О необходимости переориентации ценностной составляющей национальной системы образования


Автор: Плахова Т. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2022 Выпуск 2 - подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Декабрь 2022

Раздумья о современной российской семье и школе – это трудные и мучительные раздумья об этих важнейших институтах общества, сориентированных в свое время на западные образцы и модели обучения и воспитания. Эти чуждые нам модели никак не способствовали воспитанию новых поколений россиян, не оторванных от своих исторических и культурных корней и в то же время устремленных в завтрашний день. А ведь, как известно, образование – самая важная проблема общества, здесь находятся главные возможности для духовного преобразования страны. Именно поэтому переориентация ценностной составляющей системы образования приобретает в сегодняшних реалиях жизни российского общества особую остроту и актуальность. Это объясняется целым рядом проблем и связанных с ними противоречий, на фоне которых осуществляется обучение и воспитание российских школьников и студенческой молодежи.

Вице-спикер Госдумы Пётр Толстой оценил проблемы российского образования: «…ту систему образования, которая сейчас у нас практикуется в Российской Федерации, никак иначе как навязанной извне, назвать нельзя, и я считаю, что наша задача постепенно, шаг за шагом, двигаться к изменению этой системы» (заседание рабочей группы по вопросам детской безопасности, защиты жизни и здоровья обучающихся и педагогических работников. 14 февраля 2022 г.).

Обратим внимание и на высказывания секретаря Совета безопасности РФ, в которых определяются те основы, которые должны быть заложена в отечественной системе образования. По словам Н. Патрушева, сложившаяся ситуация, когда Запад делает ставку на развал страны и ее образовательной системы, «доказывает необходимость отстаивания традиционных российских духовно-нравственных ценностей, реформирования системы образования и просвещения с возвращением исторически оправдавших себя преимуществ отечественной школы. Я и в настоящее время убежден в том, что советская школа образования исторически была самой передовой и прогрессивной в мире, и движение вперед должно осуществляться с учетом этого». По его словам, «необходимо больше внимания уделять развитию логического мышления, формировать устойчивые знания и умение принимать самостоятельные решения, развивать прикладное применение фундаментальных наук… В основе всего – развитие личных интеллектуальных и духовных качеств. Правильно воспитанные, всесторонне образованные, здоровые в физическом и моральном отношении дети, знающие и понимающие историю и культуру своей Родины, – это наше богатство и залог гарантированного успешного развития России» (интервью «Российской газете». РИА Новости. 26.06.2022).

Развернуть образование в сторону интересов страны можно только посредством разработки четкой и понятной обществу идеологии обучения и воспитания юных поколений, ибо полноценное образование без идеологии невозможно. Идеология позволит четко определить, какого Человека, Патриота, Гражданина должны воспитать российская семья и школа.

Но кардинальные изменения не произойдут без полного и честного анализа кризисных явлений в области российского образования, без осознания ошибок его реформирования в направлениях, никак не связанных с интересами России.

«В этих непростых условиях рождается страна, которая возвращает свое место. Дорогую цену мы заплатили за уроки доверия, верить нужно только в себя, в своих людей, в свою страну, в свое будущее. Вместе мы победим». (В. Путин.) И эта победа России, ее защита в дальнейшем во многом зависит от тех, кто сегодня сидит за школьной партой и в студенческой аудитории.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без создания национально-ориентированного образования. Школа как хранитель и транслятор духовных ценностей нации должна стать основой формирования национального самосознания.

Обращенность школы к истории страны, основам национальной культуры, духовному наследию народа станет стержнем формирования духовно-нравственных убеждений детей с малых лет. В этом состоит ее менталеобразующая функция.

Создание национально-ориентированной системы образования поможет пробудить в юном поколении национальное самосознание. Пробуждение этого редкого по нынешним временам ощущения, как правило, связано с оживлением интереса к отечественной истории и культуре, религии, народным традициям. Ведь в них сохраняется знание об особенных чертах национального характера, о тех нравственных идеалах и ценностях жизни, в контексте которых только и может строиться достойная жизнь достойного человека, имеющего четкие представления о добре и зле, прекрасном и безобразном в мире и человеке. 

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. …. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее». (В. В. Путин.)