Творческое саморазвитие. Размышляя о самом себе…


скачать Автор: Бугакова Е. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2016 Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Январь 2017

В данной статье представлены методические рекомендации по разработке этических занятий в креативном образовании на основании результатов исследования.

Kлючевые слова: творчество, креативное образование, этические беседы.

CREATIVE SELF-DEVELOPMENT. REFLECTING ABOUT ONESELF…

Ekaterina V. Bugakova

The article provides the methodological recommendations for working out the ethical lessons in creative education based on the results of the research.

Keywords: creativity, creative education, ethical dialogues.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы… В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни…»

Доказано, что главной составляющей креативного образования является прагматический элемент, то есть изначальное понимание, что именно нужно создавать, зачем, для кого и как нужно что-то создавать. Поэтому творчество всегда первично, а в креативном продукте оно подчинено прагматической цели. В связи с этим потребовалась организация креативного образования в соответствии с этическими нормами, что позволило старшекласснику накапливать индивидуальный познавательный опыт, стать субъектом собственной образовательной деятельности и, следовательно, избежать кризиса креативности [Рындак 2010: 238–247].

Теоретический анализ, результаты опытно-поисковой работы позволили нам выявить, что большим воспитательным потенциалом обладают этические беседы, главным назначением которых явилось помочь старшеклассникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у них твердую нравственную позицию. Они проводились систематически, раскрывая сущность таких этических понятий, как совесть, ответственность, достоинство, толерантность, бережное отношение к природе и т. д. [Бугакова 2013].

Выбор темы зависел от ситуации, сложившейся в классе, коллективе (равнодушное отношение друг к другу, неприязнь и вражда между детьми различных национальностей); от особенностей представления учащихся о нормах морали (часто они относят ложное товарищество к истинной дружбе, не различают честность и ябедничество). Это может быть следствием того, что учащимся не хватало соответствующих знаний и социального опыта.

В этические беседы мы включали инсценировки, чтение отрывков из художественной литературы, но при этом преобладали живой обмен мнениями, диалог, обсуждение отношения к этическому понятию.

Обобщенно структуру этической беседы мы представляем следующим об-разом:

1. Вступление (это могут быть слово учителя/классного руководителя, высказывание-афоризм, чтение стихотворение и др.).

2. Основная часть (зачитываются и сопоставляются два противоположных по смыслу примера, вокруг которых выстраивается беседа, дискуссия). Для того, чтобы сделать обобщение, учитель просит учащихся вспомнить случаи из жизни современников, литературных героев. В завершение работы дается определение понятия.

3. Подведение итогов. Заключительное слово учителя/классного руководителя. На этом этапе беседы могут быть сформулированы правила, памятка совместно с учащимися [Бугакова 2012: 1–3].

Приведем одну из разработок этического урока (пример этической беседы).

Тема: «Творческое саморазвитие. Размышляя о самом себе…»

Цель: Формирование этических понятий, а именно: толерантность, доброта, гражданственность, самостоятельность, ответственность.

Задачи:

- совершенствование таких качеств у старшеклассников, как самостоятельность, собранность, работоспособность, умение сотрудничать, умение работать в творческой группе, сплочение классного коллектива;

- формирование таких качеств, как толерантность, доброта, гражданственность;

- развитие умений находить информацию, анализировать, применять ее по назначению, доносить информацию, держаться на публике, работать в команде, ставить четкие цели и распределять обязанности в рабочей группе.

Методы: этический диалог, конфликтные ситуации.

Форма: творческая гостиная.

Материалы: презентация, видеоролик, раздаточный материал.

План:

1. Вступление.

2. Основная часть. Этический диалог. Конфликтные ситуации. Выбор изречений, суждения о них. Просмотр видеоролика «Интервью с мудрецом».

3. Подведение итогов. Рефлексия творческой мастерской («Дерево мыслей»).

1. Вступление

Добра и зла житейские приметы.

Меж ними очень узенький порог…

В. Федоров

Педагог: У меня в руках обычный лист бумаги. Что с ним можно сделать? Можно сделать самолетик, журавлика, написать имя любимой девушки или парня, а можно смять, порвать, втоптать в грязь или написать оскорбительные слова соседу по парте. Делают и то, и другое. От чего это зависит? От того, насколько добр человек или зол. И каждый из нас и добрые дела делает, и злится.

