Аксиологический подход в развитии творческих способностей современного подростка


скачать Автор: Гаврилова А. О. - подписаться на статьи автора
Журнал: Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала

Обоснована актуальность применения аксиологического подхода в процессе развития творческих способностей современного подростка. Рассмотрены категории «аксиология», «ценность», «этнокультурные ценности», «ценностное взаимодействие», «творческая деятельность», «развитие творческих способностей». Дано авторское определение понятия «ценностное взаимодействие» в контексте творческого развития личности подростка. Выделены и описаны уровни реализации аксиологического подхода как основополагающего методологического инструментария и ценностной стратегии в образовании и воспитании. Выявлен потенциал аксиологического подхода в развитии творческих способностей современного подростка. Данный потенциал характеризуется духовно-творческой, высоконравственной диалогической природой; гуманистической направленностью; возможностью включения подростка в продуктивное ценностное взаимодействие с русской народной культурой. Определена специфика процесса развития творческих способностей подростка с позиций аксиологического подхода.

Kлючевые слова: аксиологический подход, творческие способности, ценность, ценностное взаимодействие, творческая деятельность, потенциал, подросток.

AXIOLOGICAL APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF A MODERN TEENAGER’S CREATIVENESS

Alina O. Gavrilova

The author shows the significance of axiological approach in the process of the development of a modern teenager’s creativeness. The article considers such categories as ‘axiology’, ‘value’, ‘ethnocultural values’, ‘axiological interaction’, ‘creative activity’, ‘development of creativeness’. The author gives her own definition of the term ‘axiological interaction’ in the context of creative development of teenager’s personality. The article determines and describes the levels of realization of axiological approach as basic methodological tools and axiological strategy in education. The author reveals the potential of axiological approach in the development of a modern teenager’s creativeness. This potential is defined by spiritual and creative, highly-moral dialogical nature; humanistic tendency; the possibility of teenager’s inclusion in productive axiological interaction with Russian culture. The specific character of the process of the development of a modern teenager’s creativeness is given in the article.

Keywords: axiological approach, creativeness, value, axiological interaction, creative activity, potential, teenager.

Современный этап развития социокультурной среды характеризуется усиливающимися кризисными явлениями, связанными с постоянным активным поиском ценностного наполнения жизни и стратегии творческого развития нового поколения. Утверждение приоритета этнокультурных ценностей в общественном сознании заставило по-новому взглянуть на концепцию современного образования, сформировать инновационное педагогическое мышление, что в свою очередь требует такого конструирования образовательного процесса, которое отвечало бы вызовам современной реальности, запросам информационного общества и творческой самореализации личности.

Актуальным становится применение аксиологического подхода в процессе развития творческих способностей современного подростка. Интенсивное развитие аксиологического подхода обусловлено его гуманистическим характером и гуманитарной направленностью в организации современного образовательного процесса. Необходимость реализации аксиологического подхода в развитии творческих способностей подростков обусловлено рядом факторов, связанных с необходимостью формирования у обучающихся духовно-нравственных, ценностных установок и ориентаций, устойчивой системы ценностей, в которой системообразующим ядром являются этнокультурные ценности; воспитания высокой духовной культуры личности, без которой становится невозможным процесс творческого развития личности; внутренней мотивации к продуктивной созидательной деятельности. Вследствие этого реализация аксиологического подхода в образовательном процессе позитивно не только повлияет на развитие творческих способностей подростка, но и будет способствовать эффективному развитию современной системы художественного образования и эстетического воспитания. Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы развития творческих способностей подростка позволяет рассматривать данный процесс как социокультурный феномен, основанный на этнокультурных ценностях, который находит отражение в основных категориях этого подхода.

С целью более глубокого научного осмысления методологических оснований аксиологического подхода обратимся к исследованию ключевых понятий.

