Технология профессионально-коммуникативной подготовки инженера-агрария в условиях оптимизации образовательного процесса


скачать Автор: Ширяева К. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала

В статье рассматривается необходимость профессиональной коммуникативной подготовки специалиста аграрного профиля в связи с высокими требованиями современного сельскохозяйственного производства, когда надо быстро вливаться в производственный коллектив, адаптироваться к новым условиям работы и регулировать отношения между людьми в процессе совместной деятельности, работать в команде, организовывать командную работу как руководитель среднего звена, а процессуально-техноло-гические характеристики образовательного процесса недостаточно разработаны. В статье представлена авторская технология формирования профессионально-коммуникативной компетентности инженера-агрария, описаны ее этапы и их результативность.

Kлючевые слова: профессионально-коммуникативная компетентность, инженер-аграрий, технологические этапы.

THE TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL-COMMUNICATIVE TRAINING OF FARMER-ENGINEER IN THE TERMS OF EDUCATION PROCESS OPTIMIZATION

Katerina Shiryaeva

The article discusses the need for professional communicative training of agricultural specialists due to the high demands of modern agricultural production, when it is essential to quickly enter the production team, adapt to new working conditions and regulate relations between people in the process of joint activities, work in a team, organize teamwork as a middle manager, and procedural and technological characteristics of the educational process are not sufficiently developed. The article presents the author's technology of professional-communicative competence of a farmer-engineer, its stages and their effects.

Keywords: professional and communicative competence, engineer farmer, process stages.

В последнее время мы наблюдаем возрастание требований к выпускнику вуза, в связи с чем проблема улучшения качества образования выходит на первый план не только в России, но и за ее пределами. Выход из этой ситуации сопряжен с обновлением содержания образования, переосмыслением его цели и результата, оптимизацией образовательного процесса. Так как компетентностный подход в настоящее время является теоретико-методологической основой модернизации отечественного образования и подразумевает комплексное овладение умениями и знаниями, то следует отметить, что на мировом рынке труда в целом, и в аграрном секторе в частности, конкурентоспособность управленца поддерживается профессиональной коммуникативной компетентностью, необходимой для стимулирования работников сельскохозяйственного производства к принятию обусловленных ситуацией решений и побуждению их к самостоятельным действиям.

Это обусловливает все более обостряющиеся противоречия между растущей социальной потребностью в сельскохозяйственных кадрах, владеющих на высоком уровне способами эффективной межличностной коммуникации в процессе производственной деятельности, и неразработанностью процессуально-техноло-гических характеристик образова­тельного процесса.

Для решения данной проблемы мы обратились к выводам Н. М. Борытко о становлении сформированности технологии, которое представляет собой: 1) отработку отдельных элементов технологии; 2) отработку фрагментов технологии; 3) последовательное применение всей технологии в целом; 4) творческое (вариативное) ее применение [Борытко и др. 2006]. Но вместе с этим мы включили в нашу опытно-экспериментальную работу еще два этапа: диагностический (или предварительный) и этап оформления, отработки и внедрения; в итоге при проектировании формирующего эксперимента у нас получилось 6 этапов. Однако диагностический этап в саму технологию не входит, хотя и является этапом эксперимента. К тому же в процессе нашего исследования мы объединили некоторые из них. Так, например, мы поступили с этапами отработки отдельных элементов технологии и отработки фрагментов, объединив их в один этап, поскольку мы говорим о профессионально-коммуникативной компетентности и опираемся при этом на общие коммуникативные знания, способности и умения, ведь мы имеем дело не с абитуриентами и даже не со студентами первого курса, речь идет о студентах второго и третьего курсов. Что касается формирующего эксперимента, то в нем этап отработки отдельных элементов мы заменили концептуальным анализом результативного педагогического опыта, что дало нам основание считать первый этап пройденным, мы объединяем его со вторым. Этап оформления, отработки и внедрения тоже не является разделом самой технологии, но входит в экспериментальные этапы.

Соотнеся наши этапы с реальными условиями исследования, которое проходило на базе Волгоградского государственного аграрного университета со студентами различных факультетов, в итоге получили 3 этапа: 1) отработка фрагментов технологии; 2) последовательное применение всей технологии в целом; 3) творческое (вариативное) применение технологии. Рассмотрим их подробнее.

Этап становления направлен на формирование у студентов вуза осознания необходимости развития профессионально-коммуникативных компетенций на базе изучения и анализа личных коммуникативных качеств и освоения теоретических знаний о профессиональной коммуникативной деятельности будущего специалиста. Реализация нами первого этапа предполагает формирование профессионально-коммуникативных компетенций при освоении студентами дисциплин учебного плана специальности, обеспечивается разработанными в исследовании методическими материалами лекционных и практических занятий [Ширяева 2015: 115–117].

