О некоторых различиях советской и современной немецкой школьных систем


Автор: Гринин Е. Е. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2020 Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала

В 70-80-х годах мне довелось работать учителем в советской школе. Переехав на жительство в Германию, я получил возможность познакомиться с современной немецкой школьной системой сначала в качестве родителя учеников, а затем в качестве воспитателя продленной группы. Благодаря этому обстоятельству у меня есть редкая возможность сравнить эти две системы, в особенности роль учителя в каждой из них. Берусь утверждать, что советская школьная система имела существенные преимущества перед современной немецкой и обладала в целом гораздо большим КПД, то есть давала в среднем гораздо более качественные и глубокие знания гораздо большему количеству уч-ся, чем это делает немецкая школа. Причин для этого несколько.

Первая, и, пожалуй, главная – принципиально различное понимание советским и немецким учителем своей роли в учебном процессе. В Советском Союзе учителей готовили таким образом, что учитель осознавал свою ответственность не только за организацию учебного процесса, но и за конечный результат – реальные знания учащихся  в объеме государственной программы. То есть учитель должен был прилагать большие усилия,чтобы не только вести уроки, но и постоянно контролировать, насколько уч-ся усвоили учебный материал, помогать тем, кто не усвоил  или недостаточно усвоил его вплоть до организации дополнительных занятий для тех, у кого возникли трудности  по усвоению той или иной темы(вещь абсолютно немыслимая в немецкой школе). То есть советский учитель должен был постоянно ощущать свою личную ответственность за успеваемость класса. В советской школе  существовал постоянный контроль за работой учителя в виде регулярных посещений уроков директором, завучем или представителями районо.

Подход  немецкого учителя принципиально другой. Немецкий  учитель считает (так его учат в университете и таково требование системы), что его долг заключается в организации учебного процесса,  а то, насколько поняли и усвоили учащиеся материал, является проблемой  самих учащихся. То есть ответственность за конечный результат  учительского труда – качество знаний перекладывается почти полностью на плечи учащихся и их родителей. Если ученик не усваивает учебный материал, то виноват в этом только он  сам и уж никак не учитель. Таким  способом должна, согласно  господствующей теории, формироваться самостоятельность и личная ответственность ученика. На практике же такая квази – самостоятельность приводит к очень высокому проценту учащихся, которые, проучившись 9-10 лет, не получают  аттестат об окончании даже самой низшей ступени школы. Это в свою очередь порождает большое количество молодых людей, не имеющих возможности получить хоть какое-то профессиональное образование и  представляющих впоследствии серьезную проблему для общества.  Немецкий учитель полностью свободен в выборе тем, учебного материала, методики преподавания и освобожден от всякого  внешнего контроля со стороны администрации школы или вышестоящих органов, что нередко приводит к некачественной работе и низким знаниям учащихся. В качестве средств воздействия на учителя остается только контроль со стороны родителей и возможное их недовольство. Но этого явно недостаточно.   Немецкий учитель видит свою роль в том, чтобы донести до ученика некий учебный материал, обозначить свои требования по усвоению этого материала и осуществлять контроль за тем, насколько  учащиеся соответствуют этим требованиям. Поэтому очень многие родители, чтобы ликвидировать дефициты знаний, возникшие  в школе, вынуждены обращаться к услугам репетиторов. Репетиторство процветает.

Вторым принципиальным отличием советской и немецкой школьных систем является полное отсутствие в немецкой школе государственных программ и слабая обратная связь между учителем и учениками. Общей программы нет даже в рамках одной Земли, не говоря уже о всей стране в целом. Учебный материал в разных Землях различается очень сильно. Поэтому переезд семьи с ребенком школьного возраста из одной Земли в другую часто порождает большие проблемы в школе. Есть некий самый общий набор понятий, умений и навыков (в каждой Земле свой), которыми должен овладеть ученик того или иного класса. Определенным образом это координируется на семинарах по повышению квалификации, но не является обязательным. Все остальное отдано на откуп учителю. Поэтому  не редкость, когда в школах даже одного города в одинаковых классах изучается различный учебный материал. Это приводит к большому разрыву в качестве между отдельными школами (в одной могут учебный материал произвольно облегчить, в другой – усложнить).

Серьезной проблемой немецкой школы является  также  явно недостаточное количество контрольных и других письменных проверочных  работ, отсутствие ежедневных опросов знаний и выставления текущих оценок.  Как правило, проводится 2 основные контрольные работы в полугодие, на основании которых во многом  и ставится оценка за полугодие. Тетради даже в начальной школе проверяются далеко не каждый день. О ежедневной проверке тетрадей, как это делалось учителями начальной школы в советские времена, говорить и вовсе не приходится. В основном учитель просматривает  время от времени наличие выполненных заданий в тетради и ставит свою подпись (иногда с некими комментариями) в подтверждение того , что он видел, что работа сделана. Это затрудняет обратную связь между учителем с одной стороны и учениками и родителями - с другой. Ученики и родители не видят ежедневных оценок и не могут оперативно реагировать на ситуацию. Очень часто у родителей и у учеников  без ежедневных оценок создается иллюзия, что ситуация с учебой гораздо лучше, чем она есть на самом деле. Это  особенно отрицательно сказывается на успеваемости в начальной  школе и в средних классах. 

В качестве резюме можно сказать, что  советская школьная система требовала от учителя гораздо более интенсивного труда, но и обеспечивала в сравнении с современной немецкой школьной системой несравненно более высокое качество знаний  учащихся.

Одним из подтверждений этому может служить тот факт, что дети советских иммигрантов в Германии в 90-е годы показывали в школе в среднем гораздо более высокие знания (особенно по математике и предметам естественного цикла), чем их местные сверстники. Это  отмечали очень многие  немецкие учителя, работавшие с детьми наших иммигрантов.

Низкая  эффективность немецкой школы объективно  все отчетливее проявляется в том, что  с каждым годом увеличивается нехватка абитуриентов, поступающих на математические и инженерные факультеты, что, несомненно, представляет уже серьезную проблему для немецкой промышленности.