В философском словаре под редакцией А. А. Ивина аксиология определяется как философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», ее характеристики и онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений [Философия… 2009]. Во Всемирной энциклопедии под редакцией А. А. Грицанова понятие «аксиология» трактуется как философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам [Всемирная… 2001]. Понятие ценности является ключевым в аксиологии, оно положило начало специфической сфере философского знания, науки, исследующей природу ценностей, их сущностные характеристики, место и роль в бытии личности, структурные компоненты системы ценностей, отличительные особенности различных ценностных систем. Данная категория является основополагающей в межличностных отношениях на субъект-субъектном уровне, когда речь идет о соотношении ценностных систем личности и о принятии другого субъекта социокультурного взаимодействия как ценности. В данном контексте личность обучающегося рассматривается как ценность и цель образования. Философский словарь под общей редакцией В. Е. Кемерова квалифицирует категорию «ценность» как сложившуюся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемую людьми форму их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое [Современный… 1998]. В современной научной литературе категория ценности рассматривается как принадлежность духовной культуры (А. Г. Здравомыслов); жизненные ориентиры человека (В. Н. Сагатовский); характеристика взаимосвязи природных и социокультурных явлений с потребностями субъекта (Ю. Д. Гранин); механизм нравственной регуляции (И. Л. Зеленкова); основания целеполагания (А. Н. Кочергин). Раскрывая необходимость введения понятия ценности в науку, философская школа В. П. Тугаринова акцентирует внимание на том, что значимость данного термина возникает тогда, когда появляется субъект (человек), определивший свое отношение к фактам, явлениям, объектам, то есть объективной существующей реальности. По мнению Л. В. Баевой, ценностная сфера является главным выражением субъективности, связанной с переживаниями социокультурной реальности отдельной личностью [Баева 2004]. Следовательно, категория «ценность» является основополагающей в исследовании развития творческих способностей подростка как субъекта творчества, которое является ценностным ресурсом культуры.

Аксиологический подход рассматривается учеными как философско-педагогическая стратегия, позволяющая реализовать профессиональные аксиологические ориентации в системе образования; формировать знания о личностных, общечеловеческих, этнокультурных ценностях (Ю. В. Артюхович, П. П. Блонский, С. И. Гессен, П. Ф. Каптерев, А. П. Нечаев, И. А. Сикорский, В. А. Сластенин, К. Д. Ушинский). Аксиологический подход в педагогической науке и образовательной практике определяется как важнейший компонент устойчивого социокультурного развития (В. И. Бойко, Г. П. Выжлецов, Ю. М. Плюснин); ключ к решению проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания личности (М. С. Каган, Н. С. Розов), необходимое условие исследования феноменологии ценностных систем человека (В. Г. Алексеева, М. И. Бобнева), источник формирования новейшего тезауруса, научно обоснованного практического конструирования и теоретической разработки новой парадигмы образования (Н. М. Вознесенская, А. В. Кирьякова, В. В. Краевский), основа для ретроспективного анализа философских и педагогических систем, сравнительной педагогики и философии образования (Т. К. Ахаян, Е. П. Белозерцев, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин).

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, продуктивно взаимодействующего мира, личностей, культур, творческих концептов. Реализация аксиологического подхода в процессе развития творческих способностей современного подростка обеспечивает базу для продуктивного творческого ценностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

В педагогической науке под взаимодействием понимается целенаправленное, систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий субъектов образования с определенной целью (этнокультурного воспитания, развития творческих способностей, формирования этнокультурной компетентности и т. д.). Педагогическое взаимодействие характеризуется гуманистической направленностью и базируется на принятии индивидуальных интересов субъектов данного взаимодействия (И. В. Власюк, А. П. Тряпицына), условии аксиологической ориентированности субъекта образования на социокультурные ценности (Т. К. Ахаян, А. В. Кирьякова) и актуализации субъектности личности (Н. М. Борытко, В. В. Горшкова). Процесс взаимодействия исследуется как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение индивидуально-личностными смыслами деятельности, творческим опытом, эмоциональным состоянием, ценностными установками и ориентирами (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская). Категория «взаимодействие» понимается как воздействие вещей друг на друга с целью отображения множественных различных взаимосвязей между различными объектами, характеристики форм субъективного события, индивидуально-личностной деятельности и процессов познания. Взаимодействие как целенаправленный активный процесс охватывает прямые и опосредованные отношения между субъектами и системами (В. Е. Кемеров).

Согласно И. В. Власюк, аксиологический подход позволяет вычленить не только внешнюю сторону процесса взаимодействия субъектов образования в развивающемся социуме, но и внутреннюю, характеризующуюся актуализацией субъектной позиции всех участников процесса, а также наиболее значимые линии взаимодействия в триаде «учитель – ученик – родители». При этом под ценностным взаимодействием субъектов образовательного процесса понимается особый уровень взаимодействия, который характеризуется ориентационно-ценностным единством в целях, методах, идеях, позициях и отношениях к подростку как к ценности и развивающейся личности. Ценностное взаимодействие является одним из стержневых компонентов воспитательного потенциала, резервом, механизмом наращивания данного потенциала как динамического образования, зависящего от характера взаимодействия субъектов образовательного процесса [Власюк 1998]. Таким образом, реализация аксиологического подхода сопровождается продуктивным ценностным взаимодействием субъектов образовательного процесса с целью взаимообмена творческим опытом. В контексте нашего исследования под ценностным взаимодействием понимается целенаправленное взаимообогащение творческим опытом, сопровождающееся созданием педагогом развивающего этнокультурного образовательного пространства, которое характеризуется активизацией субъектной позиции «Я-созидателя» участников образовательного процесса в выработке единых творческих ценностей-целей, средств и методов образования и воспитания.