Этап закрепления направлен на развитие профессионально-коммуника-тивных компетенций будущего специалиста. Для реализации этого этапа нами дополнительно был разработан спецкурс «Введение в теорию коммуникации», предусматривающий усвоение студентами необходимых теоретических знаний по психологии общения.

Приведем для примера фрагменты данного спецкурса, наиболее ярко иллюстрирующие наше исследование.

Лекционное занятие 6. Коммуникация межличностных отношений.

1. Невербальная коммуникация и ее особенности.

После небольшой теоретической информации студентам раздают карточки с творческими заданиями, на которых изложена следующая ситуация: руководитель фермерского хозяйства проводит собеседование для приема на работу специалиста аграрного сектора (причем в группах агротехнологического факультета речь идет об агрономе, а в группах инженерно-технологического факультета – о механизаторе).

Примерный сценарий собеседования.

Здравствуйте. Меня зовут Иван Иванович. Расскажите немного о себе:

– Как Вас зовут?

– Где Вы прочитали наше объявление? (Как Вы узнали о наборе?)

– Какая вакансия Вас интересует?

– Сколько Вам лет? (Желательный возраст – 25–40 лет.)

– Какое у Вас образование?

– Какой опыт работы имеете? Где и кем работали? Что умеете делать?

– Что Вас не устроило на последнем месте работы? Почему решили уйти?

– Какую зарплату получали (в среднем в месяц)?

– Сможете ли ездить на работу в наш район?

– Есть ли вредные привычки?

– Имеете ли на руках трудовую книжку?

– Где прописаны?

В скобках к каждому заданию была дана поясняющая информация о том, какой результат должно иметь собеседование.

1) Соискатель неуверенный в себе, замкнутый, необщительный – работодатель явно не заинтересован в этом кандидате.

2) В меру уверенный в себе, но безынициативный соискатель – сомневающийся работодатель.

3) Активный и целеустремленный соискатель – работодатель заинтересован в кандидате.

Краткий сценарий собеседования был един для всех, варьироваться должны были только эмоциональная и невербальная составляющие.

2. Студенты разыграли 3 сценки, а зрители должны были догадаться о результатах каждого собеседования. Таким образом студентам была наглядно показана роль невербального компонента в речевой коммуникации.

Следует отметить, что наш спецкурс включает не только усвоение теоретических знаний (имеется в виду психология общения), но и активное участие (в рамках спецпрактикума) в тренинге, посвященном профессиональному общению [Ширяева 2015].

Этап преобразования включает дополнительно спецпрактикум «Социально-психологическая подготовка к профессиональному общению», направленный на формирования профессионально значимых компетенций, необходимых будущему инженеру-аграрию для эффективного профессионального общения. Л. В. Сухова и Л. Г. Молько в своих исследованиях [Сухова, Молько 2011] пишут о познавательной самостоятельности студентов, под которой понимается способность мыслить, анализировать ситуацию, вырабатывать собственное мнение, принимать решения и действовать по собственной инициативе.

Самостоятельная работа студентов на данном этапе нашей технологии находит отражение в работе над личным проектом совершенствования своих профессионально-коммуникативных компетенций и включает в себя коллективную разработку требований к оформлению проекта, проработку теоретического обоснования и универсальных практических рекомендаций его реализации; разработку личного проекта, при опоре на разработанные критерии, практический опыт (практика на производстве) и теоретические обоснования, выработанные в коллективной работе рекомендации.

На наш взгляд, только планомерное прохождение всех технологических этапов гарантирует оптимальное использование потенциала образовательной среды аграрного вуза, позволяющее моделировать настоящие условия сельскохозяйственной практики и осуществлять применительно к этой деятельности ряд возможностей (моделирование условий непринужденного творческого самовыражения, непосредственной вовлеченности в решение и воплощение идей, включение результатов своего труда в свою профессиональную деятельность) и гарантировать максимальный результат.

Разработанные в ходе исследования спецкурс «Введение в теорию коммуникации» и спецпрактикум «Социально-психологическая подготовка к профессиональному общению» могут активно использоваться преподавателями аграрных вузов как в полном объеме, так и фрагментарно. Исследование не носило жесткой привязки к определенному факультету, поэтому может быть применено к студентам различных направлений подготовки на средних и старших курсах бакалавриата.

Литература

Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогические технологии: учеб. для студентов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков: под ред. Н. М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 59 с. (Серия «Гуманитарная педагогика». Вып. 2.)

Сухова Л. В., Молько Л. Г. Развитие познавательной самостоятельности в профессиональной подготовке будущих специалистов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. – № 6 (60). – С. 47–51.

Ширяева К. Технология профессионально-коммуникативной подготовки инженера-агрария как субъекта профессиональной деятельности // Материалы третьей международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные технологии личностного развития: опыт, инновации, перспективы». – Самара : Нива, 2015. – С. 115–117.