А как вы, ребята, считаете, что является причинами добра и зла? Что заставляет человека выбирать зло или добро? (обсуждение, обобщение)

Резюме: причинами совершения добрых и злых поступков является потребность самоутверждения. Человек – существо целостное: в нем есть и светлое, и темное, как в мире есть день и ночь, есть чистое и грязное. Человек выбирает… Он может выбрать созидание, он может выбрать разрушение. Но и у той и другой силы есть начало. Это начало – самоутверждение (слайд).

А что значит быть добрым в отношении одноклассников? (ответы старшеклассников)

Резюме: быть добрым значит быть терпеливым и снисходительным, допускать другое ви́дение и мнение, то есть быть толерантным.

2. Основная часть

«Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей» (слайд).

В контексте темы нашего занятия получается, что человек родится, чтобы «деять» (творить, делать) доброе в жизни. Деять добро – добродетель. Толерантность – это тоже добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

И добродетельным можно назвать человека, в мыслях и поступках которого царит доброе начало.

Требуются ли для этого усилия самого человека? Почему и в чем?

Подумайте, чью позицию в следующих высказываниях вы поддерживаете? Приведите в поддержку выбранного изречения свои аргументы.

(Высказывания записаны на слайде.) (Работа ребят в группах.)

1) «Нетрудно быть добродетельным там, где ничто этому не препятствует» (Овидий).

2) «Понятие добродетели предполагает трудность и борьбу, добродетель не может существовать без противодействия» (М. Монтень).

3) «Основа всякой добродетели и всякого достоинства заключается в способности человека отказываться от удовлетворения своих желаний, когда разум не одобряет их» (Дж. Локк).

Все высокое лежит в наших повседневных поступках, и потому важно осмысливать себя именно в них.

И пусть напутствием в дальнейшем вам послужат слова французского философа XVI в. Мишеля Монтеня: «Добродетель требует, чтобы ее соблюдали ради нее самой; и если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью» (слайд).

Упражнение «энергизатор» (задание с листом бумаги, требующее от ребят креативного подхода и направленное на их творческое саморазвитие).

Упражнение «Как быть толерантным в общении».

Педагог: Неправильно переданная информация или непонятый смысл слов вызывает конфликты. Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций – кто-то обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?

Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых оби­дели. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно вый­ти из ситуации. Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.

Схема достойного выхода из ситуации (представлена на слайде и в раздаточном материале):

1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребя­тах...»

2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «...я почувствовал себя неудобно...»

3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «...поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей...»

4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: «...тогда я буду прислушиваться к твоим замечани­ям».

Участники группы высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным и почему.

Резюме: управление конфликтом – это в первую очередь управление собственным эмоциональным состоянием.

И уже становится понятным, что человек, который умеет быть добрым, понимающим, радоваться жизни, менее склонен к конфликтам и демонстрирует толерантное поведение (вниманию старшеклассников представлен видеоролик «Интервью с мудрецом»).

3. Подведение итогов (рефлексия творческой мастерской)

– А в завершение нашей встречи на маленьком листочке с клеящимся основанием напишите пожелание в одно слово одноклассникам, учителям, просто людям и прикрепите его к «Дереву добрых мыслей». Пусть это будет нашим сегодняш­ним вкладом в дело созидания».

Сами старшеклассники так оценивали значимость этических уроков: «Уроки этики помогают понять жизнь, разобраться в сложных проблемах» (Петр И.), «Этическая грамматика помогла мне понять себя, увидеть хорошее в других» (Татьяна В.), «Такие занятия важны так же как математика, история, физика. Они даже важнее этих уроков, потому что это уроки жизни» (Мария К.).

Как показало исследование, решение этических ситуаций благоприятствовало развитию умения сделать правильный выбор, научило старшеклассника применять теоретические знания об этических нормах в практической деятельности. Решение этических задач, дилемм позволило старшеклассникам приобрести опыт ведения дискуссии, уважение к позиции собеседника; знание этических, духовно-нравственных понятий.

Литература

Бугакова Е. В. Творческое саморазвитие старшеклассника в креативном образовании: монография. – Оренбург : НОУ ВПО МТИ «ВТУ», Экспресс-Печать, 2013. – 220 с.

Бугакова Е. В. Взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника: теория и опыт. Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). – Чита : Молодой ученый, 2012. – С. 1–3.

Рындак В. Г. Гуманистические ценности креативного образования. Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. – Екатеринбург : СВ-96, 2010. – Вып. 6. – С. 238–247.