Процесс развития творческих способностей подростка с позиций аксиологического подхода исследуется как целенаправленный процесс индивидуально-личностного самосовершенствования субъекта творческой и культуротворческой деятельности на основе этнокультурных ценностных систем, потребности в духовно-творческом развитии, формирования личности и ее внутреннего мира в контексте патриотически обусловленного созидания. Творческий процесс, процесс созидания, насыщенный личностными смыслами и ценностями, детерминированный внутренними возвышенными потребностями и мотивацией, способен духовно возвысить человека, сформировать четкую духовно-творческую позицию созидателя, субъекта творческой деятельности, Человека культуры. «Созидание, а не только созерцание красоты необходимо человеку. Созидание не только внешнее, для других, но и внутри себя, стремление к истине, добру и красоте спасет мир и человека» [Кирьякова 1999: 15]. Ценностным результатом образования и воспитания в данном случае является духовно развитая творческая личность, способная к продуктивному созидательному труду.

В данном контексте творческая деятельность является процессом и результатом самосовершенствования личности. Данный процесс упорядочен и проходит несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов. Вначале в процессе изучения родной истории, этнографического материала подростки приобретают глубокие знания в области русской народной культуры, затем осваивают целый ряд графических, каллиграфических, живописных и дизайнерских умений и на-выков, социокультурных и этнокультурных компетенций, необходимых им в творческой деятельности. Далее учатся анализировать различные ситуации, результаты собственной художественно-творческой деятельности, явления и предметы действительности, а также окружающий их мир в целом. На завершающем этапе ключевое значение приобретает творческая рефлексия подростка, его эмоционально-ценностное отношение к русской народной культуре, искусству, творчеству. Здесь происходит глубокое философское осмысление подростком своих чувств, действий, поступков, переживаний, индивидуального творческого бытия [Гаврилова 2014].

Реализация аксиологического подхода как системообразующего в процессе развития творческих способностей подростка предполагает следующее: 1) интериоризацию этнокультурных и общечеловеческих ценностей подростком с целью духовно-нравственного обогащения творческого опыта; 2) мониторинг качества художественного образования и эстетического воспитания личности на ценностно-смысловой основе; 3) формирование этнокультурных ценностных ориентаций, способствующих плодотворной творческой деятельности; 4) диагностику эмоционально-ценностной сферы личности, которая оказывает ключевое влияние на формирование творческой сферы.

Аксиологический подход к развитию творческих способностей подростка реализуется на уровне:

– мировоззренческом (способствует ментальному усвоению ценностных норм, формированию ценностных ориентаций подростка, системы ценностей на этнокультурной основе; направлен на формирование индивидуально-личностных качеств обучающихся; задает концептуальную стратегию развития современного художественно-эстетического образования на национальной основе);

– методологическом (обеспечивает методологическую основу процесса развития творческих способностей подростка, систематизирует и упорядочивает данный процесс, инициирует разработку теоретических основ творческой педагогики в контексте внедрения в образовательный процесс этнокультурного компонента художественного образования);

– процессуально-технологическом (предполагает обеспечение образовательного процесса необходимыми технологиями развивающего обучения подростков, использование в процессе художественного образования и эстетического воспитания технологических приемов и методов, а также педагогических средств, включающих ценностный компонент и активно воздействующих на эмоционально-ценностную сферу личности);

– нормативном (обусловливает применение аксиологических норм и принципов в процессе развития творческих способностей подростка; детерминирует основные закономерности, правила и аксиологические положения, реализуемые в современном образовательном учреждении/организации).

