Ситуация-включение. Какое противоречие лежит в основе выбора, который должна сделать Дарья? Почему можно утверждать, что в образе Дарьи воплощен нравственный идеал русского человека? Что свидетельствует о нравственной красоте героини повести Распутина? Кто является нравственным антиподом героини? Почему она не находит поддержки у своих детей? В ряд каких литературных героев можно включить Дарью Пинигину? Почему она так остро переживает сложившуюся ситуацию?

Ситуация-анализ. Какие ценности выбирают в данной ситуации другие герои? К чему может привести этот выбор? В чем нравственная ценность решения, принятого героиней? Как может поступить человек, лишенный возможности спасти то, что ему дорого? Как в этой ситуации поступает Дарья? Каких литературных героев, оказавшихся в такой же ситуации, вы можете назвать?

Ситуация-действие. До каких масштабов расширяется нравственный конфликт повести? Как влияет на других героев совершенное ими предательство? Какие символы помогают понять авторский замысел? Как вы понимаете смысл открытого финала повести?

Опыт реализации данных видов ситуаций в процессе анализа нравственного выбора литературных героев различных художественных произведений позволил предположить, что возможно создание обобщенной, базовой серии опорных вопросов для построения диалога со старшеклассниками, раскрывающего сущность ситуаций нравственного выбора, с которыми они сталкиваются в реальной жизни.

Ситуация-включение. Какое противоречие лежит в основе данного выбора? Сталкивался ли ты с таким противоречием ранее? Какие нравственные, морально-этические ценности затрагиваются в данной ситуации? Что заставляет героя совершить этот выбор? Какие чувства вызывает у тебя данная ситуация?

Ситуация-анализ. Какие варианты выбора возможны в данной ситуации? Каковы возможные последствия каждого из этих вариантов? Какой из вариантов ты считаешь нравственным? К какому решению ты склоняешься? Является ли это решение взвешенным и ответственным? Какие способы реализации принятого решения существуют? Какой из них ты предпочитаешь?

Ситуация-действие. Какой поступок стал результатом принятого тобой решения? Можешь ли ты назвать свой поступок нравственным? Как твой поступок повлиял на твою жизнь и жизнь окружающих? Какой опыт ты извлек из этой ситуации? Если такая ситуация возникнет снова, примешь ли ты такое же решение? Почему?

Использование ситуаций нравственного выбора в образовательном процессе в качестве инструмента педагогической поддержки дает возможность точечно и конкретно влиять на процесс становления устойчивой нравственной позиции воспитанников, позволяет сформировать у них убеждение в том, что следование нравственным нормам – единственно возможный способ поведения в спорной жизненной ситуации.

Литература

Колесникова И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 27–30.

Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя. – М., 1989. – 406 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М., 1999. – 487 с.

Сериков В. В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность // Педагогика. – 2007. – № 10. – С. 5–9.

Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учеб. пособ. для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М., 1995. – 286 с.