Потенциал аксиологического подхода в развитии творческих способностей подростка детерминирован его структурным содержанием, в центре которого аккумулируются гуманистический и гуманитарный компоненты культуры. Развивающий потенциал аксиологического подхода характеризуется активным включением подростка в ценностно-смысловую развивающую обогащенную среду, где он «впитывает» этнокультурные ценности, приобретает творческий опыт и широкие возможности для творческого саморазвития на основе национальной самобытности родной культуры. Данный потенциал характеризуется возможностью включения подростка в продуктивное ценностное взаимодействие с русской народной культурой на созидательном уровне, а также духовно-творческой, высоконравственной диалогической природой, воплощающей в себе идеалы гуманной педагогики, которая провозглашает человека высшей ценностью. В этом контексте творчество является сферой свободной самореализации личности, поиска новых способов и методов преобразования социокультурной реальности по законам красоты, добра и гармонии. При этом творческая деятельность становится индивидуальным жизненным маршрутом, позволяющим осуществлять многочисленные идеи, добиваться успехов в профессии, утверждать индивидуально-личностные и национальные идеалы в процессе созидания.

Специфика развития творческих способностей подростка в условиях реализации аксиологического подхода определяется возможностью выбора подростком индивидуального образовательного маршрута в процессе этнокультурации и постижения этнокультурных ценностей и смыслов. Для проектирования процесса развития творческих способностей подростка в рамках аксиологического подхода важно понимание того, что мир этнокультурных ценностей объективен, – это этнокультурная реальность, жизнь человека как части этнической общности со своими законами, традициями, обычаями, философией. Этнокультурные ценности являются содержанием образования, а также имеют личностные проявления – этнокультурные ценностные ориентации (установки, убеждения, интересы, стремления). В структуре личности этнокультурные ценностные ориентации составляют ядро аксиологического потенциала подростка, силу стремления к поставленной творческой цели, мотивированный выбор творческих действий, творческие достижения, согласные идеалам и личностно значимым явлениям и приоритетам. Этнокультурные ценностные ориентации детерминируют отношение личности к творчеству, русской народной культуре, окружающему миру, самой себе; определяют специфику и характер творческой деятельности, ценностное содержание произведения искусства или другого продукта творческой деятельности. Ценностное творческое самоопределение личности подростка в условиях реализации педагогического потенциала русской народной культуры представляет собой процесс и результат осознания и интериоризации этнокультурных ценностей, формирования индивидуально-личностной системы ценностей, стержневыми образованиями которой являются национальные ценности. Это обеспечивает гармоничное ценностное взаимодействие подростка с русской народной культурой в контексте творческой деятельности. Ценности и нормы русской народной культуры и духовно-творческой жизни, искусство, нравственность становятся органической составляющей творчества современного подростка.

Диалогическая природа аксиологического подхода заключается в возможности применять широкий спектр методов и форм организации образовательного процесса, междисциплинарный комплекс знаний на основе принципов мультикультурности и вариативности при сохранении разнообразия их культурных и этнокультурных особенностей. Аксиологические принципы, реализуемые в процессе развития творческих способностей современного подростка, позволяют вести эффективный диалог и совместно работать различным художественным концепциям и направлениям в искусстве с целью наиболее эффективного конструирования образовательного процесса, направленного на творческое развитие субъекта деятельности.

Таким образом, целесообразным является выделение аксиологического подхода как основополагающего в развитии творческих способностей современного подростка. Данный подход повышает эффективность процесса развития творческих способностей подростка за счет своей обогащенной духовно-ценностной природы и духовно-творческих характеристик, внедрения в образовательный процесс ценностного компонента, являющегося смыслообразующим звеном в структуре творчества, творческой деятельности, индивидуально-личностных качеств, творческих способностей подростка. Аксиологические характеристики развития творческих способностей подростка отражают гуманистическую направленность данного процесса и глубокие индивидуально-личностные творческие смыслы. Аксиологические ориентиры, воплощающие в себе этнокультурные ценности творчества современного подростка, составляют одну из сущностных основ стратегии в сфере художественного образования и эстетического воспитания. Педагогическая целесообразность реализации аксиологического подхода обусловливается его богатым развивающим потенциалом и духовно-творческой направленностью.

Литература

Баева Л. В. Ценности изменяющегося мира׃ экзистенциальная аксиология истории׃ монография. – Астрахань, 2004. – 275 с.

Власюк И. В. Ориентация будущего учителя на ценностное взаимодействие с семьей׃ дис. ... канд. пед. наук. – Оренбург, 1998.

Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М. : Аст, Минск : Харвест, Современный литератор, 2001. – 1312 с.

Гаврилова А. О. Структура педагогического потенциала русской народной культуры // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru/120-16022 (дата обращения: 08.06.2016).

Кирьякова А. В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования // Вестник ОГУ. Серия: Гуманитарные науки. – 1999. – № 1. – С. 13–19.

Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. – М.: Панпринт, 1998. – 1064 с.

Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. – М.: Гардарики, 2009. – 1072 с.

Размещено